Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования состоит в том, что взаимодействие ребенка с родителями является первичным опытом его взаимоотношений с социумом. Этот опыт, закрепившись, формирует некоторые модели поведения, передающиеся из поколения в поколение. В каждой современной семье формируется определенная культура взаимодействия и взаимоотношений между детьми и родителями, появляются социальные стереотипы, установки и паттерны на воспитание детей - все это в конечном счете влияет на развитие личности ребенка. Родители составляют первую социальную среду маленького человека. Личности родителей играют важную роль в жизни каждого ребенка.
В системе отношений родителя с ребенком взрослый выступает ведущим звеном, он создает эти отношения, поэтому важнейшая задача семейной психологии - формирование навыков сотрудничества у родителей во взаимодействии с детьми. Семья представляет из себя источник и опосредующее звено по передаче ребенку социально -исторического опыта, и самое главное, опыт эмоциональных и социальных отношений между людьми [2;7]. В настоящее время проблема психического здоровья и благополучия детей в условиях семьи приобретают особую значимость и актуальность, потому как выступает одной из главнейших компонентов государственной политики сохранения здоровья нации.
Цель научно-практической работы
изучение психологического консультирования родителей по проблемам развития личности ребенка в семье, как направления деятельности психолога
Задачи научно-практической работы
1. Проанализировать современные подходы к психологическому консультированию по проблемам развития личности ребенка в семье
2. Изучить особенности и проблемы психологического развития личности ребенка в семье
3. Проанализировать особенности психологического консультирования родителей по проблемам психологического развития личности ребенка в семье
Объект изучения в рамках научно-практической работы
родители, с детьми с проблемами развития личности в семье
Предмет изучения в рамках научно-практической работы
Психологическое консультирование родителей с детьми, с проблемами развития личности в семье
Гипотеза исследования.
На процесс формирования психики детей может влиять развод родителей
База исследования
Центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи семье и детям Василеостровского района
Глава 1. Психологическое консультирование родителей, по проблемам развития детей
1.1 Современные подходы к психологическому консультированию по проблемам развития личности ребенка в семье
Психологи обычно выделяют несколько моделей семейного консультировния. Нами будут разобраны три из них: поведенческая, коммуникационная и трансакционная модели. Поведенческое консультирование направлено, прежде всего, на изменение поведения партнеров, используя методы обусловливания и научения. Основные теоретические положения бихевиористского подхода представлены в работах Б.Ф. Скиннера, А. Бандуры, Д. Роттера, Д. Келли.
В основе бихевиористского подхода к консультированию лежит прикладной бихевиоральный анализ – метод исследования клиента и его окружения. Этот метод включает в себя два этапа: операционализацию поведения и функциональный анализ. Операционализация поведения позволяет очень четко определить проблему и осуществить анализ поведения, представив его в виде цепи отдельных поступков. Цель операционализации поведения заключается в том, чтобы перевести неясные претензии членов семьи в объективные, наблюдаемые действия. Функциональный анализ предполагает отслеживание последовательности событий. Устанавливая функциональные причинно-следственные связи, можно понять последовательность событий, лежащих в основе внешнего поведения.
Так, на супружеское поведение оказывают влияние стимулы, предшествовавшие браку, и стимулы, появившиеся после него. Правильно выбранные способы воздействия на поведение супругов являются важнейшим условием эффективного консультирования семьи. Таким образом, консультанты-бихевиористы полагают, что у каждого человека есть собственная система поощрения и наказания. Если психолог сумеет понять эту систему, он сможет влиять на поведение [4].
Основные направления бихевиористического консультирования следующие: тренинг родительских способностей и коммуникативный супружеский тренинг. Основными представителями коммуникационной модели семейного консультирования являются Г. Бейтсон, В. Сатир, Р. Бендлер и Дж. Гриндер. Как и другие модели, она имеет свою специфику. Акцент делается на исследовании параметров эффективной и неэффективной, деструктивной коммуникации внутри семьи и личностных основ нарушений коммуникации [5]. «Какие родители, такие и дети, перенимающие у мира взрослых свойственные ему ценности и убеждения» [2, с. 44]. Поэтому исследуются вербальная (слова) и невербальная (мимика, поведение) коммуникации, возможности расхождения между ними, причины и механизмы неправильной расшифровки чужого сообщения.
Осуществляется анализ того, какую репрезентативную систему человек использует (аудиальную, визуальную, кинестетическую), что он пытается сообщить и что он при этом чувствует. В рамках этого подхода можно выделить следующие три направления работы: работа с искажениями чужих сообщений, работа с вычеркиваниями и обобщениями, работа с неконгруэнтными посланиями. Трансакционная модель семейного консультирования основана на теории Э. Берна. Он выделял три состояния «Я» (родитель, взрослый, ребенок), трансакцию как единицу социального общения, ввел в научный оборот понятие «игра» (игра – серия последовательных дополняющих скрытых трансакций, приводящих к четко определенному предсказуемому исходу).
В основе трансакционной модели консультирования лежит анализ и понимание внутрисемейных трансакций и игр. В ходе анализа выясняется иррациональность и комичность стереотипных жизненных ситуаций, что создает условия для изменения поведения. Как указывает Э. Берн, обычно на практике проводится около двадцати групповых встреч, во время которых консультируемые вырабатывают умение самостоятельно упорядочивать свою жизнь, осмысливать и контролировать воздействия прошлого. В этой системе психологического консультирования семьи не ставится целью полное разрешение конфликтов. Полагают, что достаточно достигнуть нового понимания их причин и хода и как бы возвыситься над ними.
Основные преимущества этой модели психологического консультирования семьи:
• во время консультаций психолог и супруги говорят на одном и том же языке, т.е. психологу не надо «переводить» используемые им термины, понятия на повседневный язык;
• психолог сталкивается со сравнительно несильным сопротивлением, слабой психологической защитой;
• не возникает более серьезных проблем, связанных с ролью психолога, его местом в системе личных отношений семьи;
• каждый этап консультации последовательно переходит в другой, и даже незавершенная консультация полезна для семьи.
В заключение можно отметь, что ни одна из моделей не дает ответов на все возникающие вопросы и не может разрешить все проблемы, возникающие в семьях [2]. Однако каждая из них по-своему решает спектр вопросов и тем самым оказывает необходимую психологическую помощь семьям.
1.2. Психологические особенности и проблемы психологического развития личности ребенка в семье
В различных философских, психологических, педагогических исследованиях убедительно доказано, что личность и ее характерные качества формируются в процессе социокультурного развития. Известно, что
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
4. Байбулатова Р.М. Роль семьи на формирование и развитие личности ребенка дошкольного возраста / инновационные технологии в АПК Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2017. С. 180-183.
5. Бельских А.А., Сорокина Г.И. Роль эмпатии в воспитании и развитии личности ребенка в семье / Концепции и практические подходы в работе добровольцев и волонтеровМатериалы XVIII межрегиональной научно-практической конференции, посвященной Всероссийскому году добровольцев и волонтеров. Старооскольский филиал ФГАОУ «Белгородский государственный национальный исследовательский университет». 2018. С. 224-226.
6. Биленко Е.Ю. Роль семьи в развитии личности ребенка / Психологическое знание в контексте современности: теория и практика сборник статей по материалам VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2016. С. 18-22.
7. Ведущая роль семьи в благополучном развитии личности ребенка / Психологическое здоровье личности: теория и практика сборник научных трудов по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. отв. ред. И. В. Белашева. 2015. С. 273-275.
8. Витренко В.В. Влияние неблагополучной семьи на развитие личности ребёнка (на примере республики адыгея) / Проблемы семейного воспитания в современных условиях. Профилактика семейного насилия Сборник статей молодых учёных, магистрантов, студентов по итогам работы регионального круглого стола. науч. ред. В. И. Спирина; отв. ред. М. Л. Спирина. 2018. С. 132-139.
9. Воробьева В.А., Фомина Н.Н. Роль доходов семьи в развитии личности ребенка / Молодежный инновационный вестник. 2018. Т. 7. № 13-2. С. 26-27.
10. Воронина С.Ф. Влияние личности взрослого на развитие и социализацию ребенка в условиях некровных и замещающих семей / весенние психолого-педагогические чтения материалы Межрегиональной научно-практической конференции,посвященной памяти почетного профессора АГУ А.В. Буровой. 2017. С. 121-128.
11. Капустин С.А. Влияние гиперопеки (сверхтребовательности) на возникновение супружеских проблем / Бережная А.М. Национальный психологический журнал. 2016. № 1 (21). С. 62-69.
12. Кругликова Е.В., Гаврилова О.А. Взаимодействие семьи и детского сада в развитии личности ребенка / Образование и развитие личности в современном коммуникативном пространствеМатериалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Печатается по решению оргкомитета НПК. 2016. С. 281-283.
13. Кутырева А.М. Взаимосвязь профессии военногос психологическим развитием личности детей из офицерских семей / Экстремальная психология: теория и практика Сборник научных статей. Под редакцией А.В. Кокурина, В.И. Екимовой, Е.А. Орловой. Москва, 2017. С. 222-226.
14. Лазарева М.Д. Влияние жестокого обращения в семье на развитие личности ребёнка / Актуальные проблемы теории и практики психологии и социологии Тезисы II Всероссийской студенческой научно-практической конференции. 2017. С. 184-187.
15. Максименко О.П. Формирование педагогической компетенции родителей в развитии речевых навыков ребенка в семье. Семейное чтение / Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2016. № 5. С. 731-736.
16. Мантрова М.С., Чикова И.В. Воспитательный потенциал современной семьи и его роль в развитии личности ребенка / Актуальные вопросы педагогики, психологии, социологии материалы второй международной научно-практической конференции. 2018. С. 287-291.
17. Маркова И.А., Сикович Т.В. Создание комплексной модели психолого-педагогического сопровождения дошкольного образования ребенка в условиях семейного образования / Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2017. № 6. С. 160-161.
18. Нальгиева Х.Л. Роль семьи в развитии личности ребенка / современные научные исследования и разработки Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции [Электронный ресурс]. Под общей редакцией А.И. Вострецова. 2017. С. 614-616.
19. Никифорова Н.В. Развитие духовно-нравственных качеств личности ребенка-дошкольника в условиях семьи / Этнопедагогические факторы духовно-нравственного развития личности детейМатериалы Всероссийской научно-практической конференции. Составитель М.И. Баишева. 2018. С. 288-292.
20. Перышкова С.А., Скрылева Е.П. Роль семьи в развитии личности ребенка дошкольного возраста / Актуальные проблемы науки и образования Сборник статей по итогам научно-исследовательской и инновационной работы Социально-педагогического института ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ за 2017 год. Под общей редакцией В.Я. Никульшина. Мичуринск, 2017. С. 16-19.
21. Поспелова А. Духовно-нравственное развитие личности ребенка в семье как фактор профилактики девиантного поведения / Проблемы педагогической инноватики в профессиональном образованииМатериалы XIX Международной научно-практической конференции. Памяти Макарени Александра Александровича. Ответственные редакторы: Е.И. Бражник, Н.Н. Суртаева, С.В. Кривых. 2018. С. 505-510.
22. Прокофьева О.О. Социальное партнерство дошкольного учреждения и семьи в разностороннем развитии личности ребенка-дошкольника / Итоги научных исследований ученых МГУ имени А. А. Кулешова, 2016 г Под ред. Е. К. Сычовой. 2017. С. 219-221.
23. Симоненко И.А. Процессы идентификации ребенка в семье и их влияние на развитие его личности / Семья в современном мире Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Лазаренко В.А., Шульгина Т.А., Василенко Т.Д.. 2017. С. 333-336.
24. Симонова М.А., Шапкина А.А., Шолохова Д.А. Влияние взаимоотношений в семье на развитие личности ребенка / Современные проблемы науки и образования материалы VI Международной научно-практической конференции. ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет». 2018. С. 273-278.
25. Соломонова Х.А. Роль взаимоотношений в семье на развитие личности ребенка / Шаг в науку Сборник материалов Международной научно-практической конференции. 2018. С. 378-383.
26. Ткаченко И.В., Тульнова О.Л. Влияние межличностных отношений в семье на развитие личности ребенка / Социально-психологические проблемы современной семьи Сборник статей VIII Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Под общей редакцией И.В. Ткаченко. 2018. С. 88-90.
27. Толбатовская Е.Г. Развитие и становление личности ребенка в процессе социализации в семье / Цели и ценности современного образования Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Отв. ред. В.Э. Черник. 2018. С. 177-182.
28. Удовиченко О.В. Профилактика возникновения дезадаптации у младших дошкольников в детском саду / Молодежная наука: тенденции развития. 2018. № 1. С. 39-43.
29. Устинова Н.А. Влияние психологической безопасности семьи на развитие личности ребенка / Всероссийская весенняя психологическая сессия Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. 2017. С. 246-249.
30. Шабас С.Г. Семейное воспитание в период адаптации ребенка к детскому саду / Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2016. № 5. С. 151-153.