Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность проблем исследования связана с тем, что в последние годы повысился интерес образовательных учреждений к качественному преподаванию английского языка, а потому каждый учитель ищет максимально эффективные методы работы, что зачастую достаточно сложно, т.к. язык дети изучают с 1 класса, хотя психофизиологические возможности для этого в данном возрасте существуют далеко не у всех детей.
Раньше в общеобразовательных программах наблюдалось теоретизирование процесса изучения английского языка в школе, но после снятия «железного занавеса» ситуация изменилась, поскольку современные дети имеют возможность общаться с иностранцами, а потому им остро необходимо умение пользоваться разговорным английским языком – причем как устным для личного общения, так и письменным для того, чтобы общаться в социальных сетях и мессенджерах.
Цель работы: исследовать возможность использования проектной деятельности на уроке иностранного языка.
Объект работы: проектная деятельность.
Предмет работы: использование проектной деятельности на уроке иностранного языка.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1) изучить теоретические положения педагогики, психологии и методики по проблеме применения метода проектов на уроках иностранного языка;
2) охарактеризовать виды и типологию проектов;
3) изучить структуру и последовательность реализации проекта.
4) раскрыть сущность метода проектов в обучении иностранному языку;
5) выявить особенности организации обучения иностранному языку на основе метода проектов;
6) разработать рекомендации по применению проектного метода на уроках иностранного языка.
Методы исследования: анализ научной и методической литературы, описательный, сравнительный, историографический, хронологический, моделирование, классификация, синтез, проектирование.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
1. Понятие «проектная деятельность»
1.1. Виды проектов
В научной литературе выделяется несколько основных видов проектов, которые применяются в образовательной деятельности. Они представлены на рис. 1.1 [15].
Рисунок 1.1. – Виды проектов в образовательной деятельности
Рассмотрим кратко каждый из этих видов [17].
Литературно-творческие проекты – это группа проектов, которые зачастую бывают групповыми и являются самым популярным видом проектной деятельности [18].
Естественно-научные проекты имеют исследовательский характер и всегда преследуют четко поставленную цель.
Языковые проекты применяются чаще всего в тех учебных курсах, где необходимо изучать или применять иностранные языки [9].
Культурологические проекты также связаны с изучением языка, но, в отличие от языковых, здесь затрагивается также изучение культуры и традиций различных народов и стран.
Спортивные проекты, в основном, направлены на формирование специального диалога школьников, который посвящен любимой спортивной команде, определенному соревнованию или виду спорта.
К географическим или историческим проектам относят ряд приключенческих или исследовательских проектов, которые направлены на изучение прошлого и настоящего конкретной территории.
Музыкальные проекты встречаются на практике в разных видах. Они могут как творческими, так и аналитическими в зависимости от изначальной цели проектной технологии, которая предлагается учителем [6].
1.2. Принципы организации проектной деятельности
Метод проектов не является новым в мировой педагогике. Он возник в начале XX столетия в США. Его называли также методом проблем, и он был связан с гуманистическими идеями в философии и образовании, разработанными американским педагогом Дьюи [28].
На современном этапе развития образования метод проектов можно определить, как совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией получившихся результатов.
Проектная деятельность должна быть организована в соответствии с первичной целью и вытекающими из нее задачами проекта [29].
Кроме того, требования к создаваемым учащимися проектам должны соответствовать возрастным характеристикам школьников, уровню их успеваемости и полученных ранее знаний, состоянию физического и психического здоровья учащихся.
Вовлекая детей в проектную деятельность, педагог должен четко ставить перед ними цель, мотивировать их на эффективную работу по созданию проекта, вызывать интерес к конкретной теме и методам ее проектной реализации [22].
Также стоит отметить, что организация проектной деятельности на уроках возможна только в том случае, если дети прошли достаточно полное теоретическое обучение по конкретной теме и им необходимо закрепить полученные знания в практической деятельности.
Учитель, который принимает решение об организации проектной деятельности на своих занятиях, вне зависимости от учебной дисциплины и возраста учащихся, должен четко структурировать свою работу по организации, которая обычно включает в себя несколько этапов [1]:
1. Постановка цели: учитель должен четко понимать, для чего нужен проект, какие задачи нужно решить, чтобы сделать подобный проект, какова его актуальность и эффективность для обучения тому или иному учебному предмету.
2. Подбор инструментов для создания и реализации проектов: педагог должен самостоятельно выбрать те методы работы со школьниками, которые позволят им научиться проектной деятельности.
3. Выбор темы для создания и реализации учебных проектов: тема должна соответствовать учебной программе, проектная работа должна выступать в виде закрепляющего этапа по изучению конкретного материала, который был предоставлен учащимся в теории.
4. Наблюдение за школьниками в процессах подготовки и реализации учебного проекта, направление их деятельности в правильное русло, проведение мотивационных мероприятий для повышения эффективности работы учащихся в сфере проектных технологий.
5. Контроль выполнения школьниками задания на учебный проект, выдача разного рода рекомендаций по усовершенствованию проекта, оказание помощи в случае заминок у детей, связанных с отсутствием должного опыта проектной деятельности.
6. Адекватная и объективная оценка созданных и реализованных учебных проектов, выставление отметок и выделение ошибок и недоработок в каждом конкретном случае предоставления учебного проекта школьниками.
Таким образом, организация проектной деятельности в ходе учебных занятий в школе – довольно сложный процесс, в котором обязательно должен быть задействован педагог [12].
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Алексеева А.А. Эффективные методы обучения. – Тверь: Форпост, 2017. – 344 с.
2. «Анатомия» учебного проекта // Образовательные технологии. – 2017. – № 6. – С. 20–36
3. Беляков В.М., Воскресенская Н.М., Иоффе А.Н. Проектная деятельность в образовании // Проблемы современного образования. – 2011. – № 3. – С. 62–67
4. Бурунова И.М. Методы обучения иностранным языкам в школе. – Магнитогорск: Спектр, 2016. – 324 с.
5. Вардашева И.Т., Агеева О.А. Иностранные языки в школьной педагогике. – Керчь: Адамант, 2018. – 560 с.
6. Вотинцева О.И. Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения // NS-портал. Социальная сеть работников образования. – [Электронный ресурс] https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2015/06/06/metod-proektov (Дата обращения: 16.03.2019)
7. Гатилова Е.В. Креативная педагогика в школе. – Таганрог: Смена, 2016. – 236 с.
8. Донина С.М. Технологии и методы обучения английскому языку в школе. – Иркутск: Старт, 2016. – 364 с.
9. Жданов В.Н. Проектная деятельность в педагогике // Страна образования. Портал для педагогов. – [Электронный ресурс] https://stranaobrazovaniya.ru/servisy/publik/publ?id=1307 (Дата обращения: 13.03.2019)
10. Колкова Н.И. Методы обучения. – Сызрань: Перспектива, 2018. – 388 с.
11. Кравченко П.И., Смолина А.В. Эффективность применения проектных методов в обучении английскому языку в школе // Вестник Липецкого государственного университета. – 2019. – № 1. – С. 41–50
12. Кузнецова И.М. Методы педагогического воздействия в современном образовательном процессе. – Ханты-Мансийск: Слово, 2018. – 560 с.
13. Левина И.М. Интерактивные методы обучения иностранным языкам в школе. – Астрахань: Пчела, 2016. – 460 с.
14. Морозова И.М. Трудности изучения иностранного языка в современной школе. – М.: АСТ, 2017. – 328 с.
15. Мышкина И.М. Технологии проектного обучения. – Псков: Аметист, 2018. – 400 с.
16. Назарова О.В. Проектный метод в изучении иностранного языка. – Воркута: Статистика, 2015. – 300 с.
17. Николаенко И.В., Харина Е.П. Образовательные технологии в средней школе. – Клин: Проспект, 2017. – 468 с.
18. Петрова Т.В. Проектная деятельность в системе школьного образования // Открытый урок. Первое сентября. Образовательный портал. – [Электронный ресурс] https://открытыйурок.рф/статьи/662741/ (Дата обращения: 16.03.2019)
19. Рамзанова И.М. Творческие методы обучения иностранным языкам. – Казань: Рокот, 2015. – 432 с.
20. Рокотова И.А. Языковые учебные предметы и подходы к их преподаванию в школе. – Саратов: АСТ, 2016. – 355 с.
21. Савченко А.А., Холодова Г.И. Проблемы применения проектного метода в процессе изучения английского языка в средней школе // Вестник образования. – 2019. – № 2. – С. 33–45
22. Сотникова Е.Б., Моргачева Н.В. Проектная деятельность как интерактивный метод обучения в системе «школа – ВУЗ» // Современные проблемы науки и образования. Электронный журнал. – [Электронный ресурс] https://science-education.ru/ru/article/view?id=25028 (Дата обращения: 16.03.2019)
23. Тихомирова М.И., Соболева Т.А., Демьяненко И.М. Проектное обучение как эффективный метод преподавания иностранных языков // Технологии образования. – 2017. – № 3. – С. 50–62
24. Ульянова И.Т. Технологии изучения иностранного языка. – Ярославль: Издательство Ярославского педагогического института, 2015. – 384 с.
25. Хромова Л.В. Проектная деятельность в обучении // NS Портал. Социальная сеть работников образования. – [Электронный ресурс] https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2018/01/03/proektnaya-deyatelnost-v-obuchenii (Дата обращения: 13.03.2019)
26. Худолеева А.В. Преподавание иностранного языка в школе: технологии, формы и инструменты. – Воронеж: Практика, 2016. – 402 с.
27. Швец И.М. Проектный метод: особенности и проблемы использования в высшей школе // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2014. – № 5. – С. 26–38
28. Юлдашева Л.Т. Проектная деятельность в современном образовании // Копилка уроков. Сайт для учителей. – [Электронный ресурс] https://kopilkaurokov.ru/prochee/prochee/nauchnaia_stat_ia_na_tiemu_proiektnaia_dieiatiel_nost_v_sovriemiennom_obrazovani (Дата обращения: 15.03.2019)
29. Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовании. Учебное пособие. – М.: Флинта, 2014. – 144 с.
30. Ярицына М.И. Обучение иностранным языкам в школе. – Саранск: Звезда, 2017. – 322 с.