Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Исследование учебной деятельности подростков является актуальной задачей в силу того, что смена вида деятельности, развитие коммуникации со сверстниками способствуют перестройке познавательной и интеллектуальной сферы подростка. Как результат наблюдается снижение поглощенности учебой, которое было свойственно в начальной школе.
Возникает дифференцированное отношение к педагогам, и вместе с тем совершенствуются средства познания других людей, возникают новые критерии оценки деятельности и личности взрослых людей. К данным критериям относится качество преподавания и особенности отношения педагога к подростку. В младшем подростковом возрасте преобладают отношения, а в старшем, напротив, качество преподавания, доброжелательность и тактичность учителя, умение в адекватном темпе организовать работу на уроке, вовлечь в нее подростков и сделать ее максимально продуктивной.
В подростковом возрасте расширяется и содержание понятия «учение». В него вносится элемент самостоятельного интеллектуального труда, направленного на удовлетворение индивидуальных интеллектуальных потребностей, выходящих за рамки учебной программы. Приобретение знаний для части подростков становится субъективно необходимым и важным для настоящего и подготовки к будущему.
Объект исследования: учебная деятельность.
Предмет исследования: особенности учебной деятельности в подростковом возрасте.
Цель исследования – изучить особенности учебной деятельности подростков.
Задачи исследования:
1. Провести теоретическое исследование особенностей учебной деятельности подростков.
2. Осуществить анализ эмпирических исследований по проблеме особенностей учебной деятельности подростков.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ
1.1 Общая характеристика учебной деятельности
Понятие «учебной деятельности» является весьма неоднозначным понятием в современной педагогике и психологии, однако, по мнению
Э. А. Сарсеновой, можно выделить три основные трактовки данного понятия. С одной стороны учебная деятельность может рассматривать как синоним научения, учения и обучения. С другой стороны, в точки зрения «классической» советской психологии и педагогики учебная деятельность определяется в качестве ведущего типа деятельности у школьников, в качестве форм социальной активности в проявлении познавательных действий. Д. Б. Эльконин и В.В. Давыдов считали, что усвоение учениками любого возраста с помощью диалога (полилога, дискуссий), которое направлено на усвоение теоретических знаний, умений и навыков в любой сфере социального сознания (наука, искусство, религиия представляет собой сущность учебной деятельности. К примеру, Л. Выготский считал, что концепция учебной деятельности представляет собой подход к обучению, обусловленный психологическим развитием. Опираясь на труды С. Рубинштейна, Л. Выготский изучал принцип единства психики и деятельности в аспекте психологической деятельности. П. Гальперин и Н. Талызина высказывали мнение о наличии тесной связи формирования умственной деятельности и различных типов учения 10, с. 287.
В.А. Мазилов и Ю. Н. Слепко считают, что деятельность направляется посредством мотивов, цели, представлений о результате; в деятельности создаются и используются средства достижения результата и происходит преобразование самого человека 6, с. 48.
С точки зрения И.А. Зимней, учебная деятельность может определяться как специфический вид деятельности. Она направлена на обучающегося непосредственно как ее субъекта - совершенствование, развитие, формирование его как личности благодаря осознанному, целенаправленному присвоению им социокультурного опыта в разнообразных видах и формах социально полезной, познавательной, теоретической и практической деятельности. Деятельность учащегося является направленной на изучение глубоких системных знаний, отработку обобщенных способов действий и их адекватного и творческого использования в различных ситуациях 3, с. 9.
М.А. Федорова высказывает мнение, что феномен деятельности представляет собой атрибут, который принадлежит исключительно социальному виду материи, «пронизывающим» ее насквозь, существующим в разных понятийных координатах и в различных степенях обобщения-конкретизации. Деятельность определяется через такие поня-тия, как «форма», «способ», «принцип», «система», «процесс», «взаимодей¬ствие», «вид», «источник и механизм» и др. Она может рассматриваться как социальный феномен, существующий объективно и независимо от каждого отдельно взятого человека, но в контекст которого могут быть включены определенные объекты (в том числе и человек), вместе с которыми образует¬ся некоторый функционирующий механизм система или процесс. Это деятельность в широком смысле слова. Деятельность присуща каждому че¬ловеку как средство его взаимосвязи с любым объектом окружающего мира, в том числе и с самим собой. В этом смысле деятельность является атрибутом самого человека. Это деятельность в узком смысле слова. Деятельность как способ функционирования различных сфер общества (экономической, по-литической, культурной и др.) предполагает проявление различных видов человеческой активности, соответствующих данным сферам. Многообразие сфер функционирования человеческого общества определяет видовое раз¬нообразие человеческой деятельности (трудовая, экономическая, полити¬ческая, художественная, образовательная и др.) 14, с. 140.
По мнению М.А. Федоровой, учебная деятельность является одним из видов деятельности человека, который раскрывает способ функционирования образования в качестве одной из сфер общества. Понятие учебной деятельности ограничивает понятие деятельности рамками обучения и его целями.
Учебная деятельность рассматривается, как правило, с позиции деятельности как качества, принадлежащего каждому отдельному че-ловеку. В этом смысле в рамках дидактических систем можно вести речь о формировании и развитии тех или иных видов конкретной деятельности и разработке соответствующих средств для этого. Учебная деятельность также может рассматриваться в широком и узком смысле слова. В широком смысле определение учебной деятельности пред¬лагает Т В. Габай: «Учебная деятельность есть составная деятельность, включающая две подсистемы или деятельности. Первая из них... деятель¬ность учения, вторая... деятельность обучения» . В данном опре¬делении учебная деятельность рассматривается как система с позиции своей структурной организации, состоящая из двух подсистем, двух деятельностей: деятельности обучающегося и деятельности преподавателя 14, с. 140.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Андреева Ю.В. Оптимистически ориентированная стратегия создания ситуации успеха в учебной деятельности подростков// Педагогическое образование в России. – 2012. – № 3. – С. 124-128.
2. Воронцов А.Б. Судьба учебной деятельности в подростковой школе: содержание, способы и форм//Психологическая наука и образование. – 2015. – Т. 20. – № 3. – C. 56–69.
3. Зимняя И.А. Учебная деятельность – специфический вид деятельности//Эксперимент и инновации в школе. – 2014. - №1. – С. 3-14.
4. Кандальникова П. И. Исследование гендерных различий учебно-познавательной мотивации подростков // Молодой ученый. — 2015. — №23.2. — С. 58-61.
5. Кобзарь Т.А., Кузнецова А.А. Критерии успешности учебной деятельности в подростковом возрасте//Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. The Collection of Humanitarian Researches. Electronic scientific journal. – 2017. – №4 (7). – С. 52-59.
6. Мазилов В.А., Слепко Ю. Н. Психология деятельности человека: новая трактовка // Вестник КГУ. – 2016. – №4. – С. 47-53.
7. Пьянзина И.В. Модель управления учебной деятельностью студентов в процессе обучения иностранному языку// Вестник Томского государственного университета. – 2015. – № 392. – С. 183-190.
8. Савинова Т.В., Алибаева Я.О. Психолого-педагогическая профилактика снижения мотивации учебной деятельности подростков // Казанский педагогический журнал. – 2016. – №2. – Том 2. – С. 382-384.
9. Самосадова Е.В., Крапчетова В.В., Киреева Т.И. Мотивация учебной деятельности подростков // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. – 2016. – № 1. – С. 297-301.
10. Сарсенова Э. А. Сущность и особенности формирования учебной деятельности в школе. Учебная деятельность подростков // Молодой ученый. – 2017. – №17. – С. 286-288.
11. Слепко Ю.Н. Развитие психологической системы учебной деятельности в подростковом возрасте// Ярославский педагогический вестник – 2017 – № 4. – С. 208-212.
12. Суворова Л.Б., Шимлина И.В. Изучение мотивации подростков к обучению в процессе школьного географического образования//Педагогическое образование в России. – 2017. – № 1 – С. 74-78.
13. Сырьева А.С. Психолого-педагогические основы формирования у подростков ценностного отношения к учебной деятельности //Обучение и воспитание: методики и практика. – 2014. – № 13. – С. 127-130.
14. Федорова М.А. Дидактическая характеристика соотношения понятий «деятельность», «учебная деятельность», «учебная самостоятельная деятельность» //Новое в психолого-педагогических исследованиях. –2010. – № 1 (17). – С. 136-151.
15. Худотеплова Е.Н. Личная ответственность подростка в формировании учебной успешности в различных видах внеурочной деятельности // Казанский педагогический журнал. – 2013. – № 2 (97). – С. 119-126.