Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Организация Объединенных Наций (ООН) – крупнейшая на сегодняшний день международная организация, занимающаяся широким спектром вопросов международной жизни, в том числе и разрешением глобальных проблем человечества. ООН в настоящее время является наиболее авторитетной площадкой для обоснования глобальных вызовов и мониторинга связанных с ними ситуаций, разрешения международных споров и мирного урегулирования конфликтов, выработке основополагающих принципов существования человечества и взаимодействия человека и государства и государств между собой. ООН содержит в своей структуре отделения или является учредителем множества дочерних организаций, занятых различными направлениями глобального развития человечества: проблемами обеспечения глобальной безопасности, прав человека, сохранения среды обитания (экологическими), борьбой с голодом и бедностью, предотвращением и смягчением последствий гуманитарных катастроф, сохранением и приумножением культурного наследия и т.д.
Создание и существование такой международной организации, как ООН явилось результатом этапа эволюции системы международных отношений, пришедшегося на первую половину XX века. Это был качественный скачек в развитии всей системы международных отношений в целом, сделанный внешнеполитическими структурами всех стран мира. Однако, участие каждой отдельной страны в этом качественном скачке было разным, что повлияло и продолжает влиять до сих пор на структуру и характер деятельности ООН. В силу этого, для изучения современной структуры международных отношений, так или иначе связанных с деятельностью ООН, актуальным является изучение роли отдельных стран в создании и становлении этой международной организации. Исследование роли СССР в создании ООН представляется важным применительно к нашей стране, являющейся правопреемником Советского Союза на международной арене.
Целью настоящей работы является рассмотрение роли Советского Союза в создании Организации Объединенных Наций.
В задачи исследования входит:
• Рассмотрение предпосылок создания Организации Объединенных Наций, как универсального института, регулирующего международные отношения на общемировом уровне;
• Анализ подходов Советского Союза к созданию ООН;
• Изучение политических процессов по созданию ООН и роли в них Советского Союза;
• Анализ результатов действий СССР по созданию ООН.
Метод исследования: анализ литературных источников.
1. Предпосылки и причины создания Организации Объединенных Наций
1.1. Политические причины и предпосылки создания ООН
Актуальность создания универсальной международной организации общемирового уровня, которая бы могла выступать арбитром в межгосударственных спорах и организовывать страны мира на противостояние агрессивному поведению отдельных государств или групп государств ярко проявилась в период Первой мировой войны. Существовавшая до ее начала система противовесов развязыванию большой войны, основанная на двусторонних и многосторонних союзнических договорах между отдельными странами не только не смогла предотвратить этот глобальный конфликт, но и, напротив, способствовала его эскалации и затягиванию. Поэтому по окончании войны в соответствии с Версальским мирным договором 1919 года была основана принципиально новая международная организация – Лига Наций, взявшая на себя функции поддержания мира, международного арбитража и сдерживания агрессии отдельных стран. Это была первая международная организация такого уровня и качества: основанная не на союзнических интересах, а на принципах общемирового мирного сосуществования, гуманности и прогресса (в понимании того времени). Однако, уже при создании Лиги Наций выявилось заметное влияние интересов государств-инициаторов ее создания на работу организации в целом. Политика Лиги Наций, как международного института во многом протекала под влиянием интересов Великобритании и Франции, стремившихся закрепить с ее помощью выгодные для себя результаты Первой мировой войны. При этом, соответственно, ущемлялись интересы государств, потерпевших в ней поражение: Германии, Австрии, Венгрии, Турции, что не могло не сказаться в длительной перспективе на мировой стабильности в целом. Кроме того, некоторые цели и принципы создания и существования Лиги Наций были сформулированы не вполне корректно, что также создавало поле возможностей для искажения их духа. Например, закрепленное в Уставе организации определение цели – добиться разоружения стран, накопивших опасный для мира военный потенциал при его свободном толковании позволяло не только не сокращать, но и, напротив, наращивать вооружения, поскольку предлагало ограничивать их уровнем, «совместимым с национальной безопасностью и достаточным для выполнения международных обязательств» . На работу Лиги Наций заметное влияние оказывал и зауженный состав ее участников. Так, главный инициатор создания этой организации – США отказались от участи в ее работе, Кроме того, одноуровневые механизмы принятия и реализации решений Лиги Наций оказались далеки от совершенства. В целом, такая неустойчивая и маломобильная международная политическая конструкция достаточно быстро перестала влиять на процессы межгосударственного взаимодействия и сглаживать противоречия между странами, в результате чего государства (прежде всего, европейские) вновь вернулись к старым формам взаимодействия, а именно, системам двусторонних и многосторонних договоров о безопасности, ненападении, военных союзах и пр., что очередной раз при вооруженном конфликте в Европе привело к его эскалации и быстрому перерастанию в новую (Вторую) мировую войну. Тем не менее, опыт взаимодействия множества стран с разными политическими системами и национальными интересами в рамках общей наднациональной структуры, позволявшей в течение двух десятилетий избегать большой войны в условиях крайней политической, экономической и социальной нестабильности первой половины XX века при всех организационных недостатках деятельности Лиги Наций можно было считать достаточно удачным. Мировой международной политике требовался усовершенствованный вариант такой организации: с более высоким уровнем легитимности, большими полномочиями, более сбалансированным механизмом принятия и реализации решений. Такая организация должна была:
• Организовываться и управляться большим числом стран с разными принципами политической и социальной организации, разнообразными интересами;
• Включать в круг своих интересов глобальные проблемы человечества, требующие коллективного решения;
• Действовать в интересах человечества в целом, а не отдельных государств или социальных сообществ;
• Основываться в своей деятельности на приоритетах безопасного сосуществования, уважения прав человека и народов, гуманитарного и социального развития человечества;
• Оперативно реагировать на глобальные и локальные вызовы и проблемы, особенно те, что несли непосредственную угрозу миру и жизни и условиям существования большого количества людей или риски уничтожения и дискриминации этнических и/или социальных групп;
• Быть площадкой, на которой формируется коллективное мнение человечества об основных задачах и принципах своего развития, важнейших мировых проблемах и путях их решения, общественных ценностях и правах личности и нации.
Важной предпосылкой создания всемирной организации такого формата стало новое качество агрессии, проявившееся в годы Второй мировой войны – возникновение и приход к власти в нескольких государствах политических партий, исповедующих человеконенавистническую идеологию, не только поощряющую, но и прямо требующую истребления людей по ряду признаков: национальному, религиозному, сексуальной ориентации и т.д. (фашизм, национал-социализм). Эта идеология привела к целенаправленному уничтожению в годы Второй мировой войны миллионов мирных граждан, в том числе, женщин и детей, что было нехарактерно даже для такого глобального конфликта, как Первая мировая война. Этот новый вызов безопасности человечества требовал и новых подходов к недопущению подобного впредь. Другим вызовом стало появление в мире принципиально нового вида оружия массового поражения – атомного, грозившего уничтожением в случае его массового применения всему миру в целом. Предотвращение атомной войны также быстро стало одним из приоритетов мировой политической повестки дня. К концу первой половины XX века стала понятна и неизбежность крушения мировой колониальной системы и переход к принципиально иной системе взаимоотношений метрополий и колоний. Процесс демонтирования колониальной системы должен был затронуть огромные регионы мира, в которых проживали сотни миллионов человек и, в случае своего неконтролируемого протекания, грозил стабильности всей социальной системы человечества. Поэтому требовалось участие представительной авторитетной международной организации, способной в определенной мере контролировать его протекание и сглаживать наиболее острые из возникающих противоречий и проблем.
Таким образом, создание Организации Объединенных Наций стало к окончанию Второй мировой войны одной из насущных проблем мировой политики.
Хотя страны мира с момента распада Лиги Наций и понимали необходимость создания подобной международной организации на новых
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны: Документы и материалы. Том I: 22 июня 1941 г. – 31 декабря 1943 г. – М.: Госполитиздат, 1944. – 698 с.
2. Генеральный секретарь ООН // Официальный сайт Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.un.org/sg/ru/content/role-secretary-general
3. История внешней политики СССР, 1917-1985 [Текст] : в 2 т. / ред.: А. А. Громыко, Б. Н. Пономарев. - 5-е изд., перераб. и доп. Т. 1 : 1917-1945 гг. / А. В. Горев [и др.]. - М. : Наука, 1986. - 535 с.
4. Капустин А. Я. Организация Объединенных Наций и развитие современного международного права (к 60-летию ООН) // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. 2005. №2. – сс. 81-95
5. Кто является судьями Международного Суда // Официальный сайт Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.un.org/ru/icj/who_sits.shtml#therteen
6. Орлов А. А. ООН - всеобщее достояние [Текст] / Орлов Александр Арсеньевич // Международная жизнь. - 2010. - N 9. - С. 43-53.
7. Сазонова К. Л. Анализ позиций «Великих держав» по вопросу реформирования организации Объединенных Наций // Вестник Башкирск. ун-та. 2008. №3. – сс. 673 – 677
8. Совет по опеке // Официальный сайт Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.un.org/ru/sections/about-un/trusteeship-council/
9. Советско-американские отношения во время Великой Отечественной войны, 1941-1945: Документы и материалы. /М-во иностр. дел СССР. В 2-х т. Т. 1. 1941-1943. — М.: Политиздат, 1984. — 510 с.
10. Спиридонов И.А. Мировая экономика: Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - м.: инфра-м, 2006. - 272 с.
11. Харланов А.С. Исторические аспекты создания ООН // ПСЭ. 2015. №4 (56). -сс. 328 - 331
12. Шапошникова, Т. Г. Роль СССР в создании Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс] / Т. Г. Шапошникова // Сборник научных трудов Ангарского государственного технического университета. - 2010. - Т. 1, № 1. - С. 207-212. – Режим доступа: http://web-local.rudn.ru/web-local/prep/rj/files.php?f=pf_bec5dd498323cd52426246d423809eea, открытый.
13. 1941: Атлантическая Хартия // Официальный сайт Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.un.org/ru/sections/history-united-nations-charter/1941-atlantic-charter/index.html
14. 1945: Конференция в Сан-Франциско // Официальный сайт Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.un.org/ru/sections/history-united-nations-charter/1945-san-francisco-conference/index.html