Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность формирования коммуникативной компетентности младших школьников связана с тем, что современный мир предполагает освоение детьми самого младшего возраста различных средств коммуникации, поскольку общение сегодня выдвигается на передний план, оставляя за собой обучение и воспитательный процесс.
Сегодня дети, начиная с начальной школы, довольно быстро осваивают информационные технологии, которые зачастую более трудно воспринимаются взрослыми людьми. В большинстве случаев реальное общение младших школьников отступает на задний план, школьники пишут друг другу сообщения в мессенджерах и социальных сетях, дружба формируется между теми детьми, которые имеют похожие виртуальные интересы.
Исследования показывают, что чрезвычайно важно вовремя формировать коммуникативную культуру у детей, поскольку эта особенность лучше всего развивается именно в детском возрасте и во многом определяет успешность личности в будущем.
Школа должна контролировать данный процесс, формируя такую среду, где реальное и виртуальное общение будут гармонично сочетаться, чтобы создать высокий уровень коммуникативной компетентности.
Проблема исследования заключается в поиске наиболее эффективных педагогических условий для формирования коммуникативной компетентности младших школьников в условиях современной начальной школы.
Степень разработанности проблемы. Формирование коммуникативной компетентности у младших школьников рассматривалось в трудах множества психологов и педагогов, таких как: Н.А. Киселева, И.А. Хрисанфова, И.М. Шилоносов, А.В. Медведев, С.М. Мирошниченко. Однако вопрос об использовании информационных технологий в данном процессе достаточно мало изучен по причине постоянных изменений в данной сфере.
Цель исследования – теоретически обосновать, реализовать и экспериментально проверить педагогические условия формирования коммуникативной компетентности у младших школьников посредством информационных технологий.
Объект исследования – коммуникативная компетентность младших школьников.
Предмет исследования – педагогические условия формирования коммуникативной компетентности у младших школьников посредством информационных технологий.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд последовательных теоретических и практических задач исследования:
1. Рассмотреть понятие «коммуникативная компетентность» в психолого-педагогической литературе.
2. Охарактеризовать особенности формирования коммуникативной компетентности у младших школьников посредством информационных технологий.
3. Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования коммуникативной компетентности у младших школьников посредством информационных технологий.
Методологические основы исследования:
– теоретические положения психолого-педагогической литературы, посвященной принципам и методам коммуникативной компетентности;
– методики для выявления коммуникативной компетентности у младших школьников.
Методы исследования: анализ научной литературы, описательный, сравнительный, классификация, синтез, хронологический, тестирование, моделирование, проектирование, методы математической статистики.
Гипотеза исследования: формирование коммуникативной компетентности младших школьников возможно при выполнении следующих педагогических условий:
1. Следование требованиям Государственного образовательного стандарта.
2. Сформированной мотивации педагога на развитие у младших школьников коммуникативной компетентности в соответствии с требованиями времени.
3. Применение форм работы, которые соответствуют образовательной программы начальной школы.
4. Психологическая безопасность учащихся.
5. Применение педагогом таких методов и форм работы как:
А. Формирование собственного коммуникативного имиджа посредством ведения аккаунта в социальной сети.
Б. Формирование навыка получения информации из сети Интернет с целью последующей передачи данной информации сверстникам.
В.. Формирование навыка монологической речи.
Г. Развитие способности отвечать на вопросы и вести дискуссию.
Опытно-экспериментальная база исследования: ГБОУ «Школа № 124 с углубленным изучением английского языка» Выборгского района Санкт-Петербурга. В исследовании принимали участие 40 детей младшего школьного возраста (9–10 лет), учащиеся 3А и 3Б класса. Испытуемые были разделены на две группы: экспериментальная группа (группа № 1) –20 детей, контрольная группа (группа № 2) –20 детей.
Этапы исследования:
Исследование проводилось в три этапа.
Первый этап – изучение и анализ литературы по проблеме исследования; формулирование и уточнение цели, гипотезы, задач, составление плана исследования, разработка методики констатирующего этапа эксперимента.
Второй этап – проведение и анализ результатов констатирующего этапа эксперимента, разработка и экспериментальная проверка педагогических условий формирования коммуникативной компетентности.
Третий этап – проведение контрольного этапа эксперимента, анализ полученных данных, оформление курсовой работы.
Новизна исследования: выявлены и теоретически определены условия формирования коммуникативной компетентности младших школьников посредством применения информационных технологий.
Практическая значимость: содержащиеся в работе практические материалы могут быть использованы педагогами ОУ при определении содержания и педагогических условий формирования коммуникативной культуры младших школьников посредством применения информационных технологий; предложенный диагностический инструментарий даст возможность определить уровень сформированности коммуникативной компетентности у младших школьников.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
1.1. Понятие «коммуникативная компетентность» в психолого-педагогической литературе
Происходящие в настоящее время изменения в политической, социально-экономической и духовно-нравственной жизни общества явились причинами нестабильности, распространяющейся на системы ценностей и ценностных установок современного российского общества.
Так обострилась необходимость формирования культурообразующих функций человека. Следствием этих изменений является смена приоритетов в системе образования. В связи с актуализацией культурологического подхода в образовании современное представление о профессионализме и мастерстве педагога все чаще идентифицируется с понятием коммуникативная компетентность [14, с. 56].
Неслучайным образом сложилась ситуация и вокруг тематики многочисленных научно-педагогических исследований, содержащих словосочетание «коммуникативная компетентность» [33, с. 99].
Достаточно широкий охват проблем образования и поиск путей их решения указывает на то, что исследовали по-разному подходят к интерпретации понятия «коммуникативная компетентность» и, к сожалению, не проявляют требовательность к терминологической однозначности этого понятия. Поэтому, чаще всего оно сводится к простому эмпирическому обобщению.
Коммуникативная компетентность является одним из слагаемых общей культуры личности и обладает всеми ее общими признаками. В то же время коммуникативная культура выступает и в качестве элемента внутренней культуры личности. Долгое время коммуникативная компетентность изучалась в контексте общения и рассматривалась как совокупность норм и правил, регулирующих этот процесс.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абраменкова М.А., Кузнецова С.С., Хромченко И.А. Классификация современных принципов формирования коммуникативной компетентности младших школьников // Сборник статей Дальневосточного федерального университета. Вып. 1. Педагогические науки. – Владивосток: Издательство Дальневосточного федерального университета, 2017. – С. 99–116
2. Александрова И.А., Переделкина А.С., Викторова П.А. Психологические концепции инновационного обучения младших школьников в России на современном этапе // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы изучения современных принципов организации системы образования в России и зарубежных странах». – Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2018. – С. 99–126
3. Аристархова В.П., Грошина Д.В. Факторы эффективности применения педагогических технологий в начальной школе. Сравнительный анализ применения образовательных технологий в России и за рубежом // Вестник Дальневосточного федерального университета. Вып. 3 «Экономические науки». – Владивосток: Издательство Дальневосточного федерального университета, 2017. – С. 48–66
4. Архипенко С.С., Поляковская И.М., Лавриненко С.Г. Современные и классические подходы к применению различных методов формирования коммуникативной компетентности учащихся в младших классах // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития современного общества на экономическом, социальном и культурном уровнях». – Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2017. – С. 15–27
5. Базаренко И.М., Христосов И.А. Коммуникативная культура и коммуникативная компетентность. – Астрахань: Дело, 2017. – 460 с.
6. Борноволокова Р.Н. Психологические и педагогические условия формирования коммуникативной компетентности младших школьников // Педразвитие. Информационно-образовательный портал. – [Электронный ресурс] http://pedrazvitie.ru/servisy/publik/publ?id=957 (Дата обращения: 06.05.2019)
7. Гордиенко А.М., Петрова С.И. Механизмы педагогической работы с младшими школьниками: основные критерии оценки, проблемы и перспективы формирования идеальной модели эффективных педагогических технологий // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы изучения социально-экономических явлений в России и за рубежом». – Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2016. – С. 101–109
8. Гудыменко А.В., Смыслова А.А. Стратегии организации уроков в начальной школе: структура педагогической деятельности // Сборник статей Волгоградского государственного университета. Вып. 8. – Волгоград: Издательство ВолГУ, 2015. – С. 123–140
9. Демидова А.В. Коммуникативные технологии. Классификация, назначение, функции. – Ярославль: Гардемарин, 2016. – 368 с.
10. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб.: Лань, 2003. –680 с.
11. Закирова Э.Р., Арасланова А.А. Формирование ИКТ-компетентности младших школьников посредством использования ленты времени // Материалы XI международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум-2019». – [Электронный ресурс] https://scienceforum.ru/2019/article/2018013940 (Дата обращения: 07.05.2019)
12. Иваненко А.А., Богословский А.П., Крюков И.М. Особенности применения методов формирования коммуникативной компетентности в начальной школе // Материалы научно-практической конференции «Организация педагогической деятельности в Российской Федерации и тенденции ее развития». – Махачкала: Дагестанский федеральный университет, 2017. – С. 80–105
13. Карташева И.П., Тихомирова П.А. Специфика инновационного обучения младших школьников в условиях экономического кризиса и мировых процессов глобализации на современном этапе развития российского общества // Материалы всероссийской научно-практической конференции «Мировая экономика и российская социально-экономическая действительность». – СПб.: Российский государственный экономический университет, 2017. – С. 66–74
14. Киселева Н.А., Христенко В.А., Чудновская А.П. Основные направления изучения коммуникативной культуры: от древности до наших дней: историографический анализ // Сборник статей Красноярского государственного университета. Вып. 2. Социологические и психологические исследования. – Красноярск: Издательство Красноярского государственного университета, 2016. – С. 56–70
15. Ковалев И.В. Младший школьник как объект педагогического исследования // Проблемы педагогики. – 2006. – № 5. – С. 61–79
16. Ковыренкова Л.Ф. Формирование коммуникативной компетентности младших школьников. Методическое пособие // Инфоурок. Ведущий образовательный портал России. – [Электронный ресурс] https://infourok.ru/formirovanie-kommunikativnoy-kompetencii-mladshih-shkolnikov-1049304.html (Дата обращения: 05.05.2019)
17. Колесова А.П., Овечкин И.А., Смаровоз Е.О. Принципы современных классификаций образовательных технологий: история и современность // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы организации образовательного процесса в Российской Федерации». – Тюмень: Тюменский государственный университет, 2018. – С. 55–67
18. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (в действ. ред. от 21 июля 2014 года) // Консультант Плюс. Информационно-правовой портал. – [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (Дата обращения: 03.05.2019)
19. Лаевская И.Т., Сумарокова И.М., Черневская Д.А. Принципы организации уроков в начальной школе: проблемы и перспективы // Материалы научно-практической конференции «Исторические аспекты изучения педагогической деятельности». – Самара: Самарский государственный университет, 2016. – С. 105–121
20. Медведев А.В. Обучение младших школьников // Начальная педагогика. Сборник статей. – Красноярск. – 2013 – № 5. – С. 62–79
21. Мирошниченко С.М., Гарбузова И.И., Вертолетов Т.И. Принципы изучения основных характеристик младшего школьного возраста в современной науке. История и современное состояние начального образования в Российской Федерации // Материалы научно-практической конференции «Развития образования в Российской Федерации: исторические аспекты и современное состояние». – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2018. – С. 103–116
22. Москвина Ю.В., Малинина Н.С. Педагогическое общение младших школьников: методы и принципы // Сборник статей Кубанского федерального университета. Вып. 6. Педагогика и образование. – Краснодар: Издательство Кубанского федерального университета, 2015. – С. 40–52
23. Наговицына И.П., Прокопьев Л.С. Принципы построения занятий в младших классах: основные детерминанты эффективности и структурные компоненты // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной школьной педагогики». – Хабаровск: Хабаровский государственный университет, 2018. – С. 43–54
24. Наумчик В.Н. Социальная педагогика: пособие для учителей, воспитателей, студентов, магистратов, аспирантов педагогических высших учебных заведений. – Мн.: Педагогическая литература, 2005. – 380 с.
25. Панкова Т.И., Берестенева Л.Ю. Педагогическое значение применения формализованных методов формирования коммуникативной компетентности в общеобразовательной школе // Материалы научно-практической конференции «Актуальные вопросы педагогики в контексте современных социально-культурных условий». – Красноярск: Красноярский государственный университет, 2017. – С. 164–172
26. Петрова Н.Ю. Педагогические условия формирования коммуникативной компетентности школьников на занятиях изобразительного искусства // Институт художественного образования и культурологи Российской Академии образования. Официальный сайт. – [Электронный ресурс] http://www.art-education.ru/electronic-journal/pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-kommunikativnoy-kompetentnosti-shkolnikov (Дата обращения: 07.05.2019)
27. Пирогова Ю.А. К проблеме изучения принципов обучения и воспитания младших школьников // Вестник психологии и педагогики. – 2018. – № 3. – С. 42–56
28. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 06 октября 2009 года (в действ. ред.) // Гарант. Информационно-правовой портал. – [Электронный ресурс] https://base.garant.ru/197127/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (Дата обращения: 07.05.2019)
29. Смирнов Р.А., Кручинина Т.А. Принципы и методы формирования коммуникативной компетентности младших школьников как педагогическая проблема // Материалы научно-практической конференции «Современные социальные и экономические проблемы российского общества». – Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2017. – С. 15–23
30. Степаненко В.И. Диагностика сформированности коммуникативной компетентности у младших школьников // Инфоурок. Ведущий образовательный портал России. – [Электронный ресурс] https://infourok.ru/diagnostika-sformirovannosti-kommunikativnoy-kompetentnosti-u-mladshih-shkolnikov-1768588.html (Дата обращения: 05.05.2019)
31. Федеральный закон Российской Федерации № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года (в действ. ред. от 01 мая 2019 года) // Консультант Плюс. Информационно-правовой портал. – [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (Дата обращения: 04.05.2019)
32. Феоктистов М.И., Соловьев А.М. Возрастная психология. – Вологда: Статут, 2017. – 288 с.
33. Хрисанфова И.А., Полушкина А.А., Оноприенко Г.В. Развитие коммуникативной культуры как форма организации социальной и психологической работы: основные принципы и технологии построения тренинга и методика формирования стратегии проведения психологической работы // Материалы научно-практической конференции «Проблемы и перспективы организации социологических и психологических исследований в российском обществе». – Вологда: Вологодский государственный университет, 2018. – С. 99–116
34. Черванская И.О., Николаенкова С.М., Звонарева Г.К. Основные направления развития технологий формирования коммуникативной компетентности младших школьников и их представление в специальной литературе современности // Сборник статей Дальневосточного федерального университета. Вып. 1. – Владивосток: Издательство Дальневосточного федерального университета, 2017. – С. 55–70
35. Шилоносов И.М., Грузденко А.А. Классификация школьного возраста: этапы и характеристики // Вестник Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина. – 2018. – № 3. – С. 40–56
36. Щербакова С.М., Филоненко И.А., Трошевская А.Д. Особенности развития принципов педагогической деятельности в начальной школе: классические методы и инновационные формы работы // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Вып. 4. Общественные и гуманитарные науки. – Калининград: Издательство Балтийского федерального университета им. И. Канта, 2015. – С. 87–100