Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Актуальность использования логистики в материальной сфере обусловлена несколькими аспектами. Во-первых, в последнее время наблюдается тенденция сужения сферы массового и многосерийного производства. Расширяется применение универсального оборудования, гибких перенастраиваемых (производственных) систем. Производители получают все больше заказов на производство небольших партий и даже единичных изделий. При этом со стороны покупателей все чаще выдвигается требование удовлетворить потребность за минимально короткий срок с высокой степенью гарантии.
Производственная логистика (ПЛ), являясь одной из функциональных подсистем интегрированной логистики, решает вопросы организации движения материальных ресурсов и управления им непосредственно между стадиями производственного процесса, включая подачу сырья и материалов на рабочие места. То есть в узком смысле занимается планированием, организацией внутрипроизводственной транспортировки и управлением ей, буферизацией (складированием) и поддержанием запасов (заделов) сырья, материалов и незавершенного производства производственных процессов стадий заготовки, обработки и сборки готовой продукции (ГП), т. е. в целом представляет собой регулирование производственного процесса в пространстве и во времени.
Логистика производственных процессов вносит упорядочивание передвижения материальных потоков во время производства продукции. Материальный поток от источника сырья и до конечного потребителя проходит несколько производственных звеньев. Управление им специфично на данном этапе и называется производственной логистикой.
Данная логистика изучает все процессы, которые происходят в данной сфере материального производства, следовательно, производство материальных услуг и благ. Все процессы на производстве принято делить на основные и вспомогательные. К задачам производственной логистике относятся управление материальным потоком внутри завода, которое создают материальное благо. Производственная логистика должна обеспечить производство необходимым количеством в необходимые сроки материалом. А также обеспечить непрерывную занятость рабочих мест с помощью непрерывного движения различных предметов труда.
Цель исследования – провести анализ и обоснование выбора логистической концепции на пивоваренном заводе.
Задачи исследования:
1) изучить теоретические аспекты пивоваренного производства;
2) дать общую характеристику предприятия;
3) провести анализ и обоснование выбора логистической концепции на пивоваренном заводе.
Объект исследования – пивоваренный завод.
Предмет исследования – производственная логистика.
Работа по структуре состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
1 Теоретические аспекты пивоваренного производства
1.1 Ключевые факторы и тенденции развития пивоваренной отрасли России
Современный российский рынок пива является одним из крупнейших в мире по объему производства, динамичности развития и уровню емкости. Данные рынок характеризуется наличием широкого ассортимента продукции, наличием большого числа сегментов, доминированием крупных корпораций, широким разнообразием каналов реализации продукции, развитой производственной инфраструктурой и высоким уровнем модернизации производственных фондов, уровнем интегрированности производства. Пивоваренная отрасль является инвестоемкой, инновационной ориентированной: 3% рабочих мест в данной отрасли создают более 20% валового продукта всей пищевой промышленности РФ. Вместе с тем, пивоваренная отрасль РФ характеризуется высоким уровнем модернизации производственных фондов.
Специфическими особенностями пивоваренной отрасли являются :
– высокий уровень концентрации производства, консолидации промышленных активов;
- доминирование вертикально-интегрированных пивоваренных корпораций федерального уровня;
– сезонный характер изменения потребительского спроса; зависимость потребления пива от времени года, погодных условий и географии мест продаж; в данном контексте Юг России характеризуется более высокой емкостью рынка пивоваренной продукции;
– высокие государственные ограничения сбыта и продвижения пива в условиях доминирующей конкурентной позиции крепких спиртных напитков на рынке алкогольной продукции России.
В России наибольшую долю рынка составляют крепкие напитки, в то время как в странах ЕС доминирующие позиции занимает пивная индустрия. Высокая конкурентная позиция крепких спиртных напитков на отечественном рынке влияет на стратегический маркетинг пивоваренных предприятий. Данное обстоятельство ограничивает перспективы развития пивоваренного производства ввиду ограниченной емкости рынка. Структура производства пива по сортам представлена в таблице 1.
Таблица 1 - Структура производства пива по содержанию алкоголя и сортам в 2012-2016гг. в натуральном выражении, %
В частности, в 2012-2016гг. отмечается изменение структуры производства пива в России (в т.ч. рост доли безалкогольного и крепкого пива). Доля светлого пива практически неизменна, при этом происходит перераспределение долей между темным и нефильтрованным пивом, что обусловлено развитием крафтового темного и светлого нефильтрованного пива на рынке HoReCa и в сегменте минипивоварен. Указанная тенденция начинает проникать и на рынок промышленно произведенного пиво.
В соответствии с уровнем конкурентных позиций выделяется три группы пивоваренных предприятий:
— крупные вертикальноинтегрированные пивоваренные корпорации;
— пивоваренные предприятия регионального уровня: самостоятельные структуры, не входящие в вертикальноинтегрированные корпоративные бизнесгруппы, работающие на локальных продовольственных рынках;
— мини-пивоварни, специализирующиеся на производстве крафтового пива на локальные сегменты рынка.
В структуре участников пивоваренной отрасли РФ ключевые позиции занимают крупные вертикально-интегрированные корпорации, обладающие значительными производственными мощностями, наличие вертикально-интегрированного производственно-технологического цикла, значительного финансового потенциала, связанного с принадлежностью к транснациональным пивоваренным корпорациям, широкая география продаж продукции.
Создание вертикально интегрированных корпораций способствукет трансформации организационно-экономических отношений в территориальном АПК, проявляениями которой являются :
— структурная реорганизация территорриальных агропродовольственных рынков;
— трансформация отношений собственности, связанная с процессами спецификации активов, с формированием интегрированных производственных комплексов, образующих полный производственно-стоимочтной цикл;
— инновационная модернизация производственных мощностей в территориальном АПК;
— активизация трансрегионального оборота ресурсов и капитала, вызванная экспансией корпоративного капитала в территориальне АПК.
При этом западные пивоваренные концерны реализуют три модели экспансии на российский рынок:
— использование так называемых лицензионных брендов, которые «по лицензии» варятся в России при якобы полном контроле западных экспертов;
— создание «фальшивых» лицензионных брендов, не имеющих зарубежную историю;
— приобретение конкурентоспособных отечественных пивзаводов с их успешными торговыми марками с целью последующего развития; данные операции формирования холдинговой взаимозависимости осуществляются как с географической, так и с маркетинговой точки зрения;
— приобретение и развитие местных локальных брендов на национальном уровне. Одной из ключевых тенденций развития пивоваренной отрасли России является снижение среднедушевого потребления пива.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Ершова И.В. Предпринимательское право: Учебник / И.В. Ершова, Т.М. Иванова. - М.: Изд-во «Кнорус», 2013. - 315 с.
2. Еськова Н. А. Консолидация государства, бизнеса и общества как фактор устойчивого развития и обеспечения национальной безопасности /Н.А.Еськова //Сборник научных статей. Материалы международной научнопрактической конференции «Современные тенденции и механизмы консолидации государства, бизнеса, общества». - Курск: Издательство Курского института менеджмента, экономики и бизнеса, 2014. - С. 27-32
3. Захарова Е.Н., Бирюков Е.В., Поддубный А.А. Информационные инструменты развития АПК региона. Майкоп: Изд-во АГУ, 2013. 175 с.
4. Зубков Г.С. и др. Торговая логистика: Учеб. пособие. Ростов н/Д., 2014.
5. Керашев А.А., Мокрушин А.А., Прохорова В.В. Проблемы и перспективы развития межотраслевого обмена в территориальном АПК на основе механизмов корпоративной интеграции // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2015. № 4 (170). С. 173-181.
6. Костоглодов Д.Д., Саввиди И.И., Стаханов В.Н. Маркетинг и логистика фирмы М.: ПРИОР, 2015.
7. Леншин И.А., Юрченко А.В. Практикум по логистике. М.: Машиностроение, 2014.
8. Линдерç М.Р., Фирон X.Е. Управление снабжением и запасами: Логистика / Пер. с англ. СПб.: Полигон,2014.
9. Логистика: Учеб. пособие / Под ред. Б.А. Аникина. М.: Инфра-М, 2010
10. Логистика: Учебник / Под ред. Б.А.Аникина: 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2014.- 368 с.
11. Мартьянычев А.В., Оболенский Н.В., Агафонов В.П. Стратегия развития малого и среднего бизнеса в пивоваренной отрасли России // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2015. № 3(125). С. 175-180.
12. Медведев В.А., Присяжнюк А.С. Информационные системы и технологии в логистике и управлении цепями поставок. Учебное пособие. — СПб: Университет ИТМО, 2016. — 183 с.
13. Миротин Л.Б., Тышбаев Ы.Э. и др. Транспортная логистика: Учеб. пособие. М.: Брандес, 2013.
14. Мокрушин А.А., Кесян С.В. Корпоративное управление интеграционными трансакциями в АПК региона: функциональные особенности, критерии эффективности // Новые технологии. 2013. № 4. С. 61-67.
15. Муртазинова К. Р. Управление цепью поставок на основе логистики // Молодой ученый. — 2012. — №3. — С. 174-176.
16. Нагловский С.Н. Логистика. Ретроспектива. Прогнозирование. Управление. Эффективность. Надежность. Ростов н/Д., 2014.
17. Новиков О.А., Уваров С.А. Логистика: Учеб. пособие. СПб.: ИД "Бизнес-пресса", 2014.
18. Основы логистики: Учеб. пособие / Под ред. Л.Б. Миротин и В.И. Сергеева. М.: Инфра-М, 2014.
19. Петров А.Н. (ред.) и др. Стратегический менеджмент. Учебник для вузов. — 3-е изд. Стандарт третьего поколения. — СПб.: Питер, 2012. — 400 с.
20. Плоткин Б.К. Введение в коммерцию и коммерческую логистику: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во С.-Петербург, ун-та экономики и финансов,2014.
21. Полыгалин В.В. Логистика. Метод. указания для модульного обучения. Модуль 2, темы 5-9 — Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2011. – 87 с.
22. Практикум по логистике: Учеб. пособие / Под ред. Б. А. Аникина. М.: Инфра - М, 2014.
23. Технология производства пива в России. - https://www.agroprodmash-expo.ru/ru/articles/tekhnologiya-proizvodstva-piva-v-rossii/