Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Семья играет важную роль в жизни любого человека и общества в целом. На каждом новом этапе развития общества, когда происходит иное определение ценностей, растет интерес к проблемам семьи, морали и духовных ценностей. Но при этом, в усложнившихся условиях современной жизни, семья как проводник между личностными интересами и интересами социума оказалась в центре общественных изменений.
Переход к рыночным отношениям и связанные с этим изменения, такие как апатия, обнищание большой части населения,сказались навоспитательных возможностях семьи, её самочувствии и устойчивости. В связи с этим психологическое консультирование по проблемам в супружеских отношениях сейчас приобрела особую актуальность.
Цель работы:выявить основные проблемы супружеских отношений в психологической науке.
Задачи работы:
- Проанализировать понятие, виды и процесс формирования супружеских отношений;
- Провести классификацию семейных конфликтов;
- Определить значение работы психолога для решения проблем супружеских отношений;
- Сделать выводы по результатам проведённого исследования.
Объект исследования – супружеские отношения.
Предмет исследования - понятие, типы, проблемы супружеских отношений.
Методы исследования:
Организационные методы исследования (сравнительный, лонгитюдный, комплексный метод);
Методы обработки данных;
Интерпретационные методы.
Структура работы. Данная курсовая работа содержит в себе введение, две главы основной части, заключение, список используемых источников.
Глава 1. Теоретические основы психологических проблем в супружеских отношениях
1.1. Понятие, виды и процесс формирования семейных отношений
Молодые люди, вступая в брак, как правило, определили важнейшие стороны будущей жизни и, конечно, один из главных вопросов — вопрос о детях. По наблюдениям социологов, момент заключения брака рождается только супружество, становящееся подлинной семьей только с появлением детей.
Проанализируем понятийный аппарат в рамках нашего исследования.
Согласно В.Я. Соловьеву «семьей является малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, проживающими вместе и ведущими совместное хозяйство» [18].
По мнению В.Н. Дружинина, «семья - это главный и основной компонент среды, в которой живет человек первую четверть своей жизни, и которую он пытается построить всю оставшуюся жизнь» [4]
Л.Б. Шнейдер утверждает, что «семья это системно-функциональное объединение значимых и эмоционально-близких людей на основе супружества, родства и родительства» [30]. О.А. Карабанова, с позиции системного подхода, описывает семью в качестве «… целостной системы, реализующей совокупность функций, обеспечивающих полное удовлетворение потребностей членов семьи, характеризующейся внешними и внутренними границами и иерархической ролевой структурой отношений» [17].
Многие исследователи понимают супружеские отношения как «…личностное взаимодействие мужа и жены, которое регулируется моральными принципами и поддерживаемое имманентными ему ценностями». При этом доминирование, как свойство личности, характеризуется тенденцией контролировать поведение других людей.
О.В. Смирнова под доминированием подразуемевает «…регулярное, открытое, подчеркнутое использование власти. Тогда подчинение –это постоянное следование чьей-то воле, зависимость от действий, влияния и поведения другого индивида» [20].
В психологии есть много определений семейного конфликта. Под семейным конфликтом мы понимаем столкновение, противоборство членов семьи на основе их взаимно противоположных и несовместимых потребностей,целей,интересов, отношений, типов поведения, установок и мотивов [1, 2].
Оценивая объекты влияния конфликтов и стороны жизни, которые они затрагивают, Иванова Е.Н. отмечает, что прежде всего конфликты негативно сказываются на взаимоотношениях между людьми; вместе с тем, как подчеркивает исследователь, это влияние не всегда негативное [2].
Деструктивное воздействие конфликтов на взаимоотношения проявляются в том, что субъекты конфликта зачастую в худшую сторону меняют мнение друг о друге, окружают себя ложными стереотипами, усугубляя ситуацию.
Положительное, конструктивное влияние конфликтов на взаимоотношения между личностями проявляется, в первую очередь в том, что люди приобретают определенный положительный опыт продуктивного взаимодействия, находят неразрешенные проблемы во взаимоотношениях. Анцупов А.Я. и Шипилов А.И. в своих исследованиях отмечают, что конфликты способны приучить личность адекватно реагировать на неординарные ситуации, связанные с общением, а также научить ориентироваться в сложных межличностных отношениях [3].
Следует отметить, что деструктивность конфликта - неего функция: деструктивность не приводит ни к каким позитивным внутриличностным и межличностным формированиям.
Выделяют разные функции семейного конфликта: конструктивные и деструктивные. Конструктивные функции:
а) познавательная (конфликт-это симптом неблагополучных отношений и проявления семейных противоречий);
б) развивающая (конфликт - это источник развития в семье, а также совершенствование процесса взаимодействия);
в) инструментальная (конфликт - это инструмент разрешения семейных противоречий);
г) перестроечная (конфликт снимает факторы, которые подтачивают существующие взаимодействия, он способствует развитию взаимопонимания супругов).
Деструктивные функции:
а) разрушение существующей семейной деятельности;
б) ухудшение или развалсемейных отношений;
в) негативное самочувствие супругов;
г) низкая эффективность дальнейшего взаимодействия.
Шуман С.Г., Шуман В.П. считают, что семейные межличностные конфликты больше деструктивны, чем конструктивны, хотя конструктивность также рассматривается исследователями как одна из положительных функций конфликтов [2].
Конструктивность семейных межличностных конфликтов проявляется в том, что конфликтующие стороны – члены семьи – могут в конфликтной ситуации вырабатывать методику и механизм борьбы со стрессами. По мнению Эйдемиллера Э.Г. и Юстицкиса В., «умеренные, вовремя разрешимые семейные конфликты закаляют семью, препятствуют психологическому застою и более вредным семейным идиллиям» [6].
Поскольку семейных межличностных конфликтов неизбежать и через них проходит каждая семья, то возникающие конфликтные ситуации способствуют формированию положительных установок внутри семьи, связанных с механизмами разрешения внезапно возникающих проблем.
В этом смысле семейные межличностные конфликты конструктивны, так как они вырабатывают у ребенка стрессоустойчивость по отношению к таким феноменам межличностных отношений, способствуют в дальнейшем решению более запутанных конфликтных ситуаций [7].
Гительмахер Р.Б. выделяет четыре причины конфликта:объективные, субъективные, социально-психологические, организационно-управленческие[8]. Основой данной классификации причин конфликта является отношение к нему конфликтующих субъектов. В соответствии с этой классификацией могут быть определены и типы конфликтов, возникающих по одной из этих причин.
Межличностные конфликты в семье нужно отнести к категории социально-психологических, поскольку, с одной стороны, конфликты возникают внутри микросоциума, с другой, – происходят между личностями внутри этого микросоциума.
Иванова Е.Н. выделяет такие причины конфликта, как: неадекватная самооценка и неадекватные представления людей,групповая дискриминация,несоответствие социальных ролей, ограниченность ресурсов, подлежащих распределению [18]. Под эти причины попадают все виды межличностных семейных конфликтов, следовательно, данную факторную систему следует считать наиболее полной.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемых источников
1. Аккерман Н. Семья как социальная и эмоциональная единица // Семейная психотерапия. СПб., 2015. 67 с.
2. Белогай К. Н., Кускова М. В. Супружеские отношения на этапе «Молодой семьи» // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. Вып. № 1. С. 72 – 77.
3. Богдановская И.М., Зверева А. А. «Современные проблемы психологии семьи» под ред. Великова С. А., 2014. – 188 с.
4. Бонкало Т.И. Коммуникационная система семьи как детерминанта ее функциональной дееспособности // Российский научный журнал. – 2013. – № 8. —С. 115-120.
5. Бонкало Т.И. Тенденции и перспективы развития методологии социальной психологии // Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2014. – № 2 (124). – С. 20-24.
6. Винокурова А.В. Трансформация ценностных ориентаций семьи в современном российском обществе: автореф. дис. … канд. социол. наук. – Владивосток, 2012.-25с.
7. Волкова А.Н. Ролевые ожидания и притязания в браке / А.Н. Волкова // Большая энциклопедия психологических тестов / А.А. Карелин. - М.: Эксмо, 2017. - С. 336-344.
8. Дементьева, И. Ф. Социальное самочувствие семьи / И. Ф. Дементьева // Социол. исследования. — 2012. —№9. — С. 102—109.
9. Диагностика семьи: методики и тесты.учебное пособие по психологии семейных отношений / ред.-сост. Д. Я. Райгородский. – Самара: Издательский дом БАХРАХ-М, 2014.-312с.
10. Ильиных С.А. Семейные ценности молодежи: традиции и трансформации // Вестник Томского государственного университета: Философия. Социология. Политология. - 2012 - №4 –С.220
11. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М.: Гардарики, 2015. – 320 c
12. Карапетян Л.В., Жильцова Я.В. Исследование семейных ценностей супружеских пар // Психологический вестник Уральского государственного университета. —2014. – Вып. 7.— С. 85-93.
13. Малёнова, А. Ю. Основы семейной психологии : учеб.- метод. пособие / А. Ю. Малёнова, И. Н. Рассказова. – Омск :ОмГУ, 2011. – 124 с.
14. Мерлин В.С. Очерки теории темперамента / В.С. Мерлин. Москва: Просвещение, 2014. 302 с.
15. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Общая психология. Учебник для педагогических вузов. - М.: Академия, 2015. - 501 с
16. Русалов В.М. Темперамент в структуре индивидуальности человека. Дифференциально-психофизиологические и психологические исследования. М.: Институт психологии РАН, 2016. 528 с
17. Русанова А.А. Семья как ценность и институт социального самоопределения студенческой молодежи // Современные исследования социальных проблем. -2012. -№4 –С.10
18. Флейк–Хобсон К., Робинсон Б. Е., Скин П. Развитие семейных отношений.-М.: , 2012. – 127с.
19. Шабаева А.В. Социально-психологические аспекты лидерства в супружеской паре: Афтореф. дис. канд. психол. наук. Оренбург, 2011.- 22с.
20. Шаповалов В. Ф. Возрастно-половой состав и состояние в браке населения Приморского края: доклад. Приморскстат, 2012. 26 с.