Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Исследование когнитивных структур личности позволяет выявить важные механизмы формирования ценных личностных качеств, установить основы конструктивного развития личности, создать условия для социализации учащихся на разных ступенях образовательного процесса. Исследования, посвящённые возрастной периодизации когнитивных свойств, показаны в многочисленных работах зарубежных педагогов, психологов, философов и социологов. Однако в психологии до сих пор нет единого мнения о факторах, приводящих к изменениям в когнитивной структуре личности при переходе от одного возрастного этапа к другому. В связи с этим тема данной курсовой работы является актуальной.
Цель работы: проанализировать важнейшие когнитивные структуры различных возрастных категорий учащихся.
Исследование проводилось в 2018 - 2019 году. В задачи исследования входило:
1. Провести обзор теоретических основ исследования когнитивных структур личности
2. Выявить важнейшие когнитивные особенности личности младшего школьника
3. Определить когниивные особенности личности подростка.
4. Охарактеризовать основные когнитивные характеристики юношеского возраста.
5. Сделать выводы по результатам поведённого исследования.
Объект исследования – когнитивные структуры различных возрастных групп.
Предмет исследования – изменение когнитивных структур учащихся различных возрастных категорий.
Гипотеза исследования: важнейшие когнитивные структуры школьников изменяются при переходе из одной возрастной категории в другую.
Методы исследования:
Организационные методы исследования (сравнительный, лонгитюдный, комплексный метод);
Методы обработки данных
Интерпретационные методы
Структура работы. Данная курсовая работа содержит в себе введение, главу, посвящённую обзору теоретических основ когнитивной теории личности в психологии, главу, в которой показан анализ когнитивных особенностей различных категорий учащихся, заключения, списка использованных источников.
Глава 1. Теоретические основы исследования структуры личности в когнитивной психологии
1.1. Когнитивная теория личности: важнейшие понятия, принципы и подходы
Когнитивная теория личности исследует личностные особенности с точки зрения важнейших психических процессов, которые представлены мышлением, восприятием, запоминанием и учением. Слово "когнитивный" происходит от латинского глагола cognoscere – "знать". Психологи, которые рассматривают личность с точки зрения когнитивной психологии, утверждают, что человек – это не машина, слепо и механически реагирующая на внутренние факторы или на события во внешнем мире, напротив, разуму человека доступно большее: анализировать информацию о реальной действительности, проводить сравнения, принимать решения, разрешать проблемы, встающие перед ним каждую минуту [7].
Основоположником является американский психолог Дж. Келли (1905-1967). По его мнению, единственное, что человек хочет знать в жизни, — это то, что с ним произошло и что с ним произойдет в будущем. Главным источником развития личности, согласно Келли, является среда, социальное окружение. Когнитивная теория личности подчеркивает влияние интеллектуальных процессов на поведение человека. В этой теории любой человек сравнивается с учёным, проверяющим гипотезы о природе вещей и делающим прогноз будущих событий. Главным понятием в этом направлении является «конструкт» (от англ. construct — строить). Это понятие включает в себя особенности всех известных познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления и речи) [7, 8].
Психикой в когнитивной психологии называют свойство высокоорганизованной материи, которое обеспечивает отражение объективного мира в его отношениях и связях. Психика обладает двумя важнейшими функциями:
1. Отражение
2. Регулирование [2].
Данные функции находятся между собой в постоянной взаимосвязи.
Психическое отражение зеркальным не является; это не инертное копирование информации из окружающего мира. В психике информация проходит сложную обработку. Таким образом, данная функция заключается в активном отражении информации, поступающей из окружающей среды, в соответствии с потребностями человека, его эмоциями, особенностей мышления и органов чувств. Отражение - это субъективное представление об объективном мире, и оно находится в зависимости от субъекта.
Психическое отражение имеет следующие особенности:
1. Способность достоверно отображать окружающую действительность, и эта достоверность подтверждается на практике.
2. Формирование психических образов в ходе активной деятельности.
3. Обеспечение целесообразности деятельности и поведения.
4. Учёт индивидуальных особенностей человека [2, 4].
Психическое регулирование осуществляет управление поведение и деятельностью.
Психическая деятельность находится в зависимости от работы коры головного мозга, где к настоящему времени отмечают следующие зоны:
1. Сенсорные (осуществляют обработку информации, которая поступает от органов чувств).
2. Гностические (отвечающие за восприятие).
3. Моторные (производят управление скелетной мускулатурой, а соответственно всеми двигательными действиями человека).
4. Праксические (обеспечивают тонкую моторику и автоматизм в движениях).
5. Ассоциативные (перерабатывают информацию, участвуют в мыслительных процессах, связаны с памятью, вниманием, речью) [23].
Сознание с позиции когнитивной теории личности – высший уровень психического отражения и регуляции, которым обладает только человек. Оно представляет собой совокупность постоянно меняющихся мыслительных и чувственных образов, которые формируются у человека в процессе его жизненного опыта. Важнейшими параметрами сознания являются его активность, направленность, рефлексия, мотивация, уровни ясности. Любой индивид обладает уникальным сознанием, которое обусловлено его физическими и психическими особенностями, а также жизненным опытом [9].
А. В. Петровский выделяет основные характеристики сознания:
1. Сознание представляет собой совокупность знаний об окружающей действительности.
2. Различия субъекта и объекта в сознании закрепляются.
3. Сознание обеспечивают целеполагание в жизни человека.
4. Сознание включено в определённые взаимоотношения [3].
В целом сознание определяет действия человека, а также контроль за его поведением.
Важнейшей психической категорией с точки зрения когнитивной психологии является мышление[19]. Мышление человека является высшим познавательным процессом, отличающим его от животных. Способность мыслить, строить умозаключения, обобщать имеющийся опыт решения тех или иных жизненных задач определяет одну из важных способностей мыслительной деятельности человека – обучаемость [16].
Благодаря обучаемости, человек усваивает те или иные знания и пользуется ими в своей жизни. Мышление представляет собой форму творческого отражения человеком действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или у субъекта на данный момент времени не существует. В процессе мыслительной деятельности производится целенаправленное и целесообразное преобразование действительности. На основе мыслительной деятельности Информация, получаемая человеком из окружающего мира, позволяет ему представлять не только внешнюю, но и внутреннюю сторону предмета, развивать представления предметы в отсутствие их самих, предвидеть их изменение во времени, устремляться мыслью в необозримые дали [20].
Таким образом, когнитивная психология утверждает, что мышление является важнейшим способом отражения окружающей действительности, связанное с постоянным осмыслением человеком той жизненной ситуации, в которой он находится в настоящий момент времени. Мышление — это своего рода умственная и практическая деятельность, предполагающая систему включённых в неё действий и операций преобразовательного и познавательного (ориентировочно-исследовательского) характера [25].
Внимание когнитивных психологов всегда привлекали проблемы развития мышления. Наличие существенных различий в способностях людей к той или иной деятельности было осознано еще в глубокой древности. Было ясно, что каждого человека целесообразно использовать в соответствии с его умением.
Значительные исследования в области мыслительных процессов были проведены психологом Ж. Пиаже, который утверждал, что мышление человека необходимо понимать как творческое преобразование имеющихся в памяти представлений и мыслительных образов [6, 8]. По его мнению, отличие мышления от других познавательных процессов заключается в том, что оно всегда связано с активным изменением условий, в которых человек находится.
К началу 70-х гг. ХХ века когнитивная психология в той ее части, которая изучает высшие уровни интеллектуальных способностей (Дж. Гилфорд, 1971), становится практической наукой. Исследования стремительно перемещаются в область образования. Этому способствовали данные социологических исследований, показавшие, что люди, обладающие высоким уровнем развития интеллекта, составляют сравнительно небольшую часть населения (эти данные колеблются от 2,5 до 20%).
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемых источников
1. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. - СПб.: Питер, 2017. - 400 с.
2. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности.-М.: Рассказов, 2003.- с.356
3. Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Учебная деятельность: введение в систему Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова- М: Рассказов, 2004.- с.304.
4. Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних учебных заведений/ Л.С. Выготский. - М.: издательский центр "Смысл", 2013. - 486с.
5. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.- М., Интор, 1996 –544с.
6. Дейкина, А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения / А.Ю. Дейкина. - М.: Просвещение, 2012. - 235 с.
7. История зарождения и развития когнитивной психологии [Электронныйресурс]/режимдоступа:https://psychosearch.ru/napravleniya/cognitivepsy/433-istoriya-zarozhdeniya-i-razvitiyakognitivnoj-psikhologii (Дата обращения: 23.02.2019)
8. Когнитивная психология [Электронный ресурс]/ режим доступа: https://experimental-psychic.ru/kognitivnaja_psikhologija/ (Дата обращения: 23.02.2019)
9. Коробицына, Е. Л. Моделирование как один из способов формирования универсальных учебных действий в условиях развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова. – Вяземсякий, 2015. – 34 с.
10. Куликов, Л.В. Психологические исследования: Методические рекомендации по проведению.- СПб.: Речь, 2001,-184 с.
11. Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе // Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы.- М.: Сентябрь, 2001. – 240с.
12. Островерх О.С., Л.М.Романова и др. Формирование индивидуальных учебных действий у первоклассников или как научить младших школьников работать с черновиком.- Красноярск, ИПиПР, 2004.
13. Поливанова К.Н., Бугрименко Е.А. Рекомендации к построению перехода от дошкольного возраста к младшему школьному возрасту.- Красноярск, 1997.- 31с.
14. Развитие когнитивных структур личности в условиях различного образа жизни [Электронный ресурс]/режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kognitivnyh-strukturlichnosti-v-usloviyah-razlichnogo-obraza-zhizni (Дата обращения: 22.02.2019).
15. Раскина И.И., Баракина Т.В., Формирование представлений о модели и моделировании в начальной школе.//Омск: ОмГПУ, 2005.
16. Свиридова О.И., Лутошкина В.Н. Урочно-занятийная форма взаимодействия учителя и детей как условие развития учебной самостоятельности младших школьников // Сб. Педагогика развития: возрастная динамика и ступени образования. Ч.2 – Красноярск, 1997.- с.113-118
17. Сидорова, И.В. Развитие мотивация учащихся к самореализации на уроках и во внеурочной деятельности: пособие для учителей/ И.В. Сидорова, К.С. Ананьева. - Спб.: Питер, 2011
18. Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности. – СПб, 2003. – 608 с.
19. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. - Томск: Пеленг,1994.- 269с.
20. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? - Москва-Рига, 2000. - 222с
21. Black C. E. The Modernization Of Russian Society // The Transformation of Russian Society. Aspects of Social Change Since 1861. – Cambridge: Cambridge University Press, 1960. – 176 р.
22. Bredly J. The Moscow of Workhouse and UrbanWelfare in Russia. – Pithburg: Unipress, 1999. – 264 р.
23. Chirousky N. An Introduction to Russian History. – New York, 1967. – 182 р.
24. Moog W. Geshichte der Padagogik. – Munchen: Zurich, 1965. – 364 p.
25. Rancel David L. Mothers of Misery. Child Abandonment in Russia. – Princeton: Princeton University Press, 1988. – 264 р.