Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Вопрос выбора всегда будет актуален для человека, невзирая на его возраст, пол, национальность, образование и т.д. Жизненный опыт, конечно, учит, и со временем принимать решения становится проще, но он вовсе не дает никакой гарантии, что все решения без исключения будут правильными и эффективными. Принятие решений это навык, для овладения которым необходимо приложить немало усилий, а также почерпнуть достаточно большое количество знаний. Пойти же здесь можно разными путями: либо познавать все методом проб и ошибок, тратя на это массу времени и нервов, либо поискать возможность получить требуемую информацию в структурированной и компактной форме, тем самым сэкономив свои психические и временные ресурсы.
Навык принятия решений — это умение осознанно выбирать из множества вариантов тот, который повлияет на ситуацию лучшим образом. Говоря проще, имеется определенная целевая функция, помогающая оценить полезность той или иной ситуации.
При сознательном избрании сферы деятельности, отвечающей способностям, потребностям и социоэкономической ситуации, происходит профессиональное самоопределение личности. Этот процесс протекает через этапы жизни: ролевые игры дошкольного возраста, учебу в общеобразовательной школе, университете; прохождение повышения квалификации, смену мест работы и т. п. А также этот процесс соотносится со взрослением индивида, изменением его потребностей в реализации.
В Советской России темы труда, трудовой подготовки и профориентационной работы всегда были на повестке дня.
В 1-е годы советской власти, в период НЭПа и позже свобода выбора поощрялась. Во времена правления Сталина все этапы развития личности строго контролировались и направлялись, согласно действующему регламенту. В период с 50–80-е гг. в профориентации происходили изменения, писались научные работы и внедрялись новые методики. К началу 90-х назрела потребность в изменениях, которая воплотилась в создании 60 централизованных пунктов профориентации молодежи в регионах. Госкомтруд начал активную подготовку профконсультантов. За недостатком дальнейшего финансирования движения в этой сфере прекратились. В современной России актуально тестирование. На консультациях школьного психолога проблема выбора профессии поднимается по инициативе учащегося.
Объект исследования – профессиональное самоопределение.
Предмет исследования – гендерные различия в профессиональном самоопределении студентов.
Гипотеза исследования – в процессе профессионального самоопределения старшеклассников наблюдаются следующие гендерные различия:
- девушки выбирают профессии, связанные с обслуживанием и имеющие исполнительский характер;
- юноши проявляют большой интерес к научно-техническим дисциплинам, делают упор на высокооплачиваемые профессии и работу, способствующую карьерному росту.
Цель исследования – изучить гендерные различия профессионального самоопределения студентов.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме «профессиональное самоопределения».
2. Изучить мотивы, влияющие на выбор профессии в юношеском возрасте.
3. Исследовать гендерные различия профессионального самоопределения студентов.
Глава 1. Теоретические аспекты принятия решений в профессиональном самоопределении
1.1 Понятие самоопределения
Проблеме самоопределения посвящено немало исследований в отечественной и зарубежной психологии. Термин «самоопределение» используется в литературе в разных значениях.
По своей сути процесс самоопределения у зрелого человека длится на протяжении всей жизни, человек задумывается над такими вопросами как: кто я, чего могу добиться, в чем мое индивидуальное предназначение, я могу помочь своим близким, зачем я живу, и др.
В самоопределении человек объединяет в одну смысловую систему обобщенные понимание о себе самом и обобщенные представления о мире, формируя смысл своего существования. Самоопределение нельзя приравнивать к самосознанию так как можно осознавать себя, но не дойти до уровня сопоставления того, что я действительно могу и что от меня реально требуется. Возникновение потребности в самоопределении, его уровни определяются системой отношений, окружающей средой, в которой существует человек (в какой степени окружение стимулирует на такие размышления) а также от возраста человека, его мотивации и готовности.
Для того чтобы понять суть процесса самоопределения необходимо разобраться с двумя подходами к самоопределению: социологическим и психологическим. Это важно, потому что зачастую происходит смешивание этих подходов, что в последствии ведет к потере содержания одного из них.
Суть социологического подхода к самоопределению - оно связано с поколением в общем; определяет его вхождение в социальные структуры и сферы жизни. В нашей работе мы не будем рассматривать взаимосвязи и взаимоотношения психологии и социологии, их методов исследования, остановимся, лиши на том, что, говоря о самоопределении, которое в социологии рассматривается как вхождение в некую социальную структуру и его фиксация, психологу важен именно процесс, т.е. психологические механизмы. В связи с этим большинство работ по данной проблеме можно отнести к социологическому подходу; количество исследований, где рассматриваются именно механизмы самоопределения, чрезвычайно мало.
Самоопределение выступает как самодетерминация, в понятии самоопределения, в отличие от внешней детерминации, выявляется природа “внутренних условий”. В связи с этим, на уровне данной теории проблема, связанная с самоопределением, выглядит так: для личности «внешняя детерминация» (т.е. «внешние причины»), - это социальная детерминация и социальные условия. Самоопределение, которое понимается как самодетерминация, определяется как механизм социальной детерминации, активно преломленный самим субъектом. Проблему самоопределения можно рассматривать как узловую проблему взаимодействия личности и общества, в которой отражаются главные моменты данного взаимодействия: роль активности субъекта в детерминации и социальная детерминация индивидуального сознании. На разных этапах это взаимодействие имеет свои специфические характеристики, которые описаны в разнообразных психологических теориях по интересующей нас проблеме самоопределения.
Подход, описанный С.Л.Рубинштейном, разрабатывает в своих исследованиях К.А.Абульханова-Славская, у которой также главный момент самоопределения, это самодетерминация, осознанное стремление занять определенную позицию, личностная активность. Согласно К.А.Абульхановой-Славской, самоопределение - это осознание личностью своей позиции, которая формируется внутри координат системы отношений. При этом она делает акцент на том, что как сформируется система взаимоотношений (к своему месту в коллективе и другим ее членам, к коллективному субъекту), будет зависеть самоопределение и общественная активность человека.
1.2 Особенности принятия решений
Она может касаться не только человека, делающего выбор, но и его близких, друзей, коллег или вообще всего человечества. И умение принимать решения это навык выбора сценария с максимальным значением целевой функции. Важно заметить, что выбор не всегда правилен объективно он просто является лучшим, по мнению конкретного человека. Есть ситуации, в которых сделать выбор и принять решение сложно. Например, вышеназванная целевая функция может выдавать одинаковые значения, разные варианты могут быть равноценны, оба сценария могут быть одинаково ценны для человека. И если он не может принять решение, его можно охарактеризовать, как нерешительного. Другой вариант затруднений с принятием решений выражается в том, что целевая функция не установлена. Иначе говоря, человек просто не знает, чего хочет. Этот случай намного сложнее, и требует более серьезного определения причин трудностей. Исходя из сказанного, умение принимать решения представляет собой целый набор навыков:
Навык видения максимального количества возможных вариантов решений
Навык расстановки приоритетов (определения целевой функции) для каждой конкретной ситуации
Навык выбора одного решения среди всего их множества. Не будет лишним отметить, что все эти функции за человека изначально (пока он находится в детском возрасте) выполняют взрослые. Но чем старше он становится, тем больше выборов ему приходится делать самому.
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Блинов В. И., Сергеев И. С., Зачесова Е. В., Есенина Е. Ю., Кузнецова И. В. и др. Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования. — М.: ФИРО, 2015. — 54 с.
2. Вечканова Е. А. Роль общеобразовательных дисциплин в профессиональной подготовке специалиста среднего звена // Материалы XX научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва в 3 частях. – 2016.– С.151-155.
3. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.метод. Пособие к курсу«Психология человека»: М.: Пед. общво России, 1999. –397 с.
4. Годфруа. – М.: Мир, 2000. – Ч.1. – 472 с. Дружинин, В.Н. Психология: учеб. для гуманит. вузов / В.Н. Дружинин; под ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2001. – 656 с.
5. Журкина А. Я, Сергушин Е. Г., Сергушина О. В. Теоретические аспекты формирования социально-профессионального самоопределения учащихся образовательных организаций // Интеграция образования. – 2016. – Т. 20. – № 1. – С. 29–36.
6. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учеб. пособие. Екатеринбург, Издво Урал. гос. проф.пед. унта,1997. –244 с.
7. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: Учеб. пособие. –Екатеринбург: Издво Урал. гос. проф.пед. унта, 2000. –244 с.3.Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учеб. пособие. Екатеринбург, Издво Урал. гос. проф.пед. унта,1997. –244 с.4.
8. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: Учеб. пособие. –Екатеринбург: Издво Урал. гос. проф.пед. унта, 2000. –244 с.
9. КадакинВ. В., Шукшина Т. И. Сетевое взаимодействие образовательных организаций как условие повышения качества подготовки педагогических кадров // Материалы Международной научно-практической конференции с элементами научной школы для молодых ученых «51-е Евсевьевские чтения», посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне в 2-х частях. – 2016. – С. 5-10.
10. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для вузов. –Р н/Д: Феникс, 1996. –512 с.
11. Митина Л. М. Профессиональное и личностное самоопределение молодежи: вчера, сегодня, завтра // Профессиональное и личностное самоопределение молодежи в период социально-экономической стабилизации России: Мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. 30 июня-1 июля 2008 г. — Самара: Самарская гуманитарная академия, 2008. — 264 с.
12. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. 4е изд. –М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. Кн.1: Общие основы психологии –688 с.
13. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. 4е изд. –М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. Кн.2: Психология образования –496 с.
14. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Учеб для вузов. М.: Издат. Центр «Академия», 2000. –512 с.
15. Пряжников Н. С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 480 с.
16. Сергушина Е. С. Применение интерактивных методов обучения при изучении дисциплины «Налоги и налогообложение» // Материалы XX научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва в 3 частях. – 2016. – С. 160-163.
17. Холодова Е. А.Использование метода проектов для формирования общих компетенций студентов среднего профессионального образования // Материалы XX научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва в 3 частях. – 2016. – С. 147-151.
18. Хухлаева, О.В. Психология развития: Молодость, старость, зрелость: учеб. пособие / О.В. Хухлаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 208 с. Годфруа, Ж. Что такое психология. В 2 ч. / Ж.
19. Чеховских, М.И. Основы психологии: учеб пособие / М.И. Чеховских. – Минск: Новое знание, 2002. – 218 с.
20. Чистякова С. Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: Метод. пособие. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 128 с.
21. Чистякова С. Н., Родичев Н. Ф. Проблема формирования готовности подростков к проектированию образовательно-профессионального маршрута в контексте компетентностного подхода // Педагогическое образование в России. — 2011. — № 5. — С. 129-136.