Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Процесс развития речи нормально развивающихся школьников и с отклонениями всегда была в центре изучения специалистов в области психологии и педагогики. В современной образовательной системе популярность набирает идея гуманизации обучения, в итоге на первое место выходит личность обучающегося, в первую очередь, школьника с отклонениями в развитии. Целью любого образовательного учреждения, в котором осуществляется специальное образование, является организация обучения таким образом, чтобы ученику было комфортно и доступна для понимания образовательная программа. При этом школа должна воспитать полноценную личность, готовую к жизни в обществе и взаимодействии с окружающими.
Наиболее актуальным вопросом в сфере специального образования является процесс развития речи школьников с отклонениями в развитии. Так как интеллектуальные нарушения приводят к задержке в развитии речи, то процессу формирования речевого навыка необходимо уделить пристальное внимание. Именно от уровня сформированности речи напрямую зависит процесс социализации умственно отсталых школьников, их полноценная общественная жизнь.
Данная группа обучающихся страдает проблемами в корректном формировании фонетической стороны речи. Умственно отсталые школьники, используя устную речь, часто делают ошибки именно в области звукопроизношения. По этой и другим причинам важную роль играет правильная организация коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения.
В психолого-педагогической литературе мало информации о коррекционной работе, а именно методах и средствах работы по исправлению звукопроизношения умственно отсталых младших школьников. Таким образом, в силу возникшего противоречия между существующими предпосылками необходимости формирования правильного звукопроизношения и не разработанностью методического аспекта, нами была сформулирована проблема исследования: какие есть актуальные методы и средства, а в целом, какие педагогические условия способствуют формированию правильного звукопроизношения у младших школьников с интеллектуальными нарушениями.
В процессе изучения психолого-педагогических особенностей развития умственно отсталых школьников нами была выделена цель исследования: выделить особенности коррекции звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников.
Объектом исследования выступают младшие школьники с умственной отсталостью.
Предметом исследования – особенности коррекции нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников
Гипотеза исследования: процесс формирования правильного звукопроизношения будет более эффективным при соблюдении условий:
• учет индивидуальных особенностей развития умственно отсталых младших школьников;
• правильно подобранные методы и средства для коррекционной работы с умственно отсталыми младшими школьниками.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую работу по выделенной проблеме.
2. Выделить особенности речевого развития умственно отсталых школьников, в частности звукопроизношения.
3. Экспериментальным путем выявить особенности звукопроизношения умственно отсталых младших школьников.
4. Проанализировать научно-методическую литературу с целью изучения имеющихся принципов, методических приемов коррекционной работы с умственно отсталыми школьниками.
5. Составить программу коррекционной работы с умственно отсталыми младшими школьниками.
В качестве методологической основы были использованы труды Л.С.Выготского, А.А.Леонтьева, А.Р.Лурия. С.Л.Рубинштейна и др.
Исходя из сформулированной цели и задач исследования были использованы следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение и эксперимент.
Материалы исследования могут быть применены в практике работы коррекционных образовательных учреждениях.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ
1.1 Закономерности формирования фонетико-фонематической стороны речи у детей в норме
В состав фонетической стороны речи входят взаимосвязанные между собой элементы: просодика и звукопроизношение. Не менее важную роль играют различные фонетические средства, которые взаимодействуя между собой, определяют не только смысловое содержание речи, но и помогают выразить отношение говорящего к содержанию высказывания.
Фонетическая стороны речи включает в себя процесс произнесения звуков, который является результатом согласованной работы всех отделов речедвигательного аппарата человека .
Основную роль в процессе произнесения звуков играет речевой аппарат, включающий:
- дыхательный аппарат, который является энергетическим источником речи (легкие, трахея, гортань, диафрагма, бронхи);
- голосообразовательный аппарат, который обеспечивает образование тука (гортань с голосовыми складками);
- артикуляционный аппарат, который отвечает за преобразование звука, возникающего в гортани, в результате чего появляются занообразные речевые звуки (ротовая и носовая полости).
- проводниковый отдел, включающие языкоглоточный, подъязычный, возвратный нервы, а также подкорковые образования, которые являются проводниками информации к коре.
Таким образом, фонематическая сторона речи – способность различать и разделять фонемы родного языка .
Развитие, а также становление как фонетической, так и фонематических сторон речи имеет постепенный характер. В течение первых месяцев после рождения ребенка у него активно развиваются слуховой, зрительный, двигательно-кинестетический анализаторы. Каждый ребенок при рождении уже наделен готовыми к функционированию артикуляционными органами. При этом полноценно данными органами ребенок начинает по прошествии достаточно длительного времени .
Первые звуки, которые производят дети, представляют собой крики, выражающие его безусловно-рефлекторную реакцию на различные воздействия внешних или внутренних раздражителей.
Первые месяцы жизни ребенка показывают наличие взаимосвязи между развитием голосовой и двигательной активности.
В период от 2 до 6 месяцев у детей наблюдается одновременно развитие общей моторики и период гуления. Специалисты отмечают возникновение у детей в этот период ощупывающие движения, он уже умеет отводить большой палец, а также направлять руки к объекту и производить захват при его возникновении в поле зрения .
В течение данного периода для ребенка характерно освоение совокупности гласных, начиная с широкого гласного [а], далее ими осваивается совокупность трех гласных [а, и, у] .
К пяти-шести месяцам ребенок употребляет сочетание гласных и губных звуков [пааа, мааа]. Помимо этого, ребенок использует язычные звуки [тааа, лааа], которые в дальнейшем дополняются стереотипными сегментами с различным шумовым началом [тя-тя-тя] и т.д.На следующем этапе ребенок использует цепи со стереотипным шумовым началом, но разным вокальным концом [ти-те-тя] и т.п.
К году жизни ребенок осваивает цепь из сегментов с разным шумовым началом, при этом он овладевает структурой открытого слога – основной структурной единицей русского языка.
Период до полутора лет специалисты называют начальным этапом речевого развития ребенка. На данном этапе у ребенка активно формируется артикуляционная моторика и тонкие дифференцированные движения рук. У ребенка также наблюдается активная манипулятивная деятельность. Ребенок учится стоять, начинает постепенно ходить без помощи окружающих .
В плане фонетики, все произносимые ребенком слова в этот период имеют простую структуру, состоящую из одного-двух открытых слогов. Двусложные слова содержат одинаковые слоги, что является повторением слов в лепете.
С течением времени ребенок учится выбирать ударный слог в произносимом слове, в основном, данный слог находится в начале слова.
Вышеописанные манипуляции только готовят ребенка к совершению речевой деятельности. Ребенок учится произносить различные звуки, соединять их в слоги, слоговые комбинации. Также важным моментом является формирование координации слуховых и речедвигательных образов, ребенок осваивает интонационные структуры русского языка, у ребенка формируется фонематический слух, с помощью которого он учится говорить.
Развитие двигательной сферы неразрывно связано с ф
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аманатова М.М.Развитие фонематических процессов на логопедических занятиях / Аманова М.М//Логопедия.-2007.-№ 1-С.20-27.
2. Арушанова А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // в сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников / Отв. ред. А.М. Шахнарович. – 2000. – 245 с.
3. Бунак В.В. Речь и интеллект, стадии развития в антропогенезе. М: АН СССР, 1966. – 214 с.
4. Винарская Е.Н. Нейролингвистический анализ звуковой стороны речи. // Язык и человек. - М.: Изд-во МГУ, 1970. – 247 с.
5. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. - М., 1956. – 412 с.
6. Голубева Г. Г. Логопедическая работа по преодолению нарушений фонематической стороны речи у дошкольников с задержкой психического развития. – СПб, 1996. – 314 с.
7. Горчакова А.М. Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи // Современные тенденции специальной педагогики и психологии: Научные труды Всероссийской научно-практической конференции "Современные тенденции специальной педагогики и психологии" - Самара, СГПУ, 2003 – 325 с.
8. Журова Л. Е., Эльконин Д. Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1963. – 401 с.
9. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. М.: Просвещение, 2005. - 272 с.
10. Каше Г. А., Филичева Т. Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. – М., 1985. – 325 с.
11. Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 2002. – 189 с.
12. Комарова С. В. Уроки развития речи в формировании коммуникативных умений у учащихся младших классов школы VIII вида //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2003, № 3. - С. 35-42.
13. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /Под ред. Гаркуша Ю.Ф. – М.: Секачев В.Ю., 2000. – 245 с.
14. Левина Р.Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей // Специальная школа, 1967.- №2 (122). – С.65-69.
15. Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста//Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений./ сост. М.М. Алексеева, В.И.Яшина. - М.: Академия, 2000. – 345 с.
16. Мартынова Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрий и функциональной дислалией // Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие для студентов высших и средних специальгых педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т1.- 2010. – 325 с.
17. Правдина О. В. Логопедия. / Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб/- 102 c.
18. Российская Е.Н., Гаранина Л.А. Произносительная сторона речи: Практический курс. — М.: АРКТИ, 2003. — 104 с. (Биб-ка практикующего логопеда)
19. Рубинштейн С.Я., Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталого школьника: Учебное пособие. – М.: Акодемия, 2009. – 272 с.
20. Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб., 1998.- 289 с.
21. Трубникова Н.М. Структура речевой карты.- М.:1998.- 203 с.
22. Федосеева Е.С., Ярикова М.В.Психолого-педагогические основы речевой деятельности детей (в норме и патологии): Учебное пособие. – Саратов: Ай Пи Ар Букс, 2015. – 176 c.
23. Чаркина Н.В. Конспекты коррекционно-развивающих занятий с детьми младшего школьного возраста: учебное пособие.— М.: ПАРАДИГМА, 2012.— 88 c.
24. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. - М.:"Издательство ГНОМ и Д", 2000. - 80 с. (Практическая логопедия.)
25. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание». – М.: Просвещение, 1989, - 239 с.
26. Шестакова Н.А. Для чего ребенку фонематический слух? Шестакова Н.А//Начальная школа плюс До и После.-2007.-№9. - с.34-38
27. Шипицина Л. М. Развитие навыков общения лиц с нарушением интеллекта. СПб.: Институт социальной педагогики и психологии., 2000.
28. Шишкова М. И., Шолохова М. А. Развитие коммуникативной функции речи умственно отсталых школьников в учебном диалоге на уроках естествознания / Подвальная Е. В., М. А. Шолохова// журнал Школьный логопед,2010. - № 2. – С.75-82.
29. Шпек О. И.Люди с умственной отсталостью. Обучение и воспитание: пер. с нем. А.П. Голубева; науч. ред. текста Н.М. Назарова. - М.: Академия, 2003. - 432 с.