Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в каждом государстве создана своя пенсионная система, которая призвана помогать тем гражданам, которые лишились трудоспособности. В Российской Федерации принципы, по которым функционирует пенсионное обеспечение военнослужащих, имеет существенные отличия от общей.
Среди актуальных социально-политических и экономических проблем, прямо и опосредованно связанных с обеспечением национальной безопасности России, особого внимания заслуживает проблематика пенсионного обеспечения военнослужащих.
Военнослужащие получают пенсии за выслугу лет, по инвалидности, а члены их семей - по случаю потери кормильца в системе государственного пенсионного обеспечения. При этом некоторые лица, в соответствии с действующим законодательством, вправе рассчитывать на назначение им нескольких пенсий, например, трудовой по старости и по государственному пенсионному обеспечению.
Выплата пенсий гражданам, которые относятся к данной категории, и членам их семей регулируется отдельным законодательным актам и выплачивается не через Пенсионный фонд, а через другие уполномоченные органы – силовые ведомства.
Военнослужащие, как и все граждане страны, имеют конституционное право на пенсионную поддержку со стороны государства. Законодательно предусмотрено несколько типов военной пенсии в зависимости от причин завершения службы, включая выплаты членам семьи защитника Родины в случае его гибели.
Степень научной разработанности проблемы. Вопросы развития теории, методологии, права социального обеспечения России нашли свое отражение в работах российских ученых С.С. Алексеев, О.С. Иоффе, М.Д. Шаргородский, А.Ф. Шебанов. На современном этапе юридические нормы рассматриваются в основном на уровне учебной литературы, учебники под редакцией М.Н. Марченко, A.B. Малько, В.Д. Перевалова и др.
Объект исследования - пенсионное обеспечение военнослужащих в Российской Федерации.
Предметом исследования - являются научные работы, материалы периодической печати, нормативно-правовые акты и практики по теме исследования.
Цель курсовой работы – рассмотреть организацию пенсионного обеспечения военнослужащих и приравненных к ним лиц, организацию социальной защиты ветеранов в РФ.
Задачи:
-определить законодательные основы пенсионного обеспечения военнослужащих и приравненных к ним лиц.
-рассмотреть правовые основы пенсионного обеспечения военнослужащих.
-дать характеристику видам пенсий военнослужащих.
- выявить преференции от государства ветеранам ВОВ.
- проанализировать социальную поддержку ветеранов боевых действий и воинской службы.
-рассмотреть помощь ветеранам труда.
Методологические основы исследования составляют труды отечественных и зарубежных авторов, посвященных вопросам развития теории и методологии в сфере социального обеспечения.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Организационно-правовые основы системы пенсионного обеспечения военнослужащих в России
1.1 Законодательные основы пенсионного обеспечения военнослужащих и приравненных к ним лиц
Принципы пенсионной поддержки граждан сформулированы в федеральном законе № 166-ФЗ от 15.12.2001 «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». В статье 8 данного закона перечислены отдельные условия, при соблюдении которых военнослужащий или его близкие могут претендовать на пенсию[5].
Во всех деталях порядок финансовой поддержки государством таких лиц обозначен в законе № 4468–1 от 12.02.1993, затрагивающем также служащих органов внутренних дел, личный состав национальной гвардии и т. д.
Пенсионное обеспечение военнослужащих осуществляется без участия Пенсионного фонда России, однако, наличие у пенсионера-силовика минимально необходимого гражданского стажа позволяет ему претендовать и на страховую пенсию на общих основаниях. В таком случае применимыми становятся также и нормы закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» [6].
Пенсионная система Российской федерации во многом унаследовала принципы государственной материальной поддержки военнослужащих и членов их семей, установленные еще в советские периоды. В настоящее время законные основания на получение военной пенсии за выслугу лет имеют лица, отслужившие по контракту не менее двадцати лет, а также граждане, чей суммарный трудовой стаж равен или превышает срок в 25 лет, из которых 12,5 лет или более приходятся на службу в Вооруженных силах.
Для назначения пенсии за выслугу лет на основе общего 25-летнего трудового стажа, как минимум, половина которого приходится на военную службу, обязательно достижение лицом возраста 45 лет на момент увольнения со службы. Еще одним основанием для получения пенсионной поддержки от государства является инвалидность, приобретенная в процессе воинской службы либо проявившаяся после ее завершения по причинам, прямо с ней связанным[8, c 79].
При этом на безусловную пожизненную пенсию такого типа могут рассчитывать лишь инвалиды-мужчины старше 60 лет и женщины с ограниченными возможностями не младше 55 лет. Специальной экспертизой может быть установлено, что лицо, не достигшее такого возраста, инвалидом больше не является – в таком случае выплата данной пенсии прекращается.
Если смерть военнослужащего наступила в связи с исполнением им профессиональных обязанностей, государство берет на себя материальное обеспечение лиц, кормильцем которых он являлся. К их числу относятся иждивенцы защитника Родины – дети, братья, сестры и внуки младше 18 лет, неработающий супруг, ухаживающий за детьми возрастом до 14 лет, и другие категории родственников, по тем или иным причинам неспособных обеспечивать себя самостоятельно.
Статья 43 закона № 4468–1 устанавливает в качестве основы для исчисления пенсионной поддержки денежное довольствие военнослужащего, включающее в себя следующие составные части:
-должностной оклад;
-оклад по воинскому или специальному званию;
-ежемесячная надбавка за выслугу лет. В той же статье нормативного акта значение денежного довольствия для целей определения величины пенсии устанавливается с начала 2012 г. в размере 54% от реальной суммы с ежегодным увеличением на 2%, пока не будет достигнуто 100% значение.
В зависимости от уровня инфляции годовой прирост может быть скорректирован в большую сторону. Расчет размера пенсии за выслугу лет осуществляется следующим способом: двадцатилетняя служба в Вооруженных силах обеспечивают будущему пенсионеру 50% от номинальной суммы денежного довольствия, каждый дополнительный год службы дает прибавку в 3%, но, не превышая 85% в совокупности[7, c 54].
Военнослужащим со «смешанным» 25-летним трудовым стажем также полагается половина величины жалованья, при этом надбавка за каждый год свыше такого стажа составляет 1%. Пенсия по инвалидности определяется на основании денежного довольствия сходным образом. Его доля, направляемая на пенсионные выплаты, рассчитывается в зависимости от степени ограничения физических возможностей военнослужащего и вызвавших такое состояние причин.
Наличие инвалидности III группы, возникшей вследствие травмы, полученной при исполнении профессиональных обязанностей, обеспечивает военнослужащему половину денежного довольствия в качестве пенсионной поддержки. Инвалидность II и I группы дает право на 85% от жалованья. Если же причиной инвалидности стала болезнь, приобретенная во время военной службы, то величина пенсии составит 40 и 75% от размера жалованья соответственно.
Материальная поддержка в связи с утратой кормильца, полагающаяся в определенных случаях супругу и ближайшим родственникам погибшего военнослужащего, как и в предыдущих ситуациях, рассчитывается на основе его денежного довольствия: половина в случае гибели из-за военной травмы и 40%, если причиной гибели стал недуг, приобретенный в месте прохождения службы.
1.2 Правовые основы пенсионного обеспечения военнослужащих
Установленные законодательством правила, регламентирующие пенсионное обеспечение военнослужащих
Пенсионное обеспечение военных пенсионеров регламентируется рядом законов, основным из которых является Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (последние изменения, внесенные в него, датируются 20 декабря 2017 г.) [9].
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 25.12.2010. № 237.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (Ч. II) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ // Собр. законодательства РФ. - 2016.-№30
3. Трудовой кодекс РФ (С изменениями на 01.01.2010 г.) // Собр. законодательства РФ. - 2016.-№28
4. Федеральный закон «О ветеранах» РФ 2019 года (N 5-ФЗ (редакция 2018-2019)) // Российская газета 2019. № 3.
5. Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (Редакция закона от 01.01.2019) // Российская газета 2019. № 6.
6. Федеральный Закон «О социальной защите ветеранов в РФ» № 181-ФЗ от 24.11.1995 г. (в ред. от 31.12.2015 N 199-ФЗ) // Российская газета 2015. № 44.
7. Асхаков, С.И. Справочник социального работника / С.И. Асхаков. - М.: Феникс, 2014. - 131 c.
8. Буянова, Марина Право социального обеспечения / Марина Буянова. - М.: КноРус медиа, 2013. - 829 c.
9. В памяти и добром здравии. Старшее поколение, общество и политика. - М.: Весь Мир, 2018. - 220 c.
10. Галаганов, В. П. Организация работы органов социального обеспечения / В.П. Галаганов. - М.: Академия, 2016. - 192 c.
11. Григорьева, И.А. Пожилые в современной России. Между занятостью, образованием и здоровьем / И.А. Григорьева. - М.: Алетейя, 2016. - 323 c.
12. Гуслова, М. Н. Теория и методика социальной работы / М.Н. Гуслова. - М.: Academia, 2017. - 160 c.
13. Дробышевский, С. А. Политическая организация общества и право как явления социальной эволюции / С.А. Дробышевский. - М.: Проспект, 2015. - 272 c.
14. Жигарева, Н. П. Комплексная реабилитация инвалидов в учреждениях социальной защиты / Н.П. Жигарева. - М.: Дашков и Ко, 2017. - 216 c.
15. Кравцова, Т.В. Модернизация института социальной ответственности / Т.В. Кравцова. - М.: Содействие - XXI век, 2018. - 991 c.
16. Николаева, Е. Ю. Право социального обеспечения / Е.Ю. Николаева. - М.: РИОР, Инфра-М, 2017. - 559 c.
17. Никонов, Д.А. Право социального обеспечения / Д.А. Никонов, А.В. Стремоухов. - Москва: СИНТЕГ, 2013. - 608 c.
18. Сулейманова, Г. В. Право социального обеспечения / Г.В. Сулейманова. - М.: Феникс, 2017. - 352 c.
19. Телегина, Т. Д. Право социального обеспечения в вопросах и ответах / Т.Д. Телегина. - М.: ТК Велби, Проспект, 2015. - 208 c.
20. Топчий, Л. В. Социальное обслуживание населения. Ценности, теория, практика / Л.В. Топчий. - М.: РГСУ, 2017. - 322 c.
21. Холостова, Е.И. Энциклопедия социальных практик / Е.И. Холостова. - М.: Дашков и К°, 2018. - 304 c.
22. Шестакова, Е. В. Льготы от "А" до "Я" / Е.В. Шестакова. - М.: Феникс, 2014. - 224 c.