Фрагмент для ознакомления
2
Введение Актуальность данной темы исследования заключается в том, что в настоящее время вопросы управления персоналом становятся приоритетными для большинства предприятий малого бизнеса и во многом определяющими эффективность ведения бизнеса. Высококонкурентный рынок характеризуется нехваткой нужных квалифицированных специалистов, что является причиной высокой мобильности сотрудников. Это создает прекрасное поле деятельности для отдельных
2
соискателей, но вырастает в серьезную проблему для компаний, которые вынуждены слишком часто искать новых людей, что негативно сказывается на эффективности бизнеса. Целостная система работы с кадрами создается в процессе разработки и реализации системы управления персоналом предприятия малого бизнеса. Система управления персоналом предприятия малого бизнеса является частью общей политики управления и заключается в целенаправленной деятельности по формированию и развитию его трудового коллектива, так как именно человеческие ресурсы обуславливают его экономическую эффективность и конкурентоспособность. Система маркетинга персонала – это один из важнейших сегментов эффективной системы управления, и если она не будет грамотной и четкой, то можно не только потерять лучших специалистов – сама компания может остановиться в развитии, а это, в свою очередь, приведет к финансовым потерям, большим, чем возможные затраты на развитие персонала.
Глава 1. Теоретические аспекты кадрового планирования 1.1. Сущность, цели и задачи управления персоналом
Для дальнейшего выявления целей и задач системы управления персоналом, необходимо рассмотреть сущность самого феномена «управление персоналом».
3
Так, по мнению М.М. Латыповой «управление персоналом – это процесс технологизации функций планирования, мотивации, контроля, оценки и увольнения персонала организаций, направленный на принятие решений в области кадровой политики организации». [27, c.125] Эффективное управление персоналом представляет собой понимание значимости и необходимости человеческих ресурсов и уважительное отношение к сотрудникам. Для эффективного функционирования в системе управления персоналом должна быть выработана определенная политика: • соответствующая общим намерениям организации; • включающая обязательства постоянно повышать ее результативность; • создающая основу для установления и анализа целей в области управления персоналом. Политика системы управления персоналом должна быть доведена до сведения персонала и понята внутри организации, а также анализироваться на предмет ее продолжающей пригодности. Среди основных целей системы управления персоналом Н.В. Демина выделяет следующие: [17, c.44] • создание высокопроизводительного коллектива, способного быстро приспосабливаться к условиям рынка; • создание благоприятного климата между работниками; • рост прибыли предприятия за счет повышения удовлетворенности трудом персонала и повышения производительности труда; • повышение уровня компетентности персонала; • совершенствование системы подбора персонала; • проведение маркетинговой деятельности в сфере управления персоналом;
4
• создание мотивационных программ. Профессор А.Я. Кибанов [24, c.85] дает следующую трактовку феномена «управление персоналом», определяя его, как «целенаправленную деятельность руководящего состава организации, руководителей и специалистов подразделений системы управления персоналом, включающая разработку концепции и стратегии кадровой политики, принципов и методов управления персоналом организации» По мнению автора Казакова М.В. [21, c.176], под управлением персоналом следует понимать «системное и эффективно организованное с применением различных взаимосвязанных социальных и организационно-экономических механизмов воздействие на процесс формирования, распределения и перераспределения трудовых ресурсов на уровне предприятия, а также создание определенных условий для постоянного развития и эффективного использования трудового потенциала сотрудников предприятия для обеспечения эффективного функционирования предприятия в целом и развития каждого отдельно взятого сотрудника»
1.2. Особенности построения системы кадрового планирования
Залогом успеха внедрения единой кадровой политики на предприятиях малого бизнеса является четкое понимание и принятие целей в сфере управления персоналом всеми менеджерами, а также их эффективное взаимодействие с HRспециалистами. Необходимо определить, какие функции выполняет эффективная система управления персоналом и какие задачи она решает. Их условно можно разделить на организационные и функциональные.
5
В функциональном отношении система управления персоналом должна заниматься разработкой стратегии предприятия, формированием структуры управления в соответствии с ней, начиная от планирования потребности в персонале, привлечения сотрудников, их отбора и заканчивая оценкой их деятельности. В организационном отношении система управления персоналом должна осуществлять комплекс мер по построению работы персонала и управлять соответствующими затратами. [14, c.44] Алгоритм механизма управления персоналом в системе внутрифирменного планирования представлен в Приложении 1. Формирование эффективной системы управления персоналом на предприятии малого бизнеса начинается с построения «дерева целей», с разбитием целей на общие цели предприятия, цели административно-управленческого аппарата, а также целей каждого их работников предприятия, для возможности обеспечения наименьшей противоречивости при их достижении. Кроме того, производится сопоставление целей системы управления персоналом с главными стратегическими целями предприятия. На следующем этапе решаются вопросы формирования структуры управления персоналом предприятия путем определения необходимых структурных звеньев, определения основных целей, задач и функций каждого звена системы управления персоналом. Кроме того, на данном этапе решаются вопросы взаимосвязи структурных подразделений в рамках системы управления персоналом предприятия не только между собой, но и с другими структурами в рамках систему управления предприятием.
1.3. Основные направления анализа и оценки системы кадрового планирования
6
Повышение эффективности труда персонала предприятия связано с формированием оптимального соотношения между основными показателями системы управления персоналом: численность персонала и его состав, объем выполняемых работ, производительность труда, а также использование рабочего времени.
Как правило процесс оценки эффективности системы управления персоналом на предприятии состоит из следующих основных этапов: Этап 1 – оценка обеспеченности предприятия и всех его бизнес-единиц трудовыми ресурсами в целом, а также по категориям и профессиям;
Глава 2. Исследование системы кадрового планирования в ИП Соловьева Л.В. 2.1. Организационная характеристика ИП Соловьева Л.В.
Таким образом, малое предприятие ИП Соловьева Л.В. является микропредприятием с численностью 15 человек, основным видом деятельности которого является производство красителей и пигментов. Представленная организационная структура ИП Соловьева Л.В. сочетает в себе жесткую иерархическую линейнофункциональную структуру и плоскую адаптивную горизонтальную структуру. Это позволяет говорить о том, что организационная структура ИП Соловьева Л.В. интегрирует в себе централизацию и децентрализацию управления. Централизация реализована на уровне функциональных блоков (коммерческая служба и производственный отдел). [1]
7
Децентрализация управления реализована на уровне финансового менеджера, менеджера по персоналу и юриста, что подразумевает определенную самостоятельность субъектов управления в аспекте принятия оперативно-тактических решений в рамках делегированных им полномочий. Таким образом, в управлении исследуемого предприятия ИП Соловьева Л.В. можно выделить два структурных уровня: производственный и оперативно-тактический, которые позволяют интегрировать два основных подхода к управлению: централизацию и децентрализацию, это обеспечивает гибкость в разработке и реализации стратегии и адаптивность в текущем управлении. [2] Рассмотрим основные показатели деятельности ИП Соловьева Л.В.
2.2. Анализ кадрового планирования в ИП Соловьева Л.В. На первоначальном этапе анализа системы управления персоналом ИП Соловьева Л.В. необходимо провести оценку кадрового потенциала предприятия, что подразумевает анализ обеспеченности трудовыми ресурсами. В целом, успешность любого предприятия, зависит не только от того на сколько оно обеспечено необходимым оборудованием, но и насколько оно обеспечено трудовыми ресурсами, какой квалификации рабочие и специалисты работают на данном предприятии. Обеспеченность трудовыми ресурсами ИП Соловьева Л.В. представлена в таблице 2.2, так же в данной таблице отражена профессионально-административная структура персонала ИП Соловьева Л.В. 2.3. Анализ системы кадрового планирования в ИП Соловьева Л.В.
8
Успехи любого предприятия во многом зависят от эффективности стратегии управления персоналом, формирования конкретных методов, подходов и процессов, ценностей, учитывающих специфические особенности компании, конкретную фазу жизненного цикла, культурное своеобразие . Таким образом, в современных условиях персонал – главный ресурс и достояние компании, его ценность как фактор успеха все время возрастает. Способность персонала к творчеству становится решающим условием в любой деятельности. На предприятии ИП Соловьева Л.В. управлением персонала занимается непосредственно менеджер по персоналу. Согласно должностной инструкции в функции менеджера по персоналу ИП Соловьева Л.В. входит: - подбор персонала, прием и оформление документов о приеме; - оформление договоров и т.д.; - подготовка и оформление документов об увольнении. - оформление актов и протоколов; - оформление документов об отпусках и переводах сотрудников; - ведение, хранение и сдача в архив документов. Для изучения анализа кадровой работы был проведен опрос менеджера по персоналу ИП Соловьева Л.В., результаты представлены ниже в таблице 2.4. Изучая данные можно отметить, что фактически, менеджер по персоналу ИП Соловьева Л.В. выполняет регистрационные функции, оформляя трудовые отношения. Менеджер по персоналу ИП Соловьева Л.В. не выполняет ряд функций играющих большую роль в эффективном развитии предприятия: анализ рынков рабочей силы;
9
планирование найма рабочей силы; анализ трудовых отношений; изучение социальной напряженности в коллективе; адаптационные процессы в коллективе; корректировка жизненных планов работающих; изучение качества трудовой жизни работающих; планирование внутрифирменных перемещений; изучение условий труда и планирование их корректировки; стратегическое планирование; выяснение степени несоответствия работников занимаемой должности и планирование их перемещения.
Основной целью системы управления персоналом является привлечение и удержание персонала, отвечающего требованиям ИП Соловьева Л.В. Данные требования отражены в форме следующих компетенций: – Ориентация на результат: Направленность действий каждого сотрудника на достижение результата и реализацию целей ИП Соловьева Л.В., постоянное стремление к достижению результата более высокого уровня. – Ответственность: Личная ответственность за качество и своевременность выполнения поставленных задач. – Лояльность: Согласованность личных целей сотрудника с целями ИП Соловьева Л.В., принятие существующих правил и стандартов работы. – Гибкость: Открытость новым идеям и опыту, принятие изменений и активное участие в их внедрении и продвижении.
10
– Ориентация на развитие: Стремление к саморазвитию и развитию других, передача своего опыта и знаний коллегам и подчиненным, внедрение инноваций, инициативность.
Заключение На основании исследования, проведенного в работе, были сделаны следующие выводы: Управление персоналом представляет сложную структуру взаимодействующих функций, основанную на таких областях науки, как психология, социология, экономика, экономика труда, экономика предприятия, менеджмент, юридически регулируемая законами. Процесс управления персоналом представляет собой: - подбор и оценку персонала; - адаптацию работников и развитие их карьеры; - анализ деятельности работников. Эффективное управление персоналом является одной из основных задач эффективного функционирования предприятий малого бизнеса, т.к. является залогом развития трудового потенциала, личных качеств и способностей персонала, а также удовлетворение персонала выполненной работой и системой мотивации. При этом оценка системы управления персоналом является мощным рычагом для дальнейшего роста результативности процесса принятия управленческих решений.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
11
Нормативные документы
1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] : принята всенародным голосование 12 декабря 1993 года. : (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ30 декабря 2008 № 6-ФКЗ и № 8 – ФКЗ) // СПС «Консультант плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ 2. Налоговый кодекс РФ. Часть первая [Электронный ресурс] : от 31.07.1998 № 146-ФЗ : (ред. от 15.02.2016 N 32-ФЗ, от 05.04.2016 N 101-ФЗ, от 05.04.2016 N 102-ФЗ, от 26.04.2016 N 110-ФЗ, // Консультант Плюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ 3. О занятости населения в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 19.04.1991 № 1032-1ФЗ, ред. от 02.07.2013 N 185-ФЗ — Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_60/ (25.11.2016) 4. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ — Режим доступа: URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (02.06.2014) 5. Федеральный закон от 8 августа 2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 13 августа 2001г. - №33. - Ст.3431. 6. Постановление Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве
12
индивидуальных предпринимателей» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1 июля 2002г. - №26. - Ст.2586. Учебная и методическая литература
7. Аверина А.Д. Современные методы набора персонала на вакантные должности // В сборнике: Социокультурный менеджмент: содержание, проблемы, перспективы материалы III международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Ильина Н.А.. Ульяновск, 2014. С. 47 8. Агапова О.Ю., Поляков В.У. Мошенничество со стороны кандидатов при поступлении на работу // Управление человеческим потенциалом. 2013. № 3. С. 158-167. 9. Акмеологическая оценка профессиональной компетентности государственных служащих. Учебное пособие / Под общ. ред. А.А. Деркача. 2-издание. − М., 2015. – 241 с. 10. Аллин О.Н., Сальникова Н.И. Кадры для эффективного бизнеса. Подбор и мотивация персонала. — М.: Генезис, 2014. — 248 с. 11. Арсеньев Ю.Н. Управление персоналом. Модели управления: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 250 с 12. Базаров Т.Ю. Управление персоналом. Практикум. - М.: «ЮНИТИ-Дана», 2015. – 240 с. 13. Батаршева А.В., Лукьянова А.О. Психология управления персоналом: Пособие для специалистов, работающих с персоналом / А.В. Батаршева, А.О. Лукьянова. – М., 2013. – 560 с.
13
14. Бек М. А., Бек Н. Н. Производство знаний и инноваций: условия, эффективность и роль в инновационном развитии экономики // Менеджмент инноваций. 2014. № 1. С. 44 15. Бескровная Н., Терминов В. Управление персоналом в российском бизнесе //ЭКО.— 2015. — №12. 16. Герасимов Е.С. Критерии отбора, подбора и найма персонала: отечественный и зарубежный опыт решения вопроса. Вестник Университета Российской академии образования. 2013. № 2. С. 184-187 17. Демина Н.В. Принципы, критерии и подходы к отбору персонала как специальной функции кадрового менеджмента. Современные гуманитарные исследования. 2015. № 1. С. 43-49 18. Деркач А.А. Зазыкин В.Г. Роль организационной среды в становлении личности профессионала // Акмеология. №3. 2016. С. 5−12. 19. Дубиненкова Е. Н. Техники подбора персонала. Искусство находить лучших. - М.: Речь, 2012. - 478с 20. Егоршин А.П. Управление персоналом: учебник для вузов. — 3-е изд. Н.Новгород: НИМБ, 2014. - 720 с. 21. Казаков М.В. Эффективная система подбора персонала для организаций // Управление развитием персонала. 2012. № 3. С. 176-181. 22. Казанцева Е.Е. Привлечение квалифицированного персонала для решения текущих и перспективных задач. Эффективность поиска. // Управление человеческим потенциалом. 2013. № 1. С. 46-60. 23. Калабухова Ю.В. Нормативно-методическое обеспечение процесса набора и отбора кадров в организации как инструмент повышения качества работы системы управления персоналом // Проблемы совершенствования организации производства и управления промышленными предприятиями: Межвузовский сборник научных трудов. 2015. № 1-1. С. 157
14
24. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 448 с. 25. Кукина С.Д., Паршукова О.В., Воспельникова Я.Г. Методы оценки кандидатов при приеме на работу и их надежность. Наука - промышленности и сервису. 2014. № 6-2. С. 25-31 26. Куприянчук Е.В.Управление персоналом: ассессмент, комплектование, адаптация, развитие. Учебное пособие / Е. В. Куприянчук, Ю. В. Щербакова. – М.: РИОР: ИНФРА - М, 2012. - 255 с 27. Латыпова М.М. Поиск и отбор персонала в организацию на современном этапе. // Горный информационноаналитический бюллетень (научно-технический журнал). 2014. № 11. С. 125-128 28. Лукичева Л.И. Управление персоналом. - М.: Омега-Л 2011 – 263 с. 29. Лядская А.В. Опыт применения системы Адизеса в выстраивании HR-процессов компании. Управление человеческим потенциалом. 2013. № 2. С. 124-137. 30. Малюгина А.Н., Самохвалова С.М. Современные тенденции управления персоналом в сфере подбора персонала // Управление человеческими ресурсами – основа развития инновационной экономики. 2014. № 5. С. 213-217. 31. Маслова В.М. Управление персоналом. Бакалавр. Базовый курс. – М.: «Юрайт», 2012. – 492 с. 32. Миплер М.Э. Подбор персонала: системный подход: дис. канд. экон. наук. - Омск, 2015. – 315 с. 33. Морозова И. Н. Эффективный сотрудник. Технологии подбора персонала. Серия: Профессиональное мастерство. - СПб.: Феникс, 2014. - 328с. 34. Мякушкин Д.Е. Отбор и подбор персонала 2. Учебное пособие. - Челябинск, Издательство ЮУрГУ, 2011. – 31 с. 35. Новиков Д.А. Методология управления. Серия умное управление. - М.: Либроком, 2012. – 128 с.
15
36. Олегов, Ю. Г. Управление персоналом : учебник для бакалавров / Ю. Г. Олегов, Г. Г, Руденко. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 513 с. 37. Петрушихина Е.Б. Психологические аспекты принятия кадровых решений руководителям. Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. 2013. № 1. С. 39-46 38. Платонов Ю.П. Актуальные проблемы управления персоналом - СПб., Делком, 2013. - 247 с. 39. Поляков В.А. Новое в подборе персонал // Управление развитием персонала. 2014. № 1. С. 46-53. 40. Сидоркина С.В. Ассесмент-центр как инструмент повышения эффективности бизнеса. Управление человеческим потенциалом. 2011. № 1. С. 66-70 41. Стадник А. Оценка персонала. – М.: ООО «Бегин Групп», 2015. - 234 с. 42. Степанова М.В. Ассесмент-центр как одна из технологий оценки персонала. Ученые записки Российского государственного социального университета. 2012. № 8 (108). С. 124-130. 43. Суханова Е.В. Технология подбора персонала для компаний малого бизнеса // Российское предпринимательство. 2014. - № 11. С. 99-101. 44. Травин В. В., Магура М. И., Курбатова М. Б.. Управление человеческими ресурсами. Модуль 4. Модульная программа «Руководитель XXI века». - М.: ИД «Дело» РАНХиГС, 2012. – 104 с. 45. Управление человеческими ресурсами : учебник для бакалавров / под ред. И. А. Максимцева, Н. А. Горелова. — 2е изд., перераб. и доп. -М.: Издательство Юрайт, 2014. — 526 с.