Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Математическому развитию отводится значительное место в умственном развитии детей дошкольного возраста. Под математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Таким образом, под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в формах их познавательной активности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.
Содержание, организация математического развития дошкольников, учет возрастных особенностей в освоении детьми практических действий, математических связей и закономерностей, преемственность в развитии математических способностей являются ведущими принципами в формировании математических представлений. Обучение в детском саду направлено прежде всего на воспитание у детей привычки полноценной логической аргументации окружающего. Опыт обучения свидетельствует о том, что развитию логического мышления дошкольников в наибольшей степени способствует изучение начал математики. Для математического стиля мышления характерны четкость, краткость, расчлененность, точность и логичность мысли, умение пользоваться символикой.
Многочисленными исследованиями подтверждается, что у детей дошкольного возраста можно формировать научные, хотя и элементарные, начальные математически знания. При этом обращается внимание на то, что при выборе форм, и способов обучения необходимо опираться на возрастные возможности ребёнка; создавать условия, которые будут наиболее благоприятные для формирования определенных знаний и умений на том или ином возрастном этапе.
Степень разработанности проблемы. Проблемой развития математических представлений у детей дошкольного возраста занимались Ж. Ж Руссо, И. Г Песталоцци, Е. И Тихеева, Л.В Глаголеева, Ф. Н Блехер, А. М Леушина, Н. Н Поддьяков, В. ВДавыдов, Г. А Корнеева, А. А Смоленцева и другие. Результаты их исследований показали, что развитие у детей младшего дошкольного возраста математических представлений способствует ускоренному развитию у них познавательных процессов и переходу от низших к высшим структурам интеллектуальной деятельности. Однако методов развития представлений о величине у детей младшего дошкольного возраста недостаточно, что и обусловило актуальность данного исследования.
Объектом исследования является процесс развития математических представлений.
Предметом исследования стало формирование элементарных математических представлений в ходе игровой деятельности.
Цель исследования – доказать эффективность использования игровой деятельности в развитии математических представлений у детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования. С помощью дидактических игр можно эффективно развить математические представления у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования.
- исследовать особенности развития математических представлений у дошкольников;
- изучить дидактическую игру, как средство развития математических представлений;
- организовать и провести опытно-экспериментальной работу по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр;
- провести анализ результатов исследования.
Методы исследования: При рассмотрении состояния исследуемой проблемы использовались следующие методы: теоретические (анализ методической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования); эмпирические (наблюдение, изучение педагогической документации); экспериментальные (констатирующий, формирующий и контрольный этапы педагогического эксперимента); методы математической статистики.
Практическая значимость исследования определяется тем, что её результаты и основные положения могут быть использованы педагогами дошкольных образовательных организаций в ходе работы по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста.
Структура работы. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Глава 1. Теоретические основы развития математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность
1.1 Особенности развития математических представлений у детей дошкольного возраста
В XXI веке в развитии теории и методики математических представлений отмечается направленность осваиваемого обучающимся математического содержания на развитие познавательных и творческих способностей обучающихся в контексте приобщения их к человеческой культуре . Т. В. Тарунтаева считает, что дошкольники в доступной для них форме осваивают количественные, геометрические, пространственные и временные представления, а также взаимосвязи между объектами окружающего мира; овладевают способами познания .
В психолого-педагогических и математических исследованиях разработан историко-генетический подход к развитию математических понятий и представлений у обучающихся дошкольного возраста (Г. С. Костюк, А. М. Леушина, А. А. Столяр) . В современной теории и методике развития математических представлений у обучающихся также применяется генетический принцип. Он базируется на изучении развития математики с древних времѐн (Т. И. Ерофеева, А. М. Леушина, З. А. Михайлова, В. П. Новикова, Л. Н. Павлова, Р. А. Симонов).
Изучая эволюцию отечественного математического образования.кратко представим историю теории и методики развития математических представлений, у обучающихся исходя из современных принципов развития образования. Современный этап образования отражает новые направления и тенденции в развитии педагогической теории и практики, что вызывает необходимость ориентироваться в вопросах истории становления методики развития у обучающихся математических представлений.
Т. С. Полякова в своих трудах выделяет четыре эпохи в развитии математического образования, которые делятся на периоды. Периоды имеют следующие характеристики:
начало периода – наличие комплекса математических, педагогических и методических идей, направляющих процессы, происходящие в математическом образовании во всем периоде;
конец периода математического образования переходит в новое качественное состояние .
В развитии обучающихся дошкольного возраста, по мнению многих ученых, следует ориентироваться не на сегодняшний, а на завтрашний день, а это означает, что дошкольное детство важно не своими достижениями, а потенциалом для дальнейшего развития. В связи с предоставленной возможностью большинство дошкольных учреждений стало разрабатывать свои вариативные программы, в том чисел в области математического развития .
На этапе раннего детства обучающиеся сталкиваются с предметами, различающимися по форме, цвету и количеству. В этом возрасте начинают формироваться основные элементарные представления и способности обучающегося. Первые игрушки напоминают геометрические фигуры: кубики, конструкторы, пирамидки. Через игровую деятельность формируются способности различать разные свойства и особенности предметов. У обучающегося формируется первое понятие о математике, хотя он об этом пока еще не знает и не осознает. Сознание в раннем детстве хаотичное. Родители учат сопоставлять, группировать предметы, называть их своими именами .
Через наглядно-предметные действия они помогают запоминать услышанное на основании предметных образов. До трехлетнего возраста обучающийся уже умеет группировать предметы по их внешним признакам, цвету, форме. Так, например он может отложить зеленые игрушки от красных, выбрать карандаши из кучи других предметов и сложить их вместе, может сложить по размеру, по порядку кольца пирамиды. Занимаясь с предметами через игровую деятельность, обучающийся сравнивает их. С этого и начинается первое знакомство с математикой. К четырем годам обучающиеся с легкостью считают до пяти, а чуть постарше до десяти, но они могут и ошибаться в счете.
В. А. Гусев отмечает, что к шестилетнему возрасту, уже начинают понимать, когда цифры увеличиваются, а когда уменьшаются. Вот почему важно с детского сада нужно начинать систематические занятия, чтобы повысить умственное восприятие обучающегося .
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Альтхауз, Д. Цвет, форма, количество [Текст] / Д. Альтхауз, Э. Дум. – М.: Просвещение, 1984. – 40 с.
2. Арапова – Пискарёва, Н. А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. [Текст] : Программа и методические рекомендации / Н. А. Арапова – Пискарева.– М.: Просвещение, 2011. – 124с.
3. Баженова, М. Математическая азбука. Формирование элементарных математических представлений. [Текст] / М. Баженова М: Эксмо, 2005. – 63с.
4. Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студентов дошкольных факультетов высших учебных заведений [Текст] / А. В. Белошистая. М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2003. – 400с.
5. Венгер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста [Текст] / Л. А. Венгер, О. М. Дъяченко. – М.: Просвещение, 1989.
6. Воронина, Л. В. Математическое образование в период дошкольного детства: Методология проектирования. Автореферат. Екатеринбург, 2011.
7. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: книга для учителя [Текст] / Л. С. Выготский. – М.: Просвещение, 1991.
8. Грин, Р., Лаксон, В. Введение в мир числа. [Текст] / Р Грин, В. Лаксон,– М.: Педагогика, 1982. – 20 с.
9. Габийе, Большая книга математических упражнений для дошкольников [Текст] /Габийе, Анник – М.: Эксмо, 2016. – 449с.
10. Данилова, В. В. Павлова, Л. И. Методика формирования математических представлений. [Текст] / В. В Данилова – М. 1996.
11. Данилова В. В. Математическая подготовка воспитанников дошкольного учреждения в дошкольных учреждениях [Текст] / В. В. Данилова. – М.: Просвещение, 2010. – 450 с.
12. Харитонова, Н. Воспитание и обучение. //Дошкольное воспитание, 1988, – №2. – С.26-30
13. Детство [Текст] : программа развития и воспитания в детском саду) под редакцией: Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович. СПб. Детство – Пресс, 2004.– 255 с.
14. Дьяченко, О. Возможности развития умственных способностей дошкольников. //Дошкольное воспитание, 1993. – №1. – 43 с.
15. Ерофеева, Т. И. Математика для дошкольников [Текст] / Т. И. Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. П. Новикова.– М.: Просвещение, 1992. – 175 с.
16. Звонкин, А. Р. Малыш и математика, непохожая на математику [Текст] / А. Р. Звонкин. Знание и сила, 2009. – 240 с.
17. Изотова, О. А. Уголок занимательной математики как средство формирования основ логико – математической компетентности у воспитанников дошкольного учреждения старшего дошкольного возраста [Текст] // Молодой учёный, – 2017. – №3. – С. 551-555
18. Истомина, Н. Б. Готовимся к школе. Математическая подготовка воспитанников дошкольного учреждения старшего дошкольного возраста. [Текст] : тетрадь для дошкольников. В 2 частях. Часть 1. М.: Ассоциация ХХI век, 2015. – 451 с.
19. Истомина, Н. Б. Готовимся к школе. Математическая подготовка воспитанников дошкольного учреждения старшего дошкольного возраста. [Текст] : тетрадь для дошкольников. В 2 частях. Часть 2. М.: Ассоциация ХХI век, 2015. – 929с.
20. Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ. [Текст] /. О. В. Дыбиной. – М.: Мозаика – Синтез, 2012. 21. Каменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения. [Текст] М,: Учпедиз., 1939 с. – 51 с.
21. Клементович, Т. Ф. Я учусь математике. Для воспитанников дошкольного учреждения 5 -7 лет. [Текст] /. Т. Ф Клементович М.: Литера, 2017. – 96с.
22. Колесникова, Е. В. Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников. [Текст] /. Е. В. Колесникова М.: Сфера, 2015. – 112 с.
23. Корнеева, Г. А., Мусейибова, Т. А. Методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. [Текст] /. Г. А. Корнеева, Т. А Мусейибова,– М.: 1994.
24. Комарова, Л. Д. Как работать с палочками Кюнзенера? Игры и упражнения по обучению математике воспитанников дошкольного учреждения 5-7 лет. [Текст] /. Л. Д Комарова, М.: Гном и Д, 2013. – 64 с.
25. Короткова, Н. А. Предметно – пространственная среда детского сада: старший дошкольный возраст: пособие для воспитателей. [Текст] / Н. А Короткова,. М.: Линка – Пресс, 2010. – 197с.
26. Леушина, А.М. Обучение счету в детском саду. [Текст] / А. М Леушина, М.: Учпедиз. 1961. – 17 – 20 с.
27. Логинова, В. И. Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте [Текст] // В. И. Логинова Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду. – Л., 1990. – 37 с.
28. Метлина, Л. С. Математика в детском саду. [Текст] / Л. С Метлина, М.: Просвещение, 1984. – 156 с. Метлина, Л. С. Занятия по математике (подготовительная к школе группа) [Текст] // Дошкольное воспитание. – 2000. – № 9 – С.10-13
29. Михайлова, З. А. Теория и технология математического развития детей дошкольного возраста[Текст] / З. А. Михайлова. СПб.: Детство – Пресс, 2008 – 384 с.
30. Михайлова, З. А. Логико – математическое развитие дошкольников. [Текст] / З. А Михайлова, М.: Детство – Пресс, 2015. – 574 с.
31. Михайлова – Свирская. Математика в детском саду. [Текст] : учебно – практическое пособие для педагогов дошкольного образования. / Михайлова – Свирская, Национальное образование, 2015. – 56 с.
32. Монтессори , М. Дом ребенка. [Текст] / М. Монтессори , Изд. 4е. – М.: Задруга, 1920. – 182 с.
33. Морозова, И. А. Развитие элементарных математических представлений: Конспекты занятий: для работы с детьми 5 - 6 лет. [Текст] / И. А. Морозова, М.: Мозаика – Синтез, 2007.
34. Нищева, Н. В. Играйка. Игры и упражнения для формирования и развития элементарных математических представлений и речи у дошкольников. [Текст] / Н. В Нищева, СПб.: Детство – Пресс, 2012. – 16 с.
35. Новикова, В. П. Математика в детском саду. [Текст] / В. П. Новикова, М.: Мозаика – Синтез, 2015. – 48 с.
36. Новикова, В. П. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Для работы с детьми 3 – 7 лет. [Текст] / В. П. Новикова, Л. И Тихонова. М.: Мозаика – Синтез, 2016. – 72 с.
37. Носова, Е. А. Предлогическая подготовка детей дошкольного возраста. Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений в детском саду. [Текст] / Е. А. Носова, Л.: 1990. – 62 с.
38. Носова, Е. А. Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду. [Текст] / Е. А. Носова,Л.: 1990. 37 с.
39. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. [Текст] / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика – Синтез, 2014. – 361 с.
40. Петерсон, Л. Г. Игралочка – ступенька к школе. Математика для воспитанников дошкольного учреждения5 – 6 лет. Часть 3. Ювента, 2016. – 96 с.
41. Позднякова, В. Игровые комплексы для занятий по формированию элементарных математических представлений //Дошкольное воспитание, 1996. – № 1,2. – 20с.
42. Помораева, И. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада: моногр. / И. А. Помарева, В. А. Познина. М.: Мозаика – Синтез, 2015. – 248 с.
43. Программа «Ступеньки». Курса математики для дошкольной подготовки воспитанников дошкольного учреждения 3 – 6 лет. [Текст] М.: Академия, 2007.
44. Программа развития, воспитания и обучения дошкольника. В образовательной системе «Школа – 2100», 2015.
45. Радуга: программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию воспитанников дошкольного учреждения 6-7 лет в детском саду [Текст] /Сост. Т. Н. Дронова. – М., 1997.
46. Стожарова, М. Ю. Формы организации математической деятельности воспитанников дошкольного учреждения старшего дошкольного возраста [Текст] / М. Ю. Стожарова, С. Г. Михалева // Детский сад: теория и практика. – 2012 – №1. 70 – 75
47. Стойлова, Л. П., Фрейлах, Н. И. Теоретические основы формирования элементарных математических представлений у дошкольников. [Текст] / Л. П. Стойлова, Н. И. Фрейлах. М.: Гном – Пресс, 2001. 50. Тарунтаева, Т. В. Развитие элементарных математических представлений дошкольников. [Текст] М.: Просвещение, 1980. – 40 с.
48. Федлер, М. Математика уж в детском саду. [Текст] М.: Просвещение, 1981. – 99 с.
49. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников [Текст] /Под ред. А. А. Столяра. - М.:,1988. – 303 с.
50. Шаталова, Е. В. Использование математических загадок в детском саду [Текст] / Е. В. Шаталова. - Белгород, 2008. – 550 с.
51. Шевелев, К. В. Дошкольная математика в играх: Формирование элементарных математических представлений у воспитанников дошкольного учреждения 5– 7 лет. [Текст] М.: Мозаика – Синтез, 2004. – 32с.
52. Щербакова, Е. И. Методика обучения математике в детском саду [Текст] / Е. И. Щербакова. М.: «Академия», 2004. – 272с.