Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Классический танец – это основа в искусстве хореографии, его можно назвать фундаментом любого сценического танца. Исполнение классики высокое искусство и самостоятельный вид театрального действия, способный развить любой сюжет.
Классический танец требует, пластичности и четкости координации движений. Немалую важность также приобретают и выносливость, и сила. На занятиях по классическому танцу вводятся комбинации с помощью которых решаются задачи, стоящие перед педагогом младших классов:
- укрепление общефизического состояния учащегося;
- развитие двигательных функций;
- исправление некоторых недостатков в осанке;
- постановка корпуса, ног, рук и головы;
- овладение первоначальными навыками координации движений, которые предполагают согласованность всех частей тела в пространстве и в времени, что позволяют точно выполнить задание.
3
1. Роль младших классов в обучении классическому танцу
1.1 Специфика обучения выполнения комбинаций в начальных классах
Изначально представление о выполнении комбинаций ученики младших классов могут получить только посредством показа педагогом, при этом объяснение словами не способно создать образ движения в целом, однако, его роль является крайне важной. Педагог должен отыскать соотношение данных двух приемов, которое обеспечивало бы максимальный педагогический эффект. Обучение новым движениям начинается с его названия. Педагог, рассказывая о новом движении должен применять французскую терминологию с ее последующим переводом на русский язык. Затем необходимо показать движение, одновременно расставляя акценты в объяснении на том, каким образом необходимо правильно выполнять то или иное движение и каких ошибок нужно избегать. Дети, зачастую, сразу начинают исполнять движение правильно. После чего педагог, применяя приём проговаривания вслух основных моментов, правил выполнения движения, объяснения тех моментов, на которые нужно обратить внимание, как делать нельзя, за чем необходимо следить .
В младшем школьном возрасте, детское мышление является конкретно-образным и ребенок воспринимает разучиваемую комбинацию в целом и не выделяет отдельных частей и элементов моментов. Следовательно, показ дает первоначальные представления о движениях и их комбинациях, его нужно делать предельно точным и конкретным. Важно сделать в показе наглядными все детали движения, посредством тщательного исполнения. В процессе выполнения детьми комбинаций, необходимо делать замечания, как всем детям, так и кому-то в частности. В младших классах замечания должны носить конкретный характер и точно регулировать действия учащихся.
1.2 Порядок освоения комбинаций
Обучение комбинациям в процессе обучения классическому танцу начинается с экзерсиса. В экзерсисе развиваются мускулатура ног, выворотность, шаг и plie (приседание), осуществляетс постановка корпуса, рук и головы, формируется координация движений.
Экзерсис в младших классах начинает разучиваться у палки, после того, как движение будет усвоено, его переносят на середину зала. За движениями на середине зала следует adagio u allegro. Навыки, которые младшие школьники приобретают в процессе исполнения экзерсиса, должны поддерживаться систематическими тренировками, которые проводятся в соответствии с методическими правилами.
Нагрузка в течение занятия должна быть распределена равномерно во всех комбинациях. Если педагог считает, что необходимо увеличить число повторений определенного движения, то следующее движение нужно сократить, так как физические перегрузки вредны и приводят к расслаблению мышечной системы и связок, в результате чего ноги повреждаются достаточно легко.
4
Последовательность экзерсиса не должна быть случайной. В зависимости от степени трудности, необходимо принимать по внимание полезное и логическое сочетание движений, не соединяя их в комбинации только ради рисунка движений.
Экзерсис у станка включает в себя много трудных движений. В связи с этим правильным считается рекомендовать ученикам младших классов возможность разогревать мышцы и связки ног до начала урока, особенно в средних классах. Для младших классов бывает достаточно провести обыкновенную разминку по кругу в начале занятие, что даст возможность проводить работу у станка с большей эффективностью.
Экзерсис у станка в младших классах должен занимать примерно одинаковое время, которое составляет 15 минут. Это обусловлено тем, что если в средних классах увеличивается объём движений, то одновременно увеличивается и темп исполнения. А в младших классах, давая минимум движений, особое внимание необходимо обращать на их проработку, что занимает достаточно длительное время.
В младших классах экзерсис у станка носит учебный характер. Движения должны сочетаться в комбинации таким образом, чтобы можно осуществить закрепление пройденных на предыдущих занятиях элементов комбинаций, дать возможность детям грамотно выполнять движения и контролировать свое исполнение. В тоже время именно у станка разучивают новые сложные движения, которые позднее составляют основу экзерсиса на середине зала.
В настоящее время есть множество разнообразных мнений относительно того, с какого движения нужно начинать урок классического класса. Одни исследователи традиции К. Блазиса и. А. Я. Ваганова, считали, что начинать экзерсис у станка необходимо c plie. Другие педагоги начинают занятие с ballement tendu, как делал, в частности, известный педагог Н. Легат.
2. Методика построения комбинаций на уроках классического танца в младших классах
2.1 Организационные аспекты построения комбинаций
В процессе построения комбинаций на уроке классического танца необходимо учитывать следующие методические рекомендации:
1. У каждого урока должна быть собственная цель и тема. Экзерсис у станка является подготовительным этапом к исполнению на середине зала. При этом следует отметить, что в младших классах экзерсис на середине зала строиться в такой же последовательности, как и у станка.
2. Необходимо соблюдать связь каждой комбинации с предыдущей.
3. Построение комбинаций на уроке должно производиться строится по принципу «от простого к сложному», то есть сначала даются легкие упражнения, которые постепенно усложняются.
4. Необходимо верно распределять физическую нагрузку, чередовать упражнения с применением физических усилий с упражнениями, направленными на расслабление, а также чередовать нагрузку на различные группы мышц. Постепенно добавляются элементы танцевально-игрового характера.
5
5. Темп и ритм построения строится по восходящей линии с целью концентрации внимания учеников.
6. Исполнять упражнения необходимо на свободном дыхании.
7. Комбинации должны строиться с учетом психофизических и возрастных особенностей развития учащихся младших классов, в частности, их эмоционального состояния, реакций на замечания, особенностей мыслительной деятельности.
8. Подбор музыкального материала для каждой части занятия (размер и характер музыкального сопровождения, как к новым движениям, так и к закреплению пройденного материала).
2.2 Методические особенности построения комбинаций
Для того, чтобы описать процесс построения комбинаций на уроке классического танца рассмотрим пример урока для первого класса хореографической школы
Экзерсис у палки
1. Demi-pliе. Музыкальный размер 4/4.
По два demi-pliеs в I, II, III, IV и V позициях на 2 такта каждое.
2. Battements tendus с V позиции. 16 тактов по 2/4.
По четыре battements tendus вперед, в сторону, назад и в сторону, на 2/4 каждое.
3. Battements tendus doubles с V позиции (с опусканием пятки во II позицию). 8 тактов по 4/4.
На первую четверть работающая нога вытягивается в сторону носком в пол, на вторую четверть нога опускается во II позицию на всю ступню, на третью четверть подъем и пальцы ноги вытягиваются, на четвертую четверть нога закрывается в V позицию. Движение повторяется восемь раз.
4. Battements tendus jetеs с V позиции. 16 тактов по 2/4.
Исполняются слитно: на первую четверть - бросок ноги на 45°, на вторую четверть возвращение ноги в исходную V позицию.
По четыре battements tendus jetеs вперед, в сторону и назад, на 2/4 каждое, и на четыре такта - relevе lent на 45° в сторону II позиции.
5. Ronds de jambe par terre. Музыкальный размер 4/4.
En dehors: на первую четверть работающая нога с I позиции вытягивается вперед и фиксирует эту точку; на вторую четверть проводится в сторону и также фиксирует точку; на третью четверть проводится назад, фиксирует точку; на четвертую четверть ставится в I позицию.
Движение повторяется четыре раза, затем исполняется в том же музыкальном размере на 4/4 каждое, но плавно, без остановок - вперед, в сторону и назад. То же самое повторяется en dedans. В заключение упражнения исполняется простейшее port de bras, на два такта по 4/4.
6
6. Battements soutenus в V позицию. 8 тактов по 4/4.
Исполняется по два раза во всех направлениях. На первую и вторую четверти работающая нога вытягивается в заданном направлении носком в пол, по правилам battement tendu; одновременно на опорной ноге опуститься на demi-pliе. На третью и четвертую четверти работающая нога возвращается в V позицию, опорная вытягивается.
7. Battements frappеs во всех направлениях. Музыкальный размер 4/4.
Исходное положение - работающая нога вытянута в сторону, носком в пол. На первую четверть нога сгибается в колене и ударяет опорную ногу sur le cou-de-pied впереди; на вторую четверть вытягивается вперед, носком в пол, на третью и четвертую четверти это положение сохраняется. Затем то же самое исполняется в сторону, назад и в сторону. Комбинация повторяется от восьми до шестнадцати раз.
8. Battements doubles frappйs. 8 тактов по 4/4.
Исходное положение - работающая нога вытянута в сторону, носком в пол. На первую четверть нога сгибается в колене, ударяет опорную sur le cou-de-pied впереди; на вторую четверть приоткрывается и переносится sur le cou-de-pied сзади; на третью четверть вытягивается в сторону, носком в пол, на четвертую четверть положение сохраняется. Следующее double frappе исполняется с ударом sur le cou-de-pied сзади и переносом работающей ноги sur le cou-de-pied вперед. Движение повторяется восемь раз.
Заключение
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод, что школа классического балета это:
- система умственного и физического воспитания, направленная на овладение комбинациями классического танца и на подчинение данных комбинаций задачам балетного искусства;
- правильный, целесообразный, продуманный метод обучения, воспитания и всестороннего воздействия на человеческий организм;
- обогащает наши знания о проявлениях возрастных особенностей учеников;
- совершенствует методику преподавания и связывает преподавание с современным развитием балетного театра.
Что касается непосредственной роли младших классов в процессе обучения классическому танцу, то в этот период закладывается основа мастерства будущего исполнителя.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Базарова, Н. Азбука классического танца / Н.Базарова. – М.: Искусство, 2013. – 125 с.
2. Бернштейн, Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н.А.Бернштейн. – М.: Медицина, 2013. – 35 с.
7
3. Блок, Л.Д. Классический танец / Л.Д. Блок //. История и современность. - М.: 2013. – 41 с.
4. Валукин, М.Е. Педагогический вклад А. Я. Вагановой в развитие школы классического танца /М. Е. Валукин// Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2015. – № 1. – С. 216-219.
5. Ваганова, А.Я. Основы классического танца / А.Я.Ваганова – М.: Искусство, 1963. – 179 с.
6. Васильева-Рождественская, М. Историко-бытовой танец / М. Васильева-Рожденственская. – М.: Издательство «Искусство», 2013. – 160 с.
7. Ноткина, Н.А. Двигательные качества и моторика их развития у младших школьников / Н.А.Ноткина. – СПб.: Образование, 2013. – 180 с.
8. Костровицкая, В. 100 уроков классического танца / В. Костровицкая. – М.: 2014. – 390 с.
9. Коссов, А.И. Психомоторное развитие младших школьников / А.И.Коссов. – М.: АкадемПресс, 2013. – 140 с.
10. Крутецкий, В.А. Основы педагогической психологии / В.А. Крутецкий. – М.: «Просвящение», 2015. – 54 с.
11. Кудрявцев, В.Т. Развитие детства и развивающее образование / В.Т.Кудрявцев //. –Дубна, 2013. – 206 с.
12. Лихачев, Б. Педагогика / Б.Лихачев. – М.: Прометей, 2014. – 214 с.
13. Панасюк, Н.Б. Методические основы проведения уроков классического танца / Н.Б.Панасюк //. – Ярославль, 2015. – 49 с.
14. Подласый, И.П. Педагогика / И.П.Подласый //. – М.: Владос, 2014. – 145 с.
15. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М.: Речь, 2016. – 704 с.
16. Тарасов, Н.И. Классический танец. 3-е изд. / Н.И. Тарасов. – СПб.: Издательство «Лань», 2015. – 496 с.
17. Хореографическое искусство. Справочник. – М.: Искусство, 2015. – 11 с.
18. Ярмолович, Л. Классический танец / Л.Ярмолович. – М.: Музыка, 2012. – 59 с.