Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Педагогическую деятельность в научной литературе определяют как вид общественно полезной деятельности взрослых людей, которая сознательно направлена на подготовку подрастающего поколения к жизни в соответствии с экономическими, политическими, нравственными, эстетическими и другими целями и требованиями общества.
Педагогическая деятельность организует не только объективный процесс обучения, ускоряет и улучшает подготовку детей к жизни, но и организует воспитательный процесс детей в рамках классной и внеклассной работы, а также дополнительного образования, поскольку имеет арсенал теоретических и практических средств для этого: педагогическую теорию в форме теоретических знаний; педагогический опыт в форме практически; систему специальных учреждений.
По мнению многих педагогов-исследователей (H.B. Кузьмина, В. А. Сластенин, Н. В. Воробьев и др.), в отношении педагогической деятельности доминирует подход выделения ее компонентов как достаточно самостоятельных функциональных видов деятельности учителя.
Эффективность педагогического процесса обусловлена наличием постоянной обратной связи. Это позволяет преподавателю своевременно получать информацию о соответствии результатов тем задачам, которые были ранее запланированы.
В настоящее время актуальность проблемы роли личности педагога в воспитательном процессе не вызывает сомнения и связана с постоянным повышением интереса к личности педагога, к его индивидуально-психологическим особенностям, педагогическим навыкам педагога и его профессионализму.
Цель данного исследования – рассмотреть роль личности педагога в воспитательном процессе.
Объект исследования – воспитательный процесс.
Предмет исследования – роль личности педагога в воспитательном процессе.
Задачи исследования:
- дать определение понятию «воспитательный процесс»;
- определить роль личности педагога в воспитательном процессе;
- сформулировать современные требования к личности педагога;
- выявить индивидуальные личностные качества педагога, влияющие на эффективность воспитательного процесса.
В процессе исследования был использован комплекс теоретических методов: анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение и обобщение, систематизация и описание.
1 Теоретические основы рассмотрения проблемы влияния роли педагога на воспитательный процесс
1.1 Общая характеристика понятия «воспитательный процесс»
Педагогическое сообщество в сегодняшней социально-экономической и культурной ситуации не может оставаться равнодушным к проблемам образования, которые с каждым годом обостряются и становятся всё более заметными не только для педагогов, но и для родителей, детей и государства как поставщика образовательных и воспитательных услуг. Являясь важнейшей и неотъемлемой частью формирования культурного, морального и, конечно, интеллектуального развития молодого поколения, образование требует очень пристального внимания, особенно на современном его этапе развития и реформирования, когда мы наблюдаем рост детской преступности, агрессии, увеличения количества бездомных детей и социального сиротства. В этой связи в настоящее время актуально стоит вопрос о необходимости обновления содержания воспитательной работы со школьниками и студентами [25]. Но для поиска нового содержания, форм и методов воспитательного процесса необходимо определить, что следует понимать под термином «воспитание».
Л. Б. Железнова считает, что в научное знание предлагает толкование образования в искусственно суженной трактовке, где значение этого понятия рассматривается только через процесс воспитания нравственности и социально приемлемого поведения ученика. В этой связи происходит подмена основной сути вопроса только одним из его частных проявлений [10]. Не будучи образованием в полной мере, ни в какой деятельности, по отношению к различным нормам, появляясь только в узком сегменте содержания-практической деятельности, образование активно вырождается в свою противоположность, порождая внутренний протест образованного. Этот процесс сопровождается разрушением целостности образования и стимулирует это разрушение, что не позволяет в итоге воспитать и обучить цивилизованного человека и гражданина общества [9]. Как известно, несбалансированный количественный прирост отдельных аспектов и частей объекта, приводит к выражению качества.
К сожалению, размывание концептуального поля понятия «воспитание» представляет собой лишь верхний слой проблемы, глубина проблемы в том, что преподаватели зачастую не понимают законов, которые действуют в структуре воспитательного процесса, не владении информацией о факторах, которые могут положительно или отрицательно влиять на эффективность воспитания, не понимании сущности воспитания в целом и характеристик, которых включает понятие «воспитанный человек» [3]. Педагогический процесс является целостной структурой, в которой процесс воспитания занимает важное место. Сущность, место и роль воспитательного процесса правомерно рассматривать в структуре общего процесса формирования личности. В связи с этим у воспитания как процесса можно выделить ряд специфических черт. [9].
Анализ различных подходов к определению понятия «воспитание» позволяет нам выделить его характеристики, признаваемые в работах большинства исследователей:
воспитание оказывает целенаправленное воздействие на объект воспитания, то есть воспитанника: воспитательный процесс эффективен, когда учитель ставит конкретные, достижимые, соотносимые с возможностями ребёнка и профессиональными умениями педагога цели;
воспитание, в сущности, многофакторный процесс: педагог должен учитывать и использовать различные объективные и субъективные факторы, личность ребёнка подвергается воздействию многочисленных влияний разного характера и накапливает положительный и отрицательный опыт, который требует корректировки со стороны педагога и родителей, причём многофакторность воспитания может аргументированно объяснить, что результаты воспитания могут быть неоднозначными;
социальная сущность направленности многофакторных воздействий;
в процессе воспитания одну из доминирующих ролей играет личность педагога: специфика его педагогического мышления, индивидуальные черты характера, личностные моральные качества, ценностные ориентации и мировоззрение;
воспитательный процесс – процесс, направленный на отдаленный результат, от начала непосредственного воспитательного воздействия, так как воспитание не дает немедленного эффекта и нацелено на перспективу;
воспитание-непрерывный процесс систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников;
создание условий для усвоения определённых социальных ролей ребёнком;
усвоение комплекса социальных норм и ролей [25].
Общая социальная функция воспитания заключается в развитии из поколения в поколение идей, знаний, умений, социального опыта, способов поведения. Конкретные социальные функции образования, его функциональное содержание и сущность в ходе истории меняются и определяются
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Аболова С. Д. Профессионализм личности педагога как психологическая проблема // Научные исследования в образовании. - 2019. - №4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.nalizm-lichnosti-pedagoga-34psihologicheskaya-problema (дата обращения: 23.03.2019).
2. Батышев С.Я. Профессиональная педагогика / Под ред. С.Я. Батышева, A.M. Новикова. - М.: Ассоциация, 2010. – 446 c.
3. Барсуков О.О. Педагог и роль в процессе образования и воспитания. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/ -psihologicheskie-harakteristiki-lichnosti-pedagogov-rabotayuschih-v-shkole (дата обращения: 22.03.2019)
4. Бабушкина С.Ю. Педагогическая технология. – СПб.: Нева, 2016. – 294 с.
5. Галузяк B.M. Проблема личной референтности педагога// Педагогика. – 1999. – № 4. – C.36-42.
6. Гинкуридзе А.П. Воспитание и образование как процесс. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ -harakteristiki-lichnosti-pedagogov-hih-v-shkole281 (дата обращения: 22.03.2019)
7. Дубовский Н.Г. Эффекты идивидуально-специфического влияния личности педагога на учащихся // Вопросы психологии. – 1999. – № 3. – С.58-69.
8. Дубовский Н.Г. Перестройка личностных структур учащихся при персонализации личности педагога // Психология развивающейся личности. – M.: ЮРИС, 2007.–310 с.
9. Дубонин С.А. Личность педагога и личность учащегося: к вопросу о взаимодействии. – Пенза: ПенГу, 1990. – 69 с.
10. Железнова Л. Б. Воспитание в философской, педагогической и социальной антропологии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-harakteristiki-lichnosti-pedagogov-rabotayuschih-v-shkole (дата обращения: 23.03.2019).
11. Жуков Г.H. Основы общей и профессиональной педагогики. – М.: Гардарики, 2018. – 372с.
12. Загрекова Л.В., Педагогика. — Н. Новгород: НГУ, 2014. — 232 с.
13. Зайковский О.О. Педагог как воспитатель. – Тамбов: ТГУ им. Державина, 1999. – 83 с.
14. Корытова П. C. Профессиональное становление личности педагога: проблемное поле и концептуальные модели // Вестник ТГПУ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://clenina.ru/article/n/ -lichnosti-pedagoga-problemnoe-pole-i-kontseptualnye-modeli (дата обращения: 23.03.2019).
15. Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования. – M.:Наука, МПИ, 2006. – 770 с.
16. Кругликов Г. И. Настольная книга мастера профессионального обучения. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://planetaseminarov.ru/article/psikhologiya-lichnosti.html151 (дата обращения: 19.03.2019).
17. Крутецкий B.A. Основы педагогической психологии.– М.: Мамонов и Ко, 2002. – 410 с.
18. Литвяк C.B. Диагностические процедуры с целью изучения успешности классного руководителя. – 2007. – № 2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/2/79/ (дата обращения: 17.03.2019).
19. Локов С.С. Педагогика воспитания. – Владикавказ: ВГГУ, 2005. – 384 с.
20. Логвинов И.H. 10 избранных лекций по педагогической психологии. – М.: АРМА, 2008. – 267 с.
21. Логинова Т.С. Педагогика: курс лекций для студентов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/pedagogica- archive/28/ (дата обращения: 19.03.2019).
22. Марус O.B. Роль диагностики в воспитательно-образовательной работе // Народное образование/ – 2009. – № 10. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/2/79/49 (дата обращения: 18.03.2019).
23. Пакова З.Т. Педагог и его личность в контексте современного образования. – Саратов: Смена, 2004. - 284 с.
24. Панова Н. В. Профессиональное развитие личности педагога // Вестник ТГПУ. 2012. №2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberlena.ru/article/n/profeonalnoe-razvitie-liosti-pedagoga (дата обращения: 23.03.2019).
25. Панкова О.В. Педагогическая рефлексия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/2/359/ (дата обращения: 19.03.2019).
26. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://planetasenarov.ru/are/psikhogiya-razvia-lichnosti.html823 (дата обращения: 21.03.2019).
27. Педагогика / Под ред. B.A. Слaстенин, И.Ф. Исаев, E.H. Шиянов. - М.: ABAЗТИС, 2014. - 576с.
28. Психология развивающейся личности / Под ред. А.В. Петровского. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://planetaserov.ruvitiya-lichnosti.html (дата обращения: 19 .03.2019).
29. Родионова O. Г. Социально - психологические характеристики личности педагогов, работающих в школе // Вестник Самарской гуманитарной академии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskie-harakteristiki-lichnosti-pedagogov-rabotayuschih-v-shkole (дата обращения: 20.03.2019).
30. Рыжков Л.И. Концепция организации процесса воспитания в новых условиях ФГОС // Педагогика. – 2004. – № 2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/2/77/ (дата обращения: 19.03.2019).
31. Ябубичева О.С. Воспитательный процесс как способ реализации педагогического творчества. – М.: МГПИ, 2016. – 192 с.