Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире насчитывается 29 государств с федеративным устройством. Наиболее известны из них Австрия, Бразилия, Германия, Индия, Канада, Россия, США, Швейцария, Российская Федерация. Каждая федерация по-своему своеобразна и неповторима. Это разнообразие связано с тем, что образование и развитие федеративного устройства проходили в разнообразных исторических, политико-социальных и экономических условиях. Наряду с этим идея федеративного государства не имеет такой универсальный характер, как, к примеру, идеи естественных прав человека, демократии или же разделения властей. Последние, образовавшиеся за много лет до утверждения первых конституций, и в настоящий момент сохраняют свое неизменное и повсеместное воздействие.
По мнению немецких конституционалистов «каждая федерация может быть федерацией лишь на собственный, национальный лад. В отдельно взятом федеративном государстве используются специфические методы распределения предметов ведения и полномочий, что делает это государство неповторимым в той же мере, в какой неповторима любая отдельно взятая человеческая личность. Таким образом, не существует некоей универсальной модели федерации, к которой мог бы прибегнуть законодатель страны, конструируя ее федеративное устройство и оформляя его в конституции» . При этом ФРГ, наряду с Российской Федерацией, несмотря на все различия между ними, немецкие конституционалисты все же относят к так называемым «классическим образцам» федеративных государств.
Однако уникальность каждого федеративного государства вовсе не препятствует теоретическому осмыслению проблем федерализма. Точно так же, как для биологии важно установление существенных признаков человека, которые отличают его от других организмов нашей планеты, так и для конституционного права большое значение имеет определение существенных признаков федерации, которые отличают ее от других форм государственного устройства, то есть тех признаков, без которых государство не может быть названо федерацией. Но вместе с тем такое исследование должно быть неразрывно связано с изучением национальной специфики отдельного федеративного государства.
Исходя из этого, цель данной курсовой работы заключается в исследовании федеративного устройства ФРГ и РФ.
В соответствии с данной целью необходимо представить задачи курсовой работы:
-выделить понятие федеративного устройства;
-рассмотреть основные принципы современных федеративных отношений в России и Германии;
- рассмотреть особенности распределения компетенции в сфере законодательной и исполнительной власти между федерацией и субъектами федерации в России и Германии;
- рассмотреть особенности распределения компетенции в сфере судебной власти между федерацией и субъектами федерации в России и Германии.
Объектом курсовой работы является изучение общественных отношений, которые складываются в процессе формирования федеративного устройства таких государств, как ФРГ и РФ.
Предметом курсовой работы выступает совокупность средств и методов правового регламентирования, которые сформировались в процессе изучения выше обозначенных отношений.
В процессе работы применялись, такие методы исследования как анализ, синтез, моделирование, аналогия, дедукция, и обобщение.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФЕДЕРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ И ГЕРМАНИИ
1.1 Понятие федеративного устройства
Дефиниции «федерализм» и «федеративное устройство» в большинстве случаях применяются как синонимы. В свою очередь, они соотносятся как общее и частное. Федерализм является дефиницией наиболее широкой и содержательной. Смысл федерализма не ограничивается только видоизменением государственной сферы, а охватывает всю общественную структуру всецело: «...федерализм... может сосуществовать без федерации, однако неосуществимо существование федерации без федерализма» . Федерализм определен потенциалом самоуправляющихся образований наиболее действенно предоставлять, беречь и узаконивать общие интересы. Свое прямое и непосредственное выражение он находит как в государственных, так и в институтах общества (профсоюзах, общественных движениях и т.д.).
Ученый Д. Элейзер, исследуя федерализм как родовую дефиницию, представлял такие его виды, как непосредственно федерация, конфедерация, федерализм как система противостоящих отношений между могущественным федеративным государством и федерируемым в его состав иным государством (это: США и Пуэрто-Рико), ассоциированная государственность, квазифедеративные образования - унии, лиги (государства АСЕАН), кондоминиумы, конституционная регионализация (Италия), конституционное самоуправление (Япония) .
Федеративное устройство выступает как наиболее законодательно регламентированной формой федерализма, так и более освоенной юридической доктриной. Создана система признаков, которые характеризуют федеративное устройство государства. Одной из наиболее сущностных особенностей федерации выступает политическая и юридическая вероятность участия регионов в исполнении вопросов общей государственности.
Федерализм и федеративное устройство не отвергают суверенитет государства, но все же проявляют существенное воздействие на его образование и реализацию независимой воли и власти. Такое устройство предполагает «равновесие федеральной и местных властей, при котором федерированные части сохраняют особое, своеобразное самостоятельное участие в правительственной организации общефедерального суверенитета» . Функции и законодательный статус субъектов федерации не изменяются федеральными органами единолично, поскольку на основе идеи федерализма субъекты являются изначальными хранителями функций, которые, в свою очередь, кроются непосредственно в полномочиях федерации.
Часть 5 ст. 66 Основного Закона отмечает «статус субъекта РФ может быть трансформирован по согласию как РФ, так и субъекта РФ на основании федерального конституционного закона. Субъекты РФ являются государственными образованиями России. Параллельно с этим, статус границ субъектов РФ существенно отличается от статуса границ иных суверенных стран» .
В.В. Гайдук указывает «в федеративном государстве, если сравнивать с унитарным государством, присутствует двойственность источника формирования воли: основным признаком как федеративного государства, а также субъекта федерации выступает присутствие у субъекта федерации определенного права на формирование общефедеральной воли (как вместе с иными субъектами федерации, так и самостоятельно). С помощью использования этого права субъекты федерации участвуют в определенного рода правоотношениях, называемых федеративными» . Правовед Н.А. Филиппова в своей научной работе указывает «в федеративном государстве суверенная воля формируется в процессе консолидации непосредственно воли народа, с одной стороны, а также воли субъектов федерации - с иной. В федеративном государстве «общая воля» создается из двойного источника: из совмещения пунктов - волеизъявления граждан и субъектов федерации» .
Субъекты федерации включены в исполнительную и законодательную федеральную власть , главным свойством субъекта федерации представляет участие власти на местах в образовании общей власти. Сказанное дает возможность говорить о присутствие у субъекта федерации конкретных прав в отношениях с федерацией, которые и составляют его законодательный статус как субъекта государства .
Определение России как федеративного государства уточняется в конституционных нормах о суверенитете РФ, верховенстве российского Основного Закона и законов на всей территории РФ и прочее (ст. 4), о составе равноправных субъектов РФ и основах федеративного устройства (ст. 5), о единстве гражданства РФ (ст. 6), органах государственной власти РФ и ее субъектов, о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации (ст. 11).
Главнейшими для понимания базовых основ конституционного строя выступают положения, представленные в ст. 5 Конституции РФ:
Российская Федерация включает в свой состав республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа - равноправных субъектов РФ.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. - 04.08.2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 06.01.1997. - № 1. - Ст. 1.
3. Основной закон Федеративной Республики Германия (Вместе с <Извлечением из Конституции Веймарской республики от 11.08.1919>) (Принят 23.05.1949) (с изм. и доп. от 29.07.2009) // Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Европейский Союз, Соединенные Штаты Америки, Япония: учеб. пособие. - 8-е изд., исправл. и доп.- М.: Инфотропик Медиа, 2012. С. 164 - 245.
Научная и учебная литература
4. Ахметзянова Э.Р. Влияние концепции судебного федерализма на организацию судебных систем России и Германии // Российская юстиция. 2009. № 10. С. 11 - 14.
5. Безруков А.В. Конституционно-правовые аспекты осуществления законодательной власти по обеспечению правопорядка в России: монография. - М.: Юстицинформ, 2015. - 188 с.
6. Гайдук В.В. Федеративное государство: конституционно-правовое регулирование отношений между Российской Федерацией и ее субъектами. М.: Палеотип, 2004. С. 52.
7. Гриценко Е.В. Роль конституционного суда в обеспечении прямого действия Конституции в Германии и России // Журнал конституционного правосудия. 2013. № 1. С. 14 - 15.
8. Забелина М.В. Конституционно-правовое регулирование установления и изменения границ субъектов Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013. С. 3.
9. Закон Федеративной Республики Германия о Конституционном Суде Федеративной Республики Германия от 12 марта 1951 г. // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 03.03.2019.
10. Закон Федеративной Республики Германия о судоустройстве от 27 января 1877 г. (Gerichtverfassungsgesetz, GVG) // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 03.03.2019.
11. Колоколов Н.А. Судебная власть как общеправовой феномен. М., 2007. С. 23.
12. Кольев А.Н. Нация и государство. Теория консервативной реконструкции. М.: Логос, 2005. С. 241.
13. Коновалова Л.Г. Разделение властей с четко обозначенными и реальными полномочиями парламента как признак парламентаризма // Российский юридический журнал. 2017. № 3. С. 39 - 54.
14. Правосудие в современном мире: монография / В.И. Анишина, В.Ю. Артемов, А.К. Большова и др.; под ред. В.М. Лебедева, Т.Я. Хабриевой. М.: Норма, Инфра-М, 2012. 704 с.
15. Рыжаков А.П. Правоохранительные органы: учебник для вузов. 4-е изд. // Справочно-правовая система КонсультантПлюс. 2016.
16. Саленко А.В. Конституционные основы германского федерализма // Сравнительное конституционное обозрение. 2015. № 6. С. 71 - 79.
17. Семеновский И.Д. О некоторых особенностях государственно-территориального устройства современных федеративных государств // Конституционное и муниципальное право. 2017. № 2. С. 40.
18. Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма: Дис. д-ра юрид. наук. М., 1997. С. 69.
19. Филиппова Н.А. Представительство субъектов Российской Федерации: доктринальные основы и особенности конституционно-правового регулирования: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2011. С. 15.
20. Хессе К. Основы конституционного строя ФРГ. М., 1981. С. 276 - 277.
21. Шайхеев Т.И. Статья: Российский федерализм: особенности конституционной модели и проблемы ее практической реализации // Государственная власть и местное самоуправление. 2015. № 6. С. 3 - 8.
22. Шарифов М.Ш. Влияние этнократизма на обеспечение государственного суверенитета и федерализма // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 7. С. 24 - 32.
23. Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата и магистратуры. 4-е изд., изм. и доп. М.: Статут, 2017. 624 с.
24. Элейзер Д. Сравнительный федерализм // Полис. 1995. N 5. С. 106.
25. Ященко А.С. Теория федерализма. Опыт синтетической теории права и государства. Юрьев: Тип. К. Маттисена, 1912. С. 319 // Справочно-правовая система Гарант, дата обращения03.03.2019.
Судебная практика
26. Постановление Конституционного Суда РФ от 20 апреля 1999 г. № 7-П «По делу о проверке конституционности положений пунктов 1 и 3 части первой статьи 232, части четвертой статьи 248 и части первой статьи 258 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с запросами Иркутского районного суда Иркутской области и Советского районного суда города Нижний Новгород» // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 17. - Ст. 2205.
27. Постановление Конституционного Суда РФ от 7 марта 1996 г. № 6-П «По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 16 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» в связи с жалобами граждан Р.И. Мухаметшина и А.В. Барбаша» // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 14. - Ст. 1549.