Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей является важным условием полноценного развития личности. Развитие мелкой моторики является частью общего сенсомоторного развития ребенка, и начинается на ранних этапах его развития. Недостаточное сенсомоторное развитие ребенка раннего возраста приводит к возникновению трудностей, которые связаны с этапом начального уровня образования. Так, недостаточный уровень развития мелкой моторики кистей и пальцев рук, приводит к тому, что в процессе обучения в школе, у ребенка, в первую очередь, возникают трудности, связанные с освоением письма, грамоты, каллиграфического письма, поскольку в основе этих видов деятельности лежат точные, высоко координированные и тонкие движения кистей, пальцев [1].
Нарушения мелкой моторики кистей и пальцев рук, могут возникать, при неправильном и недостаточном обучении и воспитании ребенка, при котором сенсомоторному развитию уделялось недостаточно внимания. Но также нарушения сенсомоторного развития, и в частности, мелкой моторики кистей и пальцев рук, могут возникать при некоторых патологических состояниях, заболеваниях ребенка. Например, общее недоразвитие речи (ОНР) с признаками дизартрии, может привести к тому, что у ребенка нарушается мелкая моторика, отдельные речевые и двигательные функции [2].
Кроме того, таким детям свойственны: заниженный порог восприятия, слухового внимания и памяти, несформированность эмоционально-волевой и мотивационной сфер, сниженные темп учебной деятельности и самоконтроль. Это существенно усложняет ситуацию. Проблема состоит в том, что подобные нарушения могут возникать на этапе обучения ребенка в начальной школе, что существенно усложняет процесс обучения, затрудняет овладение теми видами деятельности, которые требуют развитой мелкой моторики. В первую очередь, страдает освоение письма, каллиграфических навыков, соответственно, в дальнейшем это негативно отражается на учебной деятельности в целом. Ребенок не успевает записывать, не способен в полной мере освоить письмо, не может вести конспекты, планировать деятельность. В этом смысле на первый план выходит такое нарушение у детей младшего школьного возраста как дизартрия, поскольку при этом заболевании существенно страдает как состояние связочно-мышечного аппарата, так и нервно-психическая регуляция [4].
Противоречие. В настоящее время возникает противоречие между необходимостью проведения диагностической и коррекционной работы, направленной на выявление нарушений мелкой моторики у детей с ОНР при дизартрии и отсутствием стандартизированных и валидных методик диагностики.
Проблема исследования. Дизартрия является актуальной сложной медико-психолого-педагогической проблемой на современном этапе развития логопедии, как для врачей-неврологов, так и учителей, логопедов. Клиническая картина дизартрии имеет несколько форм, каждая из которых требует специфических приемов коррекции, а для этого необходимо их патогенетическая диагностика. Поэтому, учителям, логопедам, работающим с детьми младшего возраста с симптомами дизартрии и ОНР, приходится самостоятельно разбираться в структуре дизартрических расстройств [1]. Дизартрия как сложная проблема речевой и сенсомоторной патологии интенсивно изучается и освещается в теоретическом и практическом аспектах отечественной и мировой литературы.
Целью исследования является изучение состояния мелкой моторики кистей и рук у детей младшего школьного возраста с ОНР и признаками дизартрии.
Задачи исследования:
1. Проанализировать особенности развития мелкой моторики кистей и пальцев рук в онтогенезе.
2. Изучить особенности развития мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей младшего школьного возраста с ОНР при синдроме дизартрии.
3. Провести диагностику кистевого и пальцевого праксиса кистевого и пальцевого у детей с ОНР и синдромом дизартрии.
4. Оценить кинетический праксис (переключение поз, графические позы) у детей с ОНР при синдроме дизартрии.
Объект исследования – мелкая моторика кистей и пальцев рук у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей младшего школьного возраста с ОНР и признаками дизартрии.
Гипотеза исследования. В основу исследования положено предположение о том, что у детей младшего школьного возраста с ОНР и синдромом дизартрии, может наблюдаться нарушение мелкой моторики рук и кистей.
Теоретико-методологическая основа. Работа состоит из теоретического и практического этапа исследования. На теоретическом этапе был проведен анализ литературных источников, нормативно – правовых актов, методических пособий. На практическом этапе была проведена диагностика пальцевого и кистевого праксиса у детей младшего школьного возраста с ОНР и синдромом дизартрии.
Методы. В работе использовались методы диагностики кистевого и пальцевого праксиса, кинетического праксиса.
База. Работа проводилась на базе общеобразовательной школы.
Организация. Работа может быть полезна для разработки лекций, методических рекомендаций, учебных пособий для студентов, логопедов, дефектологов. Данные могут применяться логопедами и педагогами при разработке календарного планирования, составления плана занятий, конспекта уроков, для проведения коррекционных индивидуальных и групповых занятий по развитию мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с ОНР и синдромом дизартрии.
Структура работы. Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты развития мелкой моторики кистей и пальцев рук в норме и при патологии
1.1. Особенности развития мелкой моторики кистей и пальцев рук в онтогенезе
Сенсомоторное развитие - один из ведущих факторов развития ребенка. Активное взаимодействие его с окружающей средой (перцептивное, кинестетическое, пространственное и др.) формирует систему восприятия. В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…».
К периоду обучения в начальной школе у ребенка уже должна быть в полной мере развита мелкая моторика кистей и пальцев рук. Развитие мелкой моторики начинается с раннего возраста. Чем раньше начнется работа по развитию мелкой моторики, тем успешнее она будет, тем тоньше будут движения ребенка. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования и перехода ребенка в начальную школу являются [3]:
- ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и других;
- у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
Основным средством развития мелкой моторики является непосредственная предметная деятельность. Предметная деятельность способствует не только развитию представлений о сенсорных эталонах, сенсомоторики, но и творческих способностей младших школьников. Включение в работу с детьми предметной деятельности позволяет развивать моторную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счет работы с разными материалами [4].
Сенсомоторной организацией личности является определенный для человека уровень развития разных систем чувствительности, а также способ их объединения в комплексы. Поэтому сенсомоторные процессы представляют собой комплекс ощущения и восприятия личности. Отметим, что ощущение выступает одним из элементарных психических процессов, с которого берет начало познание человеком всего окружающего мира. От ощущения проистекают другие более сложные психические процессы, в частности, восприятие, память и мышление. При недоразвитии ощущения отмечается также недоразвитие мелкой моторики, поскольку ощущение является отражением в сознании человека различных свойств и качеств предметов или явлений, которые непосредственно воздействуют на его органы чувств.
В основе мелкой моторики лежит чувствительность кистей, рук, развитие восприятия и ощущения тонких движений. Тонкие ощущения дают возможность человеку воспринимать сигналы и отражать различные признаки предметов внешнего мира и состояния организма. Именно ощущения являются связующим звеном человека с внешним миром и выступают основным источником познания и условием психического развития личности [20].
Существует несколько типов ощущений, которые разделяются на группы. Так, Е.И. Рогов выделяет три основные группы, среди которых следующие:
- интероцептивные, объединяюшие сигналы, которые доходят до человека из внутренней среды организма;
- пропиоцептивные, обеспечивающие получение информации о положении тела в пространстве, а так же о положении опорно-двигательного аппарата, обеспечивающие регуляцию движений человека;
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Венгер Л.А, Пилюгина Е.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей детского сада– М.: Просвещение, 2011. –167 с.
2. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. –М.; –Л.: Гос. учеб.-педагогич. изд-во, 1935.
3. Гербова В.В., Казакова Р.Г., Кононова И.М. и др.; Воспитание и развитие детей раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. сада – М.: Просвещение, 2010. – 224 с.
4. Гризик Т.И. Ловкие пальчики.– М: Просвещение, 2007.- 54 с.
5. Гуревич П.С. Психология и педагогика. – М.: ЮНИТИ, 2015. – 320 с.
6. Дворова И.В., Рожков О.П. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-4-го года жизни.– М.: МПСИ Модэк, 2007.– 266 с.
7. Дубровина И.В. и др. Психология. Учебник для студ. сред. пед. учебн. заведений. – М.: Академия, 2012. – 464 с.
8. Запорожец А.В. Психология и педагогика игры дошкольника. – М., 2013. – 411 с.
9. Ильина М.Н. Развитие ребёнка от первого дня жизни до шести лет – М.: Дельта, 2011. – 159 с.
10. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.Учеб. пособие для студентов сред. пед. учебн. заведений. – 3-е издание исправ. и доп. – М.: Академия, 2011. – 416 с.
11. Краснощёкова Н.В. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста. Игры, упражнения, тесты.– Ростов н/Д: Феникс, 2007.– 246 с.
12. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Учебник для студ. вузов. – М.: Академия, 2010. – 452 с.
13. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: – М.: ВЛАДОС, 2011. – 688 с.
14. Павлова Л.Н., Волосова Е.Б., Пилюгина Э.Г.. Раннее детство: познавательное развитие. Метод. пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
15. Пилюгина В.А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. –М.: Просвещение, 2006. – 112 с.
16. Поддъяков Н.Н., Аванесова В.Н. Сенсорное воспитание в детском саду. Пособие для воспитателей. – М.: Просвещение, 2011. – 192 с.
17. Рогов Е.И. Общая психология. – М.: Владос, 2012. – 433 с.
18. Столяренко Л.Д. Основы психологии. –Ростов-на-Дону.: Феникс, 2002.
19. Усова А.П., Обучение в детском саду. – М.: «Просвещение», 1970. – 208 с.
20. Шаграева О.А. Детская психология. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 368 с.
21. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. – М.; Мозаика-Синтез, 2009. – 72 с.