Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Разработка конкурентной стратегии является закономерным этапом эволюции комплексного анализа хозяйственной деятельности предприятий в условиях современной рыночной экономики. В качестве объекта бизнес – анализа выступают различные бизнес — процессы и бизнес — модели компаний, а также количественные и качественные показатели их деятельности.
Разработкой стратегии на предприятии можно назвать систематизированные и комплексные процессы по сбору и обработки различной информации, предназначенной для аналитики потребностей и механизмов деятельности предприятия с целью выявления имеющихся проблем у бизнеса и предложения методов для их эффективного решения.
Актуальность данной темы заключается в том, что современные предприятия часто в своей практике сталкиваются с проблемами, возникающими в их текущей деятельности во всех сферах своей деятельности (маркетинг, финансы, производство, логистика и т. д.). Используемые методы SWOT-анализа и других инструментов призваны решать существующие проблемы.
Объект работы – сотрудники туристского предприятия.
Предмет работы – мнение сотрудников о предприятии.
Целью исследования можно назвать SWOT-анализ туристского предприятия с целью выявления его сильных и слабых сторон и конкурентоспособности в целом.
В связи с этой целью ставятся следующие задачи:
Дать понятие SWOT-анализа
Определить функции и задачи SWOT-анализа
Выявить цели, на которые он направлен
Провести SWOT-анализ конкретного предприятия.
Работа состоит из двух частей: в первой части рассматриваются теоретические основы бизнес – аналитики (сущность, функции, цели SWOT-анализа), во второй части проводится комплексный анализ туристского предприятия на основе социологического опроса.
Для раскрытия темы были использованы различные современные исследования по бизнес – анализу (данные Международного института бизнес – анализа, работы М. Портера) и различные интернет - источники и журналы по рассматриваемой проблематике.
1.Теоретические аспекты изучения современных организаций с помощью метода SWOT-анализа
1.1.Сущность и элементы бизнес-анализа предприятий
Бизнес - анализом на предприятии можно назвать систематизированные и комплексные процессы по сбору и обработки различной информации, предназначенной для аналитики потребностей и механизмов деятельности предприятия с целью выявления имеющихся проблем у бизнеса и предложения методов для их эффективного решения [16].
Макарова Л.В. пишет, что для построения своей конкурентной стратегии предприятие прибегает к помощи различных аналитических инструментов, которые помогают ей провести анализ некоторых сторон своей деятельности и сформировать тактику дальнейшего развития [9, c.63].
Чуркина В. отмечает, что бизнес – анализ предприятия включает в себя пять этапов [14, c.54]:
Сбор данных о состоянии и качестве исследуемой корпоративной области;
Фронт – энд – это начальный процесс по получению входной информации к обработке, создание многочисленных обобщающих аналитических таблиц;
Создание прототипа аналитической модели;
Развертывание и интегрирование обработанных аналитических данных в бизнес – потребности предприятия;
Бэк – энд – получение выходной информации о состоянии подвергшегося улучшению объекта, рассмотрение новых требований.
Бизнес – анализ может содержать системы улучшения корпоративных процессов, изменений в организации и деловой практики руководства компании, аспекты стратегического планирования и внедрения полученных результатов в политику организации.
Бизнес-анализ тесно связан с анализом требований, поступающих от руководства предприятия, ее сотрудников, контрагентов. Он также нацелен на создание условий для качественных изменений организации, которые требуются для того чтобы компания, в конченом счете, достигла своих стратегических целей. Эти изменения подразумевают изменения в стратегии компании, ее структуре, политике.
Международный Институт Бизнес-Анализа (IIBA, International Institute of Business Analysis) также, в свою очередь, определяет бизнес-аналитику как процесс по сбору, анализу и проверки информации определенной группой специалистов с целью изменения и улучшения экономических процессов, протекающих на предприятии.[12].
Следовательно, бизнес-анализ призван изучать проблемы и выявлять возможности бизнеса в рамках требований, существующих у руководства предприятия к ведению своей деятельности, и находить решения, которые бы позволили организации достичь своих краткосрочных и долгосрочных целей.
К основной задаче бизнес – аналитики на предприятии относится исследование и в дальнейшем предложение моделей для решения кризисных вопросов или методов по улучшению существующего положения предприятия в определенной области (например, маркетинг, финансы, логистика и т.д.). В конечном счете, бизнес – анализ сводится к построению хорошей модели, способной учесть все моменты и найти подходящие для решения проблемы решения.
На рисунке 1 представлена схема функционирования бизнес – анализа.
Рисунок 1 - Схема функционирования бизнес – анализа [12]
Бизнес — анализ является закономерным этапом эволюции комплексного анализа хозяйственной деятельности предприятий в условиях современной рыночной экономики. В качестве объекта бизнес – анализа выступают различные бизнес — процессы и бизнес — модели компаний, а также количественные и качественные показатели их деятельности.
Необходимо отметить, что бизнес – аналитика имеет не только корпоративную, но и определенную общественную значимость, поскольку в процессе бизнес — анализа учитываются не только экономические, но и социальные и экологические факторы окружающей среды. В этом смысле бизнес — анализ представляет собой метод реализации принципов социальной ответственности бизнеса и обеспечения условий устойчивого развития как отдельных компаний, так и общества и экономики в целом [13].
Основными элементами бизнес – анализа можно назвать [18]:
-комплексный анализ предприятия, его состояния, положения в отрасли и т.д.
-разработка и сбор требований к изменению некоторых бизнес – процессов.
-анализ поступивших на обработку в рабочую группу бизнес – аналитиков требований.
-построение аналитической модели решения проблемы.
оценка и проверка правильности и эффективности принятого на предприятии решения.
Бизнес – аналитика нацелена на получение следующих результатов (таблица 1).
Таблица 1 - Цели бизнес – анализа [13]
Таким образом, бизнес-аналитика – это практическая дисциплина, направленная на выявление потребностей компании и поиск решений возникающих бизнес-проблем. Такие решения могут предполагать разработку различных систем, усовершенствование бизнес-процессов, организационные изменения, стратегическое планирование, формулировку различных политик компании.
1.2.Основные функции и задачи SWOT-анализа
Одним из распространенных и популярных инструментов бизнес-анализа является SWOT-анализ.
Как отмечает Подгорнов В.В., основная цель SWOT-анализа – исследование сильных и уязвимых сторон предприятия [11, c.33]. Должен быть проведен анализ потенциальных угроз от факторов извне, поиск и определение предположительных путей развития фирмы. Кроме того, анализ помогает установить связи между данными составляющими.
Курилкин И.Е. отмечает, что разработка SWOT-анализа принадлежит профессору Кеннету Эндрюсу. Именно он занялся добавлением в анализ факторов извне и тех, что есть внутри, к матрице и получил в результате наглядную классификацию определений явлений, проектов или организаций для выбора основных факторов, определяющих уровень успеха [6, c.16].
Если говорить о названии анализа, следует отметить, что аббревиатуру SWOT можно отнести к наименованиям, которые часто выдвигаются американскими учителями по бизнесу для того, чтобы начинающие предприниматели могли легче запоминать фундаментальные принципы.