Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. В дошкольный период формируется здоровье, происходит процесс становления личности. Рядом с беззащитным и доверчивым ребенком находятся важнейшие люди в его жизни – это родители и воспитатели. У ребенка появляется доверие к миру, окружающему, благодаря заботе и любви родителей и воспитателей ребенок растет и познает мир.
Актуальность проблемы безопасного поведения с каждым годом возрастает. На протяжении многих лет человек строил технические средства, чтобы создать условия безопасности комфортности своего существования, а в итоге человек сам оказался перед опасностями, связанных со строительством и применением техники. Необходимо тщательно готовить население к жизни в условиях, в которых как в природном окружении, так и в быту возможно возникновение опасной ситуации.
Особая тревога испытывается за детей дошкольного возраста. Именно в этом возрасте любознательность ребенка, его активность в познании окружающего мира, иногда становится небезопасным для него. Формирование понимания опасных ситуаций неизбежно связано с целым рядом запретов. Даже взрослые люди, иногда сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя» и другие.
Одной из главных задач по формированию социальных представлений у дошкольников является формирование их безопасного поведения, то есть правилам дорожного движения, желанию их выполнять, средствам и способам сохранения своего здоровья, пожарной, социально-бытовой, экологической безопасности, способам реагирования и поведения в опасных ситуациях. Основная задача по формированию безопасного поведения у детей дошкольного возраста – дать детям основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Таким образом тема исследования является актуальной.
Теории и концепции о безопасном поведении в зарубежной и отечественной науке рассмотрены: K. Holmes, Э. Эриксон, С.В. Белов, А.В. Ильницкая, А.Н. Леонтьев, Л.Л. Морозова, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн, В.П. Сивков, Т.Г. Хромцова и др.; исследование социальных представлений как одной из процедур социального мышления: П. Лич, С. Московичи, Л.М. Таутиева, П. Стэтман и др.; исследования понимания опасных ситуаций у дошкольников: В.В. Боброва, М.С. Давыдова, А.Н. Косымова, Т.А. Максименко, А.Н. Сакаева, К.С. Тебенова и другие.
Цель исследования: изучить особенности использования современных технологий в воспитании безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс воспитания безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста
Предмет исследования: использование современных технологий в воспитании безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть проблему безопасного поведения детей в зарубежных и отечественных педагогических исследованиях.
2. Изучить особенности формирования и развития безопасного поведения детей дошкольного возраста.
3. Провести анализ образовательных программ формирования безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста.
4. Организовать и провести эмпирическое исследование особенностей использования современных технологий в воспитании безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста.
5. Осуществить методическую разработку образовательной деятельности с использованием современных технологий.
Методы исследования: метод теоретического обзора исследования; биографический метод; методы качественного и количественного анализа данных.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, двух выводов, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы использования современных технологий в воспитании безопасного поведения детей дошкольного возраста
1.1. Проблема безопасного поведения детей в зарубежных и отечественных педагогических исследованиях
Вопросами о безопасности детей занимались в своѐ время многие ученые нашей Родины. В работах выдающихся психологов В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, А.Н. Леонтьева, Д.В. Эльконина описано огромное количество замечательных идей и подходов к проблеме безопасности жизнедеятельности юного населения планеты. Вопросы привития навыков безопасности детям старшего дошкольного возраста отражены в научных трудах замечательных авторов Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной, Т.К. Хромцовой, К.Ю. Белой и другие.
Наша современная жизнь доказала, что только культура безопасного поведения каждого индивида, сформированная с раннего детства, может 4 обеспечить безопасность жизнедеятельности и требует обучения сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни [4]. Многие правила поведения возникли ещѐ в доисторический период, когда люди пытались защититься от диких животных, природных катаклизмов.
С течением времени изменялись условия жизни человека, естественно, изменились и правила безопасности человека. Теперь они связаны с интенсивным движением разного транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций. Большим скоплением народа, наличием предметов бытовой техники и электроники.
Работа по формированию основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста предусматривает организацию образовательного процесса в непосредственно–образовательной деятельности, которая реализуется через совместную (партнерскую) деятельность взрослого и ребенка в различных видах (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, продуктивной, коммуникативной, музыкально-художественной, а также чтения художественной литературы) или их интеграции, с использованием различного игрового, наглядного материала и мультимедийных средств обучения. Формы организации работы с детьми старшего дошкольного возраста предполагают уменьшение регламентации действий воспитанников со стороны взрослых (родителей, специалистов, педагогов). Ребенок вправе самостоятельно принять решение об участие в проекте или конкретных действиях, о партнерстве с другими детьми или взрослыми, а также о месте реализации своего намеченного плана. Такое право самоопределения в сотрудничестве с взрослыми и сверстниками, дает ребенку опыт в приобретении социальных контактов, умение договариваться в ходе деятельности, а также умении управлять действиями других участников для достижения результата. Поэтому не случайно, одним из направлений содержания в образовательной области социально – коммуникативного развития дошкольников, определенного Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (2013 г.), является формирование основ безопасного поведения в быту и социуме [39].
Формирование безопасного поведения включает в качестве составных частей следующие аспекты:
общую теоретическую подготовку к безопасной жизнедеятельности (осмысление общих проблем риска, безопасности, опасности и т.д.),
формирование предметных умений и навыков (видов деятельности, которые осуществляются не только в безопасных условиях, но и в условиях риска),
психологическую подготовку к безопасной жизнедеятельности (формирование смелости, решительности, готовности к разумному риску и т.д.),
развитие качеств личности, необходимых для безопасной жизнедеятельности (проницательности, дальновидности, гуманности, оптимистичности и т.д. как основы безопасности человека и общества).
Исходя из этого, мы можем выделить две составляющие, которые в итоге и формируют безопасное поведение: формирование предметных действий предстоящей деятельности (как условие подготовки к этой деятельности в условиях риска) и специальная подготовка к безопасности жизнедеятельности. И поэтому, формирование безопасного поведения, как составная часть воспитания, рассматривается в широком и узком понимании.
«В широком смысле формирование безопасного поведения – это операция формирования готовности к различным видам деятельности (познавательной, физической, коммуникативной и т.д.), к выполнению различных социальных функций (гражданина, потребителя и т.д.), присвоения дошкольниками разнообразных видов и фрагментов культуры (мировоззренческой, нравственной, эстетической и т.д.)» [6].
Взрослые знают, что все виды работ и сферы жизни человека потенциально опасны (или могут осуществляться в опасных условиях). Поэтому и процесс формирования любой деятельности является частью подготовки к безопасности жизнедеятельности.
Безопасность жизнедеятельности напрямую связана со всеми сторонами жизни человека, со всеми аспектами человеческого бытия, находит проявления в хозяйственной, трудовой, нравственной, политической, правовой, экологической и других сферах жизни. Эту проблему по праву относят к глобальным, потому что необходима интеграция всех отраслей человеческого знания, только при таких условиях появляется возможность и перспектива сохранить человеческую жизнь как таковую. В настоящее время, как показывает анализ современных исследовательских подходов к изучению сущности понятия «безопасность», данная проблема активно изучается зарубежными и российскими учеными.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Авдеева, Н. Н. Парциальные программы Безопасность: Основы безопасности детей дошкольного возраста [Текст] / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. – М.: Просвещение, 2007. – С. 34-55.
2. Акопова, Э. С. Физическое воспитание на основе обеспечения безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста [Текст]/ Э. С. Акопова, Л. Ф. Мансарлийская, С. В. Тюрикова // Управление качеством дошкольного образования: сборник научно-методических материалов. - М.: Академия, 2004. – С.43-44.
3. Аркин, Е. А. Ребенок в дошкольные годы [Текст] / Под ред. А. В. Запорожца и В. В. Давыдова. – М.: Просвещение, 1968. – 446 с.
4. Артемова, Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников / [Текст] / Л. В. Артемова. – М.: Просвещение, 1992. –150 с.
5. Ахмадиева Р. Ш. Предупреждение дорожно-транспортного травматизма как педагогическая проблема [Текст] / Р. Ш. Ахмадиева // Казанский педагогический журнал. – 2010. – № 3. – С.192. – С. 65-73.
6. Басангова, Б. М. К вопросу о социальной безопасности ребенка с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Б.М. Басангова // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2013. – № 29. – С. 85-98.
7. Белая, К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей [Текст] / К. Ю. Белая. – М.: Мозаика-синтез, 2014. – С.64.
8. Благодырь, Е. М. Понятие и признаки безопасного поведения дошкольников [Текст] / Е. М. Благодырь // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. - 2012. - №6. - С. 108-111.
9. Благодырь, Е. М. Коррекционная работа с детьми-сиротами дошкольного возраста как этап формирования безопасного поведения [Текст] / Е. М. Благодырь // Личность как субъект управленческой деятельности: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 4. Пятигорск: ПГЛУ, 2011. - С. 19-27.
10. Боброва, В.М. Процесс формирования здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями [Текст] / В. М. Боброва, Т.А. Максименко, А. Н. Сакаева, К.С. Тебенова // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 3. – С. 1-5.
11. Болдырева, Н. Г. Формирование у старших дошкольников знаний по пожарной безопасности в процессе организации образовательной деятельности в ДОУ [Текст] / Н. Г. Болдырева, Н. А. Баранова, Л. Н. Витязь // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012. – С. 13-19.
12. Венгер, Л. А. Программа «Развитие»: основные положения [Текст] / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко и др. / Под ред. Н. С. Варенцовой,
О. М. Дьяченко. – М.: Новая школа, 1994. – 64 с.
13. Гарнышева, Т. П. ОБЖ для дошкольников: Планирование работы, конспекты занятий, игры [Текст] / Т. П. Гарнышева. – СПб.: Детство-Пресс, 2011. – 128 с.
14. Гнусарева, Е. Ф. Сказкотерапия как средство формирования безопасного поведения у дошкольников [Текст] / Е. Ф. Гнусарева // Дошкольное воспитание. - 2011. - №3. - С. 45-51.
15. Григорьева, О. Н. Проект «Учимся безопасности» [Текст] / О. Н. Григорьева // Педагогическое мастерство: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 38-47.
16. Гусакова, В. В. Мотивация к выбору здорового образа жизни. Пути формирования безопасной жизнедеятельности у детей с ОВЗ [Текст] / В. В. Гусакова // Современные педагогические технологии. - 2015. - № 15. - С. 146-192.
17. Давыдова, М. С. Особенности формирования социальных представлений о безопасности жизнедеятельности у детей с интеллектуальными нарушениями [Текст] / М. С. Давыдова // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2009. - № 98. - С. 94-101.
18. Девисилов, В.А. Ноксологические аспекты гуманизации образования [Текст] / В.А. Девисилов // Высшее образование в России. – 2011. – № 1. – С. 129-132.
19. Доронова, Т. Н. Радуга. Программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада [Текст] / Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик и др. – М.: Просвещение, 2010. –111 с.
20. Зайцева, Г. К. Уроки Мойдодыра [Текст] / Г. К. Зайцева: учеб. пособие по валеологии детей 5–8 лет. – М.: Детство-Пресс, 1999 –32 с.
21. Зубарева, Ю. М. Психолого-педагогические исследования по проблеме обучения дошкольников безопасному поведению на дорогах [Текст] / Ю. М. Зубарева // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа: Лето, 2015. — С. 63-68.
22. Каюрова, А. Н. Формирование культуры безопасности у дошкольников в условиях ФГОС [Текст] / А. Н. Каюрова, О. В. Скокова, Т. С. Шеховцова // Молодой ученый. - 2014. - №11. - С. 384-386.
23. Косымова, А. Н. Коррекция представлений об окружающем мире у детей с нарушениями интеллекта [Текст] / А. Н. Косымова // Дефектология. - 2006. - № 5. - С. 30–35.
24. Куницына, Н. В. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста [Текст] / Н. В. Куницына // Проблемы современной науки и образования. - 2014. - № 12(30). - С. 121-122.
25. Леонтьев, А.Н. К теории развития психики ребёнка [Текст] //Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пособие. – М.: Просвещение, 2003. – С.58-65.
26. Лобанова, Г. В. Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения [Текст] / Г. В. Лобанова // Научные исследования: от теории к практике : материалы междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 13 нояб. 2014 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014. – С. 113-115.
27. Логинова, В. И. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду [Текст] / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др.. – СПб.: Детство-ПРЕСС, 2004. – 244 с.
28. Лукина, Л.И Безопасность дошкольного образовательного учреждения [Текст] / Л.И. Лукина // Управление ДОУ. - 2007. - №4. - С.33-40.
29. Макарова Л. П. Формирование мотивации здорового образа жизни как критерий качества образования [Текст] / Л. П. Макарова, М. С. Матусевич, О. В. Шатровой // Молодой ученый. - 2014. - №4. - С. 1021-1023.
30. Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы [Текст] / А. Маслоу. – М.: Смысл, 1999. –423 с.
31. Маркелова, И.В. Интегрированный урок в обучении детей основам безопасности жизнедеятельности [Текст] / И.В. Маркелова // Вестник Нцбжд. – 2009. – Т.2. – № 2. – С. 27-28.
32. Машковцева, Л. М. Тематические плакаты как средство формирования представлений о безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников [Текст] / Л. М. Машковцева // Концепт. –2012. - № 4. - С.1-5.
33. Мугулов, Ф.К. Безопасность личности: теоретические и прикладные аспекты социологического анализа. [Текст]/Монография. – Сочи. 2003. – С.243.
34. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М.: Академия, 1999. – 35 с.
35. Особенности организации работы с дошкольниками по ознакомлению с Правилами дорожного движения [Текст] / С. В. Коровина [и др.] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). – СПб.: Заневская площадь, 2014. – С. 125-127.
36. Основы безопасности жизнедеятельности [Текст]: учебное пособие / Под ред. В. А. Алексеенко. Ростов н/Д: Феникс. 2001. – 318 с.
37. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 304 с.
38. Переверзева, И.А. Проблема доверия в сфере бизнеса [Текст] / И.А. Переверзева // Иностранная психология. - 2000. - №12. - С.84-93.
39. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Режим доступа: [Консультант плюс].
40. Рубинштейн, С. Л. Человек и мир [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – М.: Наука, 1997. – С. 190.
41. Таутиева, Л. М. Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Л. М. Таутиева // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. - 2013. - № 3(14). - С. 253-255.
42. Садретдинова А.И. Проектирование педагогических условий формирования культуры безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников [Текст] / А.И. Садретдинова // Вестник СПб. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. - 2008. - № 3. - С. 407-411.
43. Хромцова, Т. Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста: учебное пособие [Текст] / Т .Г. Хромцова. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.
44. Эльконин, Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте [Текст] / Д. Б. Эльконин // Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пособие. – М.: Просвещение, 2003. – С. 232-240.