Фрагмент для ознакомления
2
В современной психологической науке профессиональная деятельность и профессиональное развитие личности служат объектом изучения целого блока отраслей, подотраслей и разделов. В них преобладает тенденция изучения профессиональной деятельности взрослого человека только с точки зрения ее внутреннего психологического содержания, отвлеченного от более широкого жизненного контекста, в котором она реально протекает. При таком подходе объяснение генезиса профессиональной деятельности, развития ее внутреннего строения, порождения и трансформаций в ней психических новообразований личности профессионала и многих других проблем выводится исключительно из закономерностей самой профессиональной деятельности, из механизмов ее «самодвижения». В действительности психологическая динамика профессиональной деятельности и процесса профессионализации личности обусловлена взаимодействием человека не только с предметом труда, средствами труда, трудовым коллективом и другими производственными факторами. Немаловажное, а может быть, и решающее значение имеет взаимодействие с индивидуальной жизнью в целом, в ходе которого она осознается взрослым человеком как особый «предмет», требующий приложения немалых усилий, а профессиональная деятельность в этой связи осмысливается им как «средство» или «способ» построения жизненного пути. Психологическое исследование любого вида деятельности взрослого человека, в т. ч. и профессиональной, должно вестись в биографическом контексте и раскрывать, в первую очередь, то, как эта деятельность вплетается в структуру жизнедеятельности. Жизнедеятельность при этом понимается как ведущая деятельность зрелой личности, направленная на преобразование ею собственной жизни в индивидуальный жизненный путь в соответствии со смыслом жизни. В той мере, в какой каждый конкретный вид деятельности взрослого человека участвует в реализации смысла жизни, он инкорпорируется или выпадает из структуры жизнедеятельности. Чтобы установить место и роль частного вида деятельности в структуре жизнедеятельности взрослого человека, необходимо проанализировать содержательное и структурное соотношение внутренних мотивов данной деятельности со смыслом жизни как собственным «мотивом» жизнедеятельности. Такой подход позволяет рассматривать жизнедеятельность не как «одну из» спектра видов деятельности, которыми владеет субъект, а как полидеятельностное образование, интегрирующее самые различные виды деятельности субъекта в рамках единой смысловой направленности жизненного пути [1]. При рассмотрении всякой деятельности как структурного компонента индивидуальной жизнедеятельности и анализе ее психологического соотношения со смыслом жизни она становится объектом психологии жизненного пути личности. Данная отрасль исследует психическую феноменологию, механизмы и закономерности индивидуальной жизнедеятельности, по ходу которой происходит все более глубокое познание человеком жизненного пути, а сам человек проявляется и формируется в качестве субъекта познания и преобразования жизни [1]. Одна из основных задач субъекта жизни заключается в совмещении и соподчинении всех доступных ему видов деятельности в составе жизнедеятельности так, чтобы они максимально содействовали реализации смысла жизни. В роли субъекта жизни личность призвана обеспечить: – распределение жизненных ресурсов (временных, энергетических, материальных и др.) между отдельными деятельностями, включенными в структуру ее жизнедеятельности. Она «инвестирует» эти ресурсы преимущественно в те деятельности, которые гарантируют наиполнейшую реализацию смысла ее жизни, и не позволяет их поглощать тем деятельностям, которые не помогают или даже мешают в осуществлении смысла жизни. То, сколько времени и сил субъект затрачивает на конкретную деятельность в своей жизни, напрямую зависит от вклада этой деятельности в строительство индивидуального жизненного пути; – сообразование каждой частной деятельности, включенной в структуру жизнедеятельности со смыслом жизни, что предполагает преобразование ее внутреннего строения и оптимизацию ее динамики; – координацию и субординацию всех парциальных видов деятельности между собой в составе жизнедеятельности, в результате чего складывается более или менее удачная их «композиция». Все это характеризует личность как субъекта целостной жизни, а не частных видов деятельности, и предполагает «внутреннюю активность по «сшиванию швов» между различными деятельностями человека» [2]. Но чем регулируется эта специфическая субъектная активность? Для ответа на данный вопрос необходимо учитывать, что с включением любого вида деятельности в состав жизнедеятельности он приобретает новую «жизнестроительную» функцию, наделяется новым инструментальным, орудийным значением по отношению к реальному жизненному пути. Объективной характеристикой места и роли частной деятельности в практическом воплощении смысла жизни и созидании индивидуального жизненного пути выступает жизненный, биографический смысл данной деятельности. Жизненный смысл – это объективное отношение определенного вида деятельности к процессу практической реализации человеком смысла своей жизни, место и роль этой деятельности в структуре целой жизнедеятельности, ее инструментальное значение для построения индивидуального жизненного пути. В индивидуальной психике жизненный смысл той или иной деятельности представлен в форме смысловых структур и процессов, определяющих пристрастное отношение личности к этому виду деятельности, побуждающих и направляющих ее субъектную активность. Личность, изменяющая в функции субъекта жизни конкретный вид деятельности, руководствуется в своей активности жизненным смыслом этой деятельности. В соответствии с этим смыслом личности приходится какими-то видами деятельности поступаться, а какие-то виды деятельности отстаивать. Во всяком случае они выступают не как недвижимый балласт, но превращаются в объект ее активного отношения. На этом этапе характер взаимосвязи личности и системы ее деятельностей объективно меняется: если раньше деятельности входили в личность в качестве ее основания и предрешали ход ее психического развития, ее психологическую судьбу, то теперь личность способна вершить судьбу каждой отдельной деятельности, сохраняя или отбрасывая ее как объективную часть своей жизни. Если активность, направленная на сообразование деятельности с ее собственным мотивом, характеризует личность как субъекта данной деятельности, то активность, нацеленная на «подгонку» этой деятельности к смыслу жизни, квалифицирует личность уже как субъекта жизни. Субъект жизни воспроизводит различные виды деятельности не в отрыве друг от друга, а в системном единстве, которое и есть человеческая жизнь. Как подчеркивает А.Н. Леонтьев, «развитие, умножение видов деятельности индивида приводит не просто к расширению их «каталога». Одновременно происходит центрирование их вокруг немногих главнейших, подчиняющих себе другие» [3]. Личность как субъект жизни есть субъект системы деятельностей, из которых «соткана» индивидуальная жизнь. Из изложенного выше следует, что индивидуально-психологическая специфика профессиональной деятельности и профессионального развития личности во многом детерминируется тем инструментальным смыслом, которым профессия наделяется в контексте практической реализации смысла жизни. У профессионального труда наличествуют и собственные смыслообразующие мотивы, цели и задачи, которые обособляют его в ряду других деятельностей взрослого человека. Психология жизненного пути сосредотачивается как раз на том, как присущие профессиональной деятельности мотивы, цели и задачи соотносятся с психологической структурой жизнедеятельности, которая конституируется смыслом жизни, жизненными целями, планами, программами и т. д. В зависимости от этого внутреннего соотношения профессиональная трудовая деятельность объективно по-разному позиционируется в структуре целостной жизнедеятельности личности. Ключевые вопросы для изучения профессиональной деятельности в рамках психологии жизненного пути следующие: «В какой мере личность, фигурирующая как субъект профессионального труда, выступает при этом в качестве субъекта жизни? Осуществляется ли смысл жизни человека в процессе его профессионального труда? Насколько профессиональная карьера как путь реализации мотивов и ценностей труда конвергирует с жизненным путем как магистральной линией осуществления смысла всей жизни?». Рассуждая о соотношении смысла жизни с мотивом отдельно взятой деятельности, мы несколько упрощаем суть дела. С точки зрения современного смыслового подхода, взаимосвязи разных видов деятельности определяются внутренним взаимодействием не изолированных смысловых структур, а целостных смысловых систем – «молярных единиц» смысловой сферы личности. Строго говоря, мотив профессиональной деятельности и смысл жизни как собственный мотив жизнедеятельности следует трактовать не как «монолитные» образования, а как «динамические смысловые системы» – сложноорганизованные комплексы смысловых структур (ценностей, мотивов, смысловых диспозиций и т. д.), порожденных и функционирующих как единое целое внутри определенного вида деятельности. Все большее число исследователей усматривает в смысле жизни не какую-либо одну смысловую структуру, а целый ансамбль смысловых структур и процессов. Еще В. Франкл отмечал, что смысл жизни включает не только ценности («смысловые универсалии»), но и множество смыслов конкретных ситуаций [4]. Этому созвучно определение смысла жизни В.Э. Чудновским: «Смысл жизни как психическое образование представляет собой не просто определенную идею, жизненную цель, ставшую для человека ценностью высокого порядка. Психологическую основу смысла жизни составляет структурная иерархия, система больших и малых смыслов» [5]. Еще более недвусмысленную характеристику смысла жизни как динамической смысловой системы дает Д.А. Леонтьев: «Смысл жизни представляет собой концентрированную описательную характеристику наиболее стержневой и обобщенной динамической смысловой системы, ответственной за общую направленность жизни субъекта как целого» [6]. Исследование индивидуальной жизнедеятельности как полидеятельного образования требует психологической реконструкции смысловой сферы личности, в которой динамические смысловые системы, присущие частным видам деятельности, по-разному соотносятся (не пересекаются, частично накладываются, полностью сливаются и т. д.) с динамической смысловой системой жизнедеятельности – смыслом жизни. Очевидно, что роль профессиональной деятельности в структуре жизнедеятельности будет зависеть от места, занимаемого профессиональными мотивами и ценностями в динамической структуре смысла жизни. В современной отечественной и зарубежной психологии проблема соотношения трудовой деятельности с жизнедеятельностью, взаимосвязи профессиональных мотивов и ценностей со смыслом жизни только лишь прорисовывается. Тем не менее, как указывает В.Э. Чудновский, это направление исследований «имеет не только практическую, но и теоретическую «составляющую»: рассмотрение данной связи должно помочь лучшему пониманию функционирования механизмов смысла жизни» [5, с. 599-600]. Одной из актуальных задач в данной проблемной области является систематизация тех способов, при помощи которых люди «состыковывают» профессиональную деятельность со смыслом жизни, вписывают ее в структуру собственной жизнедеятельности. По сути, речь идет о разработке типологии жизненного смысла профессионального труда, об обобщении и классификации наиболее распространенных вариантов смыслового отношения субъекта жизни к своей профессии. Среди редких работ, подступающих к данному вопросу, следует назвать теоретические исследования Д.Н. Завалишиной, Э.Ф. Зеера, Н.С. Пряжникова, А.Р. Фонарева и др. Особо следует выделить эмпирические исследования Л.Г. Перетятько и Т.В. Максимовой, которые содержат не только постановку проблемы, но и предлагают ее конкретные решения. Так, Л.Г. Перетятько на материале обследования студентов педагогических специальностей выделяет четыре типа значимого отношения личности к профессии: увлечение профессией, профессиональное призвание, разочарование в профессии, отчуждение профессии [7]. В свою очередь Т.В. Максимова по результатам опроса учителей приходит к различению трех вариантов соотношения профессии со смыслом жизни: 1) педагогическая профессия составляет главный смысл жизни учителя, является ведущим компонентом структурной иерархии смысла жизни; 2) значимость педагогической профессии не достигает уровня главного смысла жизни, являясь подчиненным, но достаточно «весомым» компонентом структурной иерархии смысла жизни; 3) значимость педагогической профессии является периферическим компонентом структурной иерархии смысла жизни [8]. При всей значимости и оригинальности этих исследований они не всегда планомерно и методично применяют смысловой подход для разработки указанной проблемы. Между тем эвристический потенциал данного подхода в изучении смысла жизни и производного от него жизненного смысла профессии трудно переоценить. Здесь, на наш взгляд, целесообразно воспользоваться общепсихологической классификацией смыслов, введенной В.В. Столиным и М. Кальвиньо: «Можно рассматривать четыре возможных отношения, в качестве которых может выступать то или иное явление в структуре деятельности: 1) явление выступает в качестве мотива; 2) явление представляет собой условие, способствующее достижению мотива; 3) явление представляет собой условие, препятствующее достижению мотива; 4) явление представляет собой условие, содействующее достижению одного мотива и препятствующее достижению другого. Этим четырем отношениям соответствуют и четыре возможных смысла явления: смысл мотива, позитивный смысл, негативный смысл, конфликтный смысл» [9]. Сообразно с приведенной классификацией профессиональная трудовая деятельность может приобрести в структуре целостной жизнедеятельности следующий жизненный смысл. 1. Профессиональная деятельность как смысл жизни. В данном случае профессиональная деятельность всецело сливается с жизнедеятельностью и предстает не как один из многих видов деятельности, практикуемых в индивидуальной жизни, а как дело всей жизни, превосходящее по своей значимости остальные деятельности. Личность прокладывает индивидуальный жизненный путь посредством построения профессиональной карьеры, соединяя в этом процессе функции субъекта профессии и субъекта жизни. Такое тождество профессиональной трудовой деятельности и жизнедеятельности наблюдается тогда, когда собственные мотивы профессионального труда приобретают характер ведущих жизненных мотивов, подчиняющих себе мотивы всех остальных видов деятельности в индивидуальной жизни. В данном случае эти мотив