Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы определяется тем, что в настоящее время, равно как и всю историю педагогики, взрослые стоят перед выбором методов воспитания. Родители, педагоги стараются определить для себя, какой метод воспитания использовать в той или иной ситуации по отношению к детям.
В педагогики существует несколько определений понятию «метод воспитания». Одни исследователи считают, что «метод воспитания – это средство, при помощи которого воспитатель вооружает учащихся твердыми моральными убеждениями, нравственными привычками и навыками и т.д.». Другие же определяют методы воспитания как совокупность способов и приемов формирования у детей определенных личностных качеств и свойств.
В «Концепции государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности» подчёркивается, что, несмотря на ряд позитивных тенденций в социальном и экономическом развитии РФ, российское общество и подрастающее поколение находятся в состоянии системного духовно-нравственного кризиса.
Воспитанность - одно из важнейших качеств личности. В педагогике есть некоторые затруднения в определении этой категории. Но не вызывает сомнения, что воспитанность школьников - показатель эффективности и качества учебно-воспитательного процесса.
Деятельность школы традиционно базируется на трех составляющих: воспитании, образовании и развитии. При этом воспитание называют одной из основных категорий педагогики, суть которой заключается в «передаче культурно-исторического опыта подрастающему поколению для подготовки его к самостоятельной общественной жизни и производственному труду»8
Воспитательные функции в школе возлагаются в первую очередь на классных руководителей. Руководство коллективом невозможно без реализации функций воспитания. При этом классные руководители реализуют воспитательную программу. Непосредственно для проведения воспитательной работы отводятся классные часы. В свою очередь воспитательная работа в школе контролируется районными отделами образования. Классные руководители осуществляют контакт не только с обучающимися, но и с их родителями, то есть выполняют воспитательные функции как непосредственно, так и опосредованно. Контакты с родителями проводятся в ходе родительских собраний. Однако современные технические средства дают возможность удаленных контактов как по телефону, так и через сайт школы, по скайпу, через связь в социальных сетях. Многие классные руководители формируют группу в социальных сетях, посредством которой организуются контакты со школьниками и родителями, что отвечает как сегодняшним возможностям, так и интересам школьников.
Вся воспитательная деятельность вписывается в единую воспитательную систему, направленную на формирование личности обучающихся. Воспитательный процесс направлен на формирование у школьников высших ценностей: человеческой жизни, здоровья, любви к людям, любви к отечеству, уважения к труду, интереса к творчеству, к достижениям человеческой культуры.
Цель данной работы – изучить методы воспитания.
Задачи:
1. Определить сущность содержания методов воспитания;
2. Рассмотреть классификацию методов воспитания;
3. Рассмотреть условия, помогающие в выборе методов воспитания.
Глава 1. Понятие о методах и средствах воспитания
1.1.Значение воспитания в педагогической деятельности
Существует мнение, что метод воспитания состоит из элементов, которые называются методическими приемами. Приемы не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той, на решение которой направлен метод воспитания. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах. Один и тот же метод у разных учителей может включать разные приемы. Приемы определяют своеобразие воспитательной методики, делают стиль педагогической деятельности воспитателя неповторимым.
И.П. Подласый считает, что средство воспитания – это совокупность его приемов. Он пишет: «Средство – это уже не прием, но еще не метод. Например, трудовая деятельность – средство воспитания, но показ, оценка труда, указание на ошибку в работе – это приемы. Слово (в широком понимании) – это средство воспитания, но реплика, ироническое замечание, сравнение – приемы. В связи с этим иногда метод воспитания определяют как систему приемов и средств, используемых для достижения поставленной цели, так как в структуре метода приемы и средства есть обязательно».
Как хорошо известно, под методами воспитания понимаются способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Здесь методы являются одним из тех механизмов, которые обеспечивают взаимодействие воспитателя и воспитанников.
Существуют следующие методы: методы, отражающие содержание и специфику воспитания; есть методы, непосредственно ориентированные на работу с младшими или старшими школьниками; есть методы работы в каких-то специфических условиях. Но есть и общие методы воспитания, применение которых распространяются на весь воспитательный процесс.
В педагогике долгое время была нечетко выделена система методов воспитания. Но со временем начали формироваться определенные методологические подходы к осуществлению воспитательного процесса.
Существует несколько точек зрения на проблему выбора методов воспитания.
Одно из мнений принадлежит немецкому педагогу Иоганну Герберту. И. Герберт придерживался идей, что детям с рождения присуща «дикая резвость». Эту резвость, по его мнению, необходимо подавлять в процессе воспитания силой авторитета педагога. А в раннем возрасте он рекомендовал использовать в процессе воспитания различные замечания, внушения, упреки, наказания, в том числе и физические. С его именем связывают формирование методики авторитарного воспитания.
Еще одним из сторонников данного стиля воспитания, но уже в России в советское время был профессор Н.Д. Виноградов. Он так же утверждал, что воспитывать детей нужно только путем подавления их резвости. В этой связи, наряду с термином «методы воспитания», широкое использование получил термин «меры педагогического воздействия».
Другая, противоположная, точка зрения принадлежит французскому просветителю Ж.Ж. Руссо. Он и его сторонники начали говорить о том, что воспитание нужно осуществлять на основе гуманного отношения к детям, предоставления им полной свободы. В качестве методов воспитания стали выступать такие формы, как уговаривание, разъяснительные беседы, советы, убеждения и т.д. Такой подход отражен в теории «свободного воспитания». Основные идеи такого воспитания сформулировал в XVIII веке Ж.Ж. Руссо. Нельзя не согласиться с Ж. Руссо, который утверждал, что в воспитательной работе должен находиться ребенок, его интересы и стремления. Он делал акцент на том, что эти желания, интересы и стремления нужно развивать, обогащать и совершенствовать, чтобы придавать воспитанию действенный характер. Со временем на этой основе в педагогике начали разрабатываться новые, гуманистические подходы к воспитанию и воспитательные методы.
Большой вклад в русскую педагогику и мировую славу ей принес Константин Дмитриевич Ушинский. Он неоднократно обращал внимание на такой метод воспитания, как пример. Безусловно прав К. Ушинский, утверждая, что воздействовать на личность можно только личностью. Он отмечал, что пример – сильное средство воспитания.
П.П. Блонский и С.Т. Шацкий в своих работах выдвигали теорию стимулирования детей в процессе воспитания. Обращалось большое внимание на то, чтобы ребенок был занят интересным делом; нельзя не согласиться с тем, что отсутствие у детей увлекательного занятия ведет к нарушению дисциплины в детской среде.
Поскольку педагогика является комплексной сферой деятельности, воспитательная работа органически сочетается с обучением и развитием. Поэтому к воспитательным функциям можно отнести деятельность по формированию у детей интереса к учебе, к занятиям художественным творчеством, научным исследованиям, спортивным достижениям. В этой связи воспитательная работа органично вписывается в современную парадигму образования, смысл которой заключается в том, чтобы дети получали максимум возможностей для развития природных способностей и интересов. Таким образом, психологическая диагностика вписывается и в воспитательную сферу.
Можно назвать следующие проблемы, стоящие перед педагогическим коллективом в ходе выполнения функций воспитания: «Современные ученики в процессе обучения в школе. ставят цели самоопределения, образования и достижения успеха, что мало соответствует идее формирования и развития школьного коллектива в целом. В некоторых школах действуют научные общества или иные объединения учащихся, способствующие формированию коллективной деятельности индивида, однако подавляющее большинство школьников индифферентно к школьной жизни, а активное общение между сверстниками осуществляется опосредовано, в коммуникационных сетях, в которых и формируются детские неформальные сообщества». Н. Пронина справедливо отмечает, что воспитание в значительной мере направлено на коллективные интересы, на подготовку к коллективному взаимодействию, взаимной поддержки. В то же время, в России все в большей мере продвигается индивидуализм. Однако социальные сети как раз обеспечивают коллективные контакты, служат средством формирования коллективных интересов и коммуникаций.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Назарьева В.А. Педагогика. Ответы на экзаменационные вопросы: учебное пособие для вузов [Текст] / В.А. Назарьева.- 2-е изд., стереотип.-М.: Издательство «Экзамен», 2008.-220с.
2. Общая педагогика: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям [Текст] / А.М. Столяренко.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. С. 235
3. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. заведений [Текст] /С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова.- 4-е изд., испр.- М.: Издательский центр «Академия», 2000. С. 302
4. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: [Текст] / В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
5. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб.пособие для студ.высш. пед. учеб.з аведений [Текст] / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина.-М.: Издательский центр «Академия», 2002.
6. Закирова А.Ф. Введение в педагогическую герменевтику. [Текст] Екатерибург, Сократ, 2000. - 64 с.
7. Закирова А.Ф. Концепция педагогической герменевтики: Монография. [Текст] - М.: Владос, 2011. - 272 с.
8. Закирова А.Ф. Теоретические основы педагогической герменевтики: монография. [Текст] - Тюмень: Изд-во ТюмГУ 2001. - 152 с.
9. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии [Текст]. - М.: Тривола, 1994. - 301 с.
10. Чермокина Р.Ш. Формирование коммуникативно-творческой направленности студентов - будущих педагогов на основе драмогерменевтического подхода: автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01 [Текст] - Общая педагогика, история педагогики и образования. - Ижевск, 2006.