Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Данная работа выполнена в рамках методики преподавания иностранного языка и посвящена изучению особенностей применения подкастов для развития умений аудированию при изучении иностранного языка.
Поколение современных учащихся с самого рождения окружено компьютерами, КПК, видеоиграми, мобильными телефонами, проигрывателями аудиофайлов в формате mp3 и другими изобретениями цифровой эпохи. Все эти символы современности превратились в неотъемлемую часть жизни современного ученика. Современное поколение, по мнению исследователей, получило название «жители цифровой эры» (digital natives), поскольку они способны свободно говорить на цифровом языке компьютеров, Интернета и видеоигр [Сысоев, Евстигнеев, 2009: 8-11].
На сегодняшний день все большее распространение в методике преподавания иностранного языка в школе получают новые образовательные технологии, среди которых подкасты занимают важное место.
Именно этими процессами и обоснована актуальность представленной курсовой работы. Применение в обучении иностранным языкам информационных технологий, и в частности, подкастов, набирает популярность, что, требует детального рассмотрения данного вопроса. Использование подкастов при развитии умений аудирования представляется очень плодотворным, поскольку данный материал обеспечивает обучающимся доступ к аутентичным аудиоматериалам, которые легко доступны и представляют для школьника возможность погружения в аутентичную среду.
Степень разработанности проблемы. Вопрос использования на уроках иностранного языка современных образовательных ресурсов не раз привлекал к себе внимание методистов и исследователей (О. С. Глушатова, 2015; Е. В. Ильченко, 2003; Т. А. Ковалева, 2009; П. В. Сысоев, 2009; L. Fose, 2007; K.Lim, 2005 и др.). Тем не менее, несмотря на многочисленные исследования использования подкастов в методике преподавания иностранного языка, дальнейшая разработка данной темы представляется перспективной. Ученики смогут получать фоновые знания, более точно понимать иноязычную речь на слух, и, в конечном итоге, это поможет уменьшить интонационный акцент в речи школьников.
Объектом работы стал процесс обучению аудированию в основной школе .
Предмет исследования – методика использования подкастов для развития умений аудирования.
Целью работы является изучение особенностей применения подкастов для развития умений аудирования.
Для осуществления поставленной цели были определены следующие задачи:
рассмотреть подходы к понятию «аудирование» и «аудитивная компетенция»;
дать определение понятию «подкаст»;
выявить недостатки подкастов при работе с ними;
рассмотреть подкасты как средство формирования аудитивной компетенции.
Среди методов исследования, использованных при написании работы, можно выделить общенаучные методы: анализ, синтез, сравнение, использованной для обработки информации, содержащейся в различных источниках.
Научно-теоретической базой работы послужили труды таких отечественных и зарубежных исследователей в области методики преподавания иностранных языков, как Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез, И. А. Зимняя, А. Н. Леонтьев (методика обучения иностранным языкам в средней школе), в области изучения особенностей организации занятий по аудированию - И. В. Елухина, в области применения мультимедийных технологий на уроке иностранного языка - Е. В. Ильченко, в области исследования применения подкастов на уроке иностранного языка - О. С. Глушатова, Т. А. Ковалева, П. В. Сысоев, L. Fose, K.Lim, T. N. Robb и др.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что: будет проведен анализ теоретической литературы по проблеме и обобщены результаты исследований в данной области; выявлены особенности и потенциал подкаста как средства, способствующего формированию аудированию учащихся в общеобразовательной школе.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов работы в рамках общего курса английского языка в средней общеобразовательной школе, методических рекомендаций к формированию аудитивной компетенции посредством подкастов.
Структура работы обоснована поставленными задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Глава 1. Теоретические основы использования подкастов для развития умений аудирования у учащихся
1.1. Особенности аудирования как вида речевой деятельности
Исследованию вопросов обучения аудированию школьников уделяли внимание в методике обучения иностранному языку М. Баранов, М. Вайсбурд, Н. Елухина, С. Золотницкая, Г. Иваницкая, П. Ивченков, Н. Ипполитова, Ф. Исхакова, С. Кочкина, Т. Ладыженская, Ш. Сапарова, В. Сатинова и др. По убеждению отечественных и зарубежных методистов, таких как Е. В. Ильченко, A. Anderson и T. Lynch, именно аудирование определяет дальнейший успех или неуспех всего практического обучения языку [Ильченко, 2003: 90].
Несмотря на значительное количество исследований, посвященных обучению аудирования, Н. И. Гез так определяет необходимость использования аудирования при обучении иностранным языкам «аудирование до сих пор рассматривалось как побочный продукт говорения, соответственно работа над ним носит эпизодический характер и проводится на речевых сообщениях, предъявленных учителем в такой форме, которая для того или иного класса является наиболее приемлемой и, как правило, весьма далекой от восприятия речи в естественных условиях» [Гез, 2006: 248]. Таким образом, подтверждается необходимость тщательного изучения данного вида деятельности.
Термин «аудирование» был введен в методическую литературу американским психологом Д. Брауном. В СССР этот термин был предложен З.А. Кочкиной в статье «Что такое аудирование?» в 60-х гг. 20 в. До этого использовался термин «понимание речи на слух».
Н.Д. Гальскова и Н.И. Гез охарактеризовали «аудирование» как сложную рецептивную мыслительно-мнемическую деятельность, связанную с восприятием, пониманием и активной переработкой информации, содержащейся в устном речевом сообщении [Гальскова, 2006: 219].
Другой отечественный ученый Р.К. Миньяр-Белоручев определяет аудирование как процесс понимания устной речи [Миньяр-Белоручев, 1990: 224]. В зарубежной методике под аудированием (Listening comprehension) понимается процесс восприятия и понимания речи на слух [Peterson, 1991].
Наиболее полным представляется следующее понятие: «аудирование» – это понимание воспринимаемой речи на слух, это один из самых сложных видов речевой деятельности, связанный с формированием механизма вероятностного прогнозирования, это процесс восприятия, распознавания и понимания произносимых речевых сигналов, понимания воспринимаемой на слух речи» [Гез, 2006: 250].
Аудирование признается методистами перспективным направлением обучения иностранному языку в школе. Овладение аудированием как видом речевой деятельности, должно обеспечить успешный процесс коммуникации, развивать умение учащихся говорить на иностранном языке и понимать его.
При осуществлении аудирования необходима активизация речевого слуха, памяти и вероятностного прогнозирования. Разные исследователи (Н. И. Гез, И.А. Зимняя) выделяют разное количество этапов осуществления аудирования. С их точкой зрения мы ознакомимся в последующих параграфах курсовой работы.
При аудировании обучающиеся сталкиваются с целым рядом трудностей. Ученые отмечают прежде всего, фонетические и фонологические трудности звучащей речи. Затруднения на фонологическом уровне вызывают звуки, аналогичных которым нет в родном языке; звуки, которые похожи на некоторые звуки в родном языке; паронимы и псевдо-паронимы (пароним – слова, сходные по звучанию, но имеющие разное лексическое значение; псевдо-пароним – группа разнокоренных паронимов); акцент. Также часто возникают ошибки на уровне фразы, которые обусловлены спецификой разговорной речи, к которым можно отнести обилие неоконченных
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: уч. Пособие / Сост. Т.Г. Мухина. – Н. Новгород: ННГАСУ, 2013. – 97 с.
2. Современные педагогические технологии [Текст] / Е. Г. Белоножкина // Английский язык в школе. – 2013. - № 1 (41). – С. 6 – 8.
3. Бим И. Л. Личностно – ориентированный подход – основная стратегия обновления школы [Текст] / И. Л. Бим // Иностранные языки в школе. – 2002. - № 2. – С. 11 – 15.
4. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранному языку. Лингводидактика и методика / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. – М.: Издательство: Академия, 2006. – 219 с.
5. Гез, Н. И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Н. И. Гез, М.В. Ляховицкий, А. А. Миролюбова. – М.: Высшая школа, 2006. – С. 248 – 250.
6. Глушатова, О. С. Дидактический потенциал подкастов и методика их использования при обучении английскому языку // Иностранные языки в дистанционном обучении: мат-лы III Международной науч.-практ. конф.; Пермский государственный технический университет. – Том 2. – Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2015. – С. 48-55.
7. Емельянова, А. Н. Подкасты в обучении английскому языку. – М., 2012. – 6 с.
8. Елухина, И. В. Обучение аудированию в русле коммуникативно-ориентированной методики. Иностранные языки в школе / И. В. Елухина. – М.: Просвещение, 1989. – 345 с.
9. Зимняя, И. А. Психология обучения иностранному языку в школе / И. А. Зимняя. – М.: Просвещение. 1991. – 98 с.
10. Ильченко, Е.В. Игры, импровизации и мини-спектакли на уроках английского языка. Сборник учебных игр и методических рекомендаций по их проведению / Е. В. Ильченко. – М.: Издательство «Институт общегуманитарных исследований», 2003. - 90 с.
11. Ковалёва, Т. А. Дидактический потенциал подкастов и методика их использования в дистанционной форме обучения иностранному языку [Текст] / Т. А. Ковалева // Иностранные языки дистанционном обучении: Материалы III Международной науч.-практ. конф., 23–25 апреля 2009 г. Пермь. Том 2. – Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2009.
12. Крупнова, Н. А. К вопросу о контролирующих аудитивных упражнениях / Н. А. Крупнова, Д. Л. Морозов // Язык и культура. – Томск, 2014. – С. 118 – 122.
13. Куликова, Е. В. Особенности использования подкастов при обучении иностранным языкам // Новое в преподавании иностранных языков. – Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсеева, 2015. – С. 55–61.
14. Кульневич, С. В. Современный урок: научно – практическое пособие / С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина. – Ростов – н/Д: Изд – во «Учитель», 2005. – Ч. 2. – 288 с.
15. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики/ А. А. Леонтьев. М.: Изд-во МГУ, 1972. – 103 с.
16. Мещерякова, Е. В. Развитие аудитивной компетенции с использованием информационно – коммуникативных технологий / Е. В. Мещерякова // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. – Пермь, 2016. – С. 79 – 87.
17. Миньяр-Белоручев, Р. К. Методика обучения французскому / Р. К. Миньяр-Белоручев. – М.: Просвещение, 1990. – 224 с.
18. Плиско, С. С. Урок русского языка «Условное наклонение глагола», 4 класс /С. С. Плиско//Учитель в школе. -2009. -№ 5. -С. 41-46.
19. Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: пособие для студентов педагогических ВУЗов и учителей. – 3-е изд / Е. Н. Соловова. – М.: Просвещение, 2005 – 241 с.
20. Сысоев, П. В., Евстигнеев, М. Н. Технологии Веб 2.0: Социальный сервис подкастов в обучении иностранному языку [Текст] / П. В. Сысоев, М. Н. Евстигнеев // Иностранные языки в школе. – 2009. - № 6. – С. 8 – 11.
21. Fose, L. Plugging into Students’ Digital DNA: Five Myths Prohibiting Proper Podcasting Pedagogy in the New Classroom Domain / L. Fose, M. Mehl // MERLOT Journal of Online Learning and Teaching. − Vol. 3. − N. 3. − September 2007. – P. 277–287
22. Lim, K. Now Hear This – Exploring Podcasting as a Tool in Geography Education / K. Lim // Nanyang Technological University, 2005. – URL: http://homepage.mac.com/voyager/brisbane_kemlim.pdf. Salmon G. Podcasting for Learning in Universities / G. Salmon, P. Edirisingha. – Maidenhead, England: Open University Press, 2008.
23. Peterson, P.W. A synthesis of Methods for Interactive Listening // Teaching English as a Second of Foreign Language. – Boston: Heinle and Heinle, 1991. – P. 106-122.
24. Robb, T. N. Podcasting for ELT – What, Why and How? 2007 // Kyoto Sangyo University [Electronic resource] / URL: http://www.cc.kyoto-su.ac.jp/~ trobb/podcasting2.html