Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современном социуме увеличение объема информации, расширение сферы человеческих взаимоотношений, развитие разнообразных форм массовой культуры, а также повышение темпа жизни ведет к повышению объема знаний, которые необходимые сегодня человеку. Изменения, происходящие в социуме, повлияли и на развитие детей, энергично подключившихся к изменениям интенсивной жизни, и обозначили новые стандарты в целом [9, с. 8].
Ранняя юность – это период дальнейшего укрепления воли, формирования таких черт волевой активности, как настойчивость, целеустремленность и инициативность. В данном возрасте крепнет самообладание и выдержка, усиливается контроль за жестами и движениями, в силу чего обучающиеся юношеского возраста и внешне становятся более подтянутыми, чем подростки [3, с. 197].
Внимание – это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирование другой [5].
Исследованием проблематики внимания занимались многие исследователи:
1. физиологические основы внимания, природа и механизмы нарушений внимания с клинической, нейрофизиологической и психологической точек зрения изучались И.П. Павловым, А.А. Ухтомским, И.М. Сеченовым, Н.Н. Ланге, А.Р. Лурия, Е.Д. Хомской, Т. Рибо, К.К. Платоновым и др.;
2. прикладные и возрастные аспекты проблемы внимания изучались Ю.З. Гильбухом, И.Л. Баскаковой, П.Я. Гальпериным, С.Л. Кабыльницкой, Ф.Н. Гоноболиным, А.В. Петровским, О.М. Корчемлюком, С.С. Левитиной, М.П. Волокитиной, Т.М. Мирютиной, Т.А. Мелеховой, Е.М Черепановой, М.Ч. Матюхиной;
3. особенности развития внимания у детей с ЗПР исследовались М.С. Певзнер, Т.А. Власовой, Э.Я. Пекелис, И.Ф. Марковской, Г.М. Понарядовой, К.С. Лебединской, Л.И. Переслени, У.В. В.П. Мусиной, Л.Ф. Чупровым и др. [5]
Но, несмотря на значительное число работ, которые посвящены изучению проблемы внимания и особенностям его развития в различные периоды онтогенеза, проблема развития внимания остается очень актуальной.
Актуальность темы «Исследование произвольного внимания студентов» позволила поставить основную цель нашей работы.
Цель исследования – выявить особенности внимания студентов.
Объектом исследования – внимание как психический процесс.
Предмет исследования – особенности внимания студентов.
Гипотеза исследования – проведение экспериментального исследования по диагностике внимания у студентов способствует выявлению особенностей развития внимания у обучающихся юношеского возраста.
Цель и гипотеза определяют задачи исследования:
1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. раскрыть понятие «внимание», охарактеризовать его виды, свойства и функции;
3. раскрыть психологические особенности юношеского возраста и специфические особенности внимания студентов данного возраста;
4. на основе анализа психолого-педагогических источников подобрать надежные тесты для осуществления диагностических мероприятий;
5. диагностическим путем выявить особенности внимания студентов юношеского возраста.
В качестве основных методов исследования мы использовали: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, диагностика, анализ продуктов деятельности, математическая обработка результатов.
База исследования: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Дальневосточный федеральный университет».
В исследовании приняли участие обучающиеся 1 курса в количестве 21 человек, обучающихся по специальности «Информационная безопасность».
Структура работы определяется логикой исследования. Практическая значимость исследования состоит в выявлении особенностей внимания в процессе проведения игр и упражнений для развития внимания.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения.
В списке литературы отражены источники, с помощью которых было проведено данное исследование.
В приложении содержится описание тестовых методик, которые применялись в исследовании и направленные на выявление уровня развития внимания у детей старшего дошкольного возраста.
1. Теоретический анализ проблемы изучения внимания в психологической литературе
1.1. Понятие внимания. Внимание как психический познавательный процесс
Любой человек ежеминутно подвергается воздействию множества разнообразных раздражителей: шум, свет, прикосновение одежды, звуки человеческой речи. Действие оказывают также и внутренние раздражители, вызывающие чувство боли, голода, жажды или утомления.
Из всех многообразных воздействий человеку свойственно выделять в каждый конкретный момент какое-либо одно воздействие или же их незначительную группу, например, речь собеседника, которая и воспринимается достаточно четко. Остальные раздражители в этот момент не замечаются и их действие замедляется. Но пройдет время, и какой-нибудь иной раздражитель займет положение доминирующего [1, с. 17].
Внимание собственного отдельного и специфичного продукта не имеет. Его результатом будет являться улучшение любой деятельности, которую оно сопровождает.
Мы проанализировали понятие внимания с точки зрения различных научных отраслей, таких как: философия, медицина, социология, педагогика и психология.
С точки зрения философии внимание рассматривается как сосредоточенность практической и познавательной деятельности личности в настоящий момент времени на конкретном объекте или действии.
В медицине внимание - есть форма организации психической деятельности, которая обеспечивает акцент в сознании на одних объектах отражения при одновременном отвлечении от других объектов.
С точки зрения социологии вниманием является произвольная или непроизвольная сосредоточенность и направленность практической и познавательной деятельности личности на конкретном действии или объекте.
В педагогике внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности.
И с точки зрения психологии внимание – это «направленность психической деятельности личности, сосредоточенность ее на объектах, которые имеют для человека конкретную значимость» [13, с. 202].
Внимание является важнейшим качеством, характеризующим процесс отбора необходимой информации и отсеивания лишней.
Внимание не считают независимым психическим познавательным процессом, подобно восприятию, ощущению, эмоциям, памяти, мышлению. Оно не существует вне каких-либо психических процессов. Мы можем внимательно думать, внимательно воспринимать, запоминать, но быть просто внимательным независимо от ощущений, восприятия, мышления невозможно. Внимание - одна из сторон психической деятельности личности [8].
Внимание, как указывал Ф. И. Гоноболин, обеспечивает:
во-первых, яркое и четкое восприятие различного материала;
во-вторых, более прочное и быстрое запоминание и сохранение в памяти определенного материала на продолжительный срок.
В изучении физиологических начал внимания значительная заслуга отводится отечественным физиологам И. П. Павлову, И. М. Сеченову, А. А. Ухтомскому [13, с. 203].
И. М. Сеченов, в своих изысканиях пришел к выводу, что внимание человека рефлекторно. Любой рефлекс, согласно И.М. Сеченова, вызывается конкретным влиянием внешнего мира и оканчивается закономерно связанным с данным влиянием мышечным движением. Сосредоточенность начинается с приспособления рецепторов посредством мышечных движений к лучшему восприятию [13, с. 207].
Внимание тесно связано со склонностями, интересами, призванием человека, от его особенностей зависят и такие качества личности, как наблюдательность, способность выделять в явлениях и предметах непримечательные, но значительные признаки. Внимание заключается в том, что известное ощущение или представление занимает доминирующее
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
2. Андреева, Г.М. Социальная психология: Учебник / Г.М. Андреева. - М.: Аспект-Пресс, 2016. - 363 c.
3. Батюта, М.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. - М.: Логос, 2015. - 306 c.
4. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка. — М: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. — 512с. (Серия «Библиотека всемирной психологии»). - ISBN 5-699-03524-9- [Электронный ресурс]: http://www.gpa.cfuv.ru/courses/os-ped-mast/Doc/%D0%9A%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8%20%D0%B2%20%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%20(pdf)/%D0%92%D1%8B%D0%B3%D0%BE%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%9B.%D0%A1.%20%D0%98%D0%B3%D1%80%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%B5%D1%91%20%D1%80%D0%BE%D0%BB%D1%8C%20%D0%B2%20%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B8%20%D1%80%D0%B5%D0%B1%D1%91%D0%BD%D0%BA%D0%B0.pdf
5. Гальперин, П. Я. К проблеме внимания. Хрестоматия по психологии. – М., 1987. – С. 169-75. – [Электронный ресурс]: https://studfiles.net/preview/1725460/
6. Кулагина, И.Ю. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие для вузов / / И.Ю. Кулагина. - М.: Академический проект, 2015. - 420 c.
7. Кулагина, И.Ю. Психология развития и возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособие. / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: Академический проект, 2015. - 420 c.
8. Крамаренко, А.С. Сущность понятия «внимание»: виды, критерии, свойства/А.С. Крамаренко, М.Е. Клименко, Д.А. Кураева // Вопросы науки и образования. - 2018. - №29 (41). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-ponyatiya-vnimanie-vidy-kriterii-svoystva (дата обращения: 21.03.2019).
9. Лаврова, Г.Н. Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста: коррекционно-развивающая работа в ДОУ компенсирующего вида / Г.Н. Лаврова. - М.: Владос, 2014. - 223 c.
10. Майер, А.А. Детско-взрослое сообщество: развитие взрослых и детей / А.А. Майер, Е.Д. Файзуллаева. - М.: Творческий центр Сфера, 2015. - 128 c.
11. Матухии Дмитрий Леонидович Психолого-возрастные особенности и основные психологические функции взрослых обучающихся // Вестн. Том. гос. ун-та. - 2008. - №308. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-vozrastnye-osobennosti-i-osnovnye-psihologicheskie-funktsii-vzroslyh-obuchayuschihsya (дата обращения: 21.03.2019).
12. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Педагогика и психология», «Социал. педагогика», «Педагогика» / В. С. Мухина. - 12-е изд., стер. - М. : Изд. центр «Академия», 2009. – 637 с.
13. Немов, Р.С. Общая психология в 3х тт. том II в 4 книгах. Книга 2. Внимание и память: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Р.С. Немов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 261 c.
14. Пахальян, В.Э. Развитие и психологическое здоровье. Дошкольный и школьный возраст : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / В. Э. Пахальян. - СПб. : Питер, 2012. - 237 с.
15. Психология внимания: Учеб.-метод. пособие / Авт.-сост. Т.К. Комарова. – Гродно: ГрГУ, 2002. – 124 с. - ISBN 985-417-409-3.- [Электронный ресурс]: URL: https://www.e-reading.mobi/bookreader.php/108236/Komarova_-_Psihologiya_vnimaniya.pdf
16. Степанов, В.Г. Мозг и эффективное развитие детей и взрослых: возраст, обучение, творчество, профориентация / В.Г. Степанов. - М.: Академический проект, 2013. - 315 c.
17. Черноморова, О.Н. Индивидуально-психологические и возрастные особенности студентов при обучении иностранному языку // Известия ЮФУ. Технические науки. - 2011. - №10. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/individualno-psihologicheskie-i-vozrastnye-osobennosti-studentov-pri-obuchenii-inostrannomu-yazyku (дата обращения: 22.03.2019).
18. Шадриков, В.Д. Общая психология: Учебник для академического бакалавриата / В.Д. Шадриков, В.А. Мазилов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 411 c.
19. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики, 2005. — 349 с.- ISBN 5-8297-0176-6 (в пер.) - [Электронный ресурс] http://intellect- invest.org.ua/content/userfiles/files/library/Shapovalenko_Vozrast_psihol_2005.pdf