Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования.
В настоящее время все более актуальным становится проблема агрессии в различных ее проявлениях: средства массовой информации (телевидение, Интернет) проецируют агрессию «с экрана», агрессивный стиль взаимодействия в социуме становится нормой и поощряется, агрессия уже не разделяется на гендерном уровне (девочки также проявляют агрессию, как и мальчики). «Ускорение» времени и пространства, повышение информационной и технической нагрузки на личность, стрессы, психическая напря¬женность и утомление, недостаток позитивных эмоциональных контактов, самовыражения и др., вызывают проявление агрессии. Особенное значение приобретает проблема проявления агрессии в детском возрасте. Зачастую, причины проявления агрессии в детском возрасте необходимо искать в особенностях микросоциального окружения ребенка, а именно: в условиях жизни и воспитания в семье (Э.Г.Эйдемиллер, И.В. Добряков, И.М. Никольская, Л.М.семенюк и др.) . На разных этапах развития общества, видение семьи как фактора воспитания проходило определенные изменения в своем понимании. В 60-х гг. XX века в отечественной социологии и педагогике высказывалось мнение о возможности и даже желательности замены семейного воспитания, воспитанием в дошкольных и школьных учреждениях (С.Я.Струмилин). На сегодняшний день накоплено достаточно большое количество убедительных свидетельств принципиальной значимости и, в определенных пределах, незаменимости семьи для формирования личности ребенка. Родители являются первой социальной средой ребёнка, их личность и отношение к ребенку играют важнейшую роль в жизни каждого человека. Специфичность взаимоотношений заключена в том, что забота родителей является необходимой для поддержания самой жизни ребенка и потребность в родительской любви – это действительно жизненная необходимость для каждого человека, на определенном этапе.
На сегодняшний день проведено большое количество исследований зарубежных и отечественных авторов, в которых были описаны негативные последствия деструктивных детско-родительских отношений (В.Я.Титаренко, Э.Г.Эйдемиллер, В.Юстицкис, Ю.В.Смык и др.) Нестабильность, эмоциональная холодность со стороны родителей, весьма негативно влияет на психологическое, физическое и личностное здоровье всех членов семьи и ребёнка в первую очередь, вызывает деструкции развития, девиации, агрессивность.
Таким образом, проблему исследования составляет поиск путей разрешения противоречий, возникающих на основе стремления родителей в общении с ребенком к «установлению рамок» путем стремления к демократичному стилю воспитания, отсутствию наказаний и др. с одной стороны, и последствиями балансирования между включением авторитарных компонентов и попустительством, приводящим к агрессии со стороны ребенка
Вышесказанное определяет актуальность и выбор темы исследования «Взаимосвязь агрессивного поведения ребенка и стиль воспитания в семье».
Цель исследования: изучение взаимосвязи агрессивного поведения ребенка и стиля воспитания в семье.
Задачи исследования:
- представить определение и характеристики агрессивного поведения ребенка;
- описать стиль воспитания в семье как основу конструктивного/деструктивного развития ребенка;
- провести обобщение опыта социально-педагогической работы с детьми с агрессивным поведением;
- описать сущность психолого-педагогической работы с семьями детей с агрессивным поведением.
Объект исследования: взаимосвязь агрессивного поведения ребенка и стиля воспитания в семье.
Предмет исследования: агрессивное поведение ребенка.
К проблемам, анализу которых посвящена данная курсовая работа, относятся проблемы возрастной психологии, становления и социализации личности, построения идентичности и др. Семья – первичный институт социализации. Личность не может быть определена вне контекста определённой социальной действительности, в которой происходит ее становление, развитие, выстраиваются взаимоотношения, носителями которых она является. Важно понимать, что социально-психологические компоненты развития личности, сочетаются с параметрами, определяющими отношения человека с другими людьми, с миром и с самим собой и находятся в определённом соотношении. При определении внутренней модели благополучия личности. Основы и потенциал такого благополучного состояния закладываются именно в детско-родительских отношениях, а наиболее значимым периодом является детство (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, В.С.Мухина, Л.Ф.Обухова и др.). Ребенок приобщается к новым социальным условиям, которые требуют установления конструктивных и позитивных отношений с другими людьми (А.К. Болотова, Б.С. Волков, И.С. Кон, В.С.Мухина,О.В.Хухлаева, Э.Эриксон), к способности к сопереживанию, к этическим взаимоотношениям с окружающими и самим собой (В.С.Мухина) и т.д. Ребенку важно двигаться и адаптироваться в социально-личностном развитии с опорой на мнение и поддержку значимых взрослых, которая опосредует особенности психологического благополучия личности на данном этапе и в дальнейшем. Нарушения функционирования семьи приводят к деструктивным последствиям развития личности, появлению девиаций, нарушений личностного развития, акцентуаций характера, отклонений поведения.
Обзор литературы по теме исследования.
Возрастные особенности развития личности и особенности социализации были проанализированы в трудах зарубежных и отечественных авторов – Р.С. Буре, Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина, М.И. Лисиной, А.С.Макаренко и др., изучению особенностей детско-родительских отношений посвящены исследования Т.В.Андреевой, Дж. Боулби, Л.С.Выготского, Деструктивные последствия семейного воспитания, девиации, агрессия у детей рассматриваются в работах В.И. Гарбузова, А.И.Захарова. Особенности семейного консультирования и коррекции девианного поведения посвящены исследования О.А.Карабановой, Р.В.Овчаровой, Т.А. Попова, Э.Г. Эйдемиллера, И.В.Добрякова, И.М. Никольской и др.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
- теории о развития и формирования личности в процессе онтогенеза отечественных и зарубежных ученых (Л.С. Выготский, И.С. Кон, М.И. Лисина, B.C. Мухина, Э. Эриксон, Б.Д. Эльконин);
- понятие о социальной ситуации развития как фактора развития личности ребенка (Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, Е.О. Смирнова, Д.И. Фельдштейн);
- исследования о влиянии стиля семейного воспитания на развитие личности ребенка (А.Е. Личко, Э.Г. Эйдемиллер).
Методы исследования: теоретический анализ и синтез, обобщение.
Структурно, исследование включает введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение, библиографический список, приложения.
Глава 1. Теоретические основы исследования взаимосвязи агрессивного поведения ребенка и стиля воспитания в семье
1.1.Определение и характеристики агрессивного поведения ребенка
Агрессия – это воинственная враждебность по отношению к окружающим; это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным или неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.
Агрессивность - это черта, свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии. Агрессивное поведение – одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели. Агрессивность ребенка может быть психически и физически обусловленной. Агрессивные реакции характерны для детей раннего возраста из-за несформированности функций самоконтроля и произвольности, из-за незнания нравственных правил и норм.
Надо помнить, что агрессия ребенка – это зачастую не только нападение, это еще и отстаивание собственных прав и интересов, способ отреагирования (т.е. внешнего проявления) напряжения (недовольства, усталости и пр.) Агрессивность нельзя воспринимать однозначно отрицательно, так как она играет еще и защитную функцию - функцию самосохранения как физического, так и эмоционального. Нетипичное агрессивное поведение ребенка может означать, что он нуждается в помощи. Агрессивность может выступать как протест (например, в к/б врача). Взрослому необходимо увидеть грань между спонтанными, ситуативными проявлениями агрессии у ребенка и закреплением этих проявлений как устойчивых в характере и поведении.
В отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе существует целый ряд терминологических определений, которые близки по смыслу и содержанию, но звучат по-разному. Так, агрессивное поведение (АП) рассматривается как вариант отклоняющегося(девиантного) поведения, зачастую, его определяют как асо¬циальное, антисоциальное, дезадаптивное, аддиктивное, неадекватное, дест¬руктивное, нетипичное, акцентуированное, психопатичное, саморазрушаю¬щее, социальнодезадаптированное, патология поведения и т.д.
В.К.Андриенко, Ю.В.Гербеев, И.А.Невский различают агрессивных детей и подростков :
с педагогической запущенностью;
с социальной запущенностью (нравственно испорченных);
с крайней социальной запущенностью (Андриенко В.К., Гербеев Ю.В., Невский В.К., 1990).
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Андреева Т.В. Психология современной семьи / Т.В. Андреева. – СПб.: Речь 2015. – 436с.
2. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей / Дж. Боулби. Пер. с англ. М.: Академический проект, 2006. - 232 с.
3. Буре Р.С. Воспитатель и дети / Р.С. Буре, Л.Ф. Островская: учебное пособие для воспитателей дошкольных учреждений, студентов педагогических колледжей и вузов, родителей и дошкольников. – М.: Издательство «Ювета», 2011. – 176с.
4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.4. Детская психология /Под ред. Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984 - 432 с.
5. Визель Т.Г. Девиантное поведение подростков:теории и эксперименты. Монография. / Т.Г. Визель, Л.В. Сенкевич, В.А. Янышева, А.К. Железнова. - Тула, 2007. - 341 с.
6. Ганишина И.С. Психологическое влияние неблагополучной семьи на девиантное поведение несовершеннолетних / И.С.Ганишина. – Автореф…канд. психол. наук. – Рязань, 2004. – 27 с.
7. Ганишина И.С. Психологическое влияние неблагополучной семьи на девиантное поведение несовершеннолетних / И.С.Ганишина. – Дисс… канд. психол. наук. – Рязань, 2004. – 160 с.
8. Гарбузов В.И. Неврозы у детей и их лечение / В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Д.Н. Исаев. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2009. – 298с.
9. Гулдинг М. Психотерапия нового решения. Теория и практика / М. Гулдинг, Р. Гулдинг. – М.: Независимая фирма «Класс», 2007. – 288с.
10. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия / А.И. Захаров. – М.: Апрель-Пресс, Эксмо-Пресс, 2014. – 448с.
11. Ильин Е.П. Психология доверия. – СПб: Питер, 2013. — 288 с.
12. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О.А. Карабанова: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2015. – 354с.
13. Коррекция детско-родительских отношений: методические рекомендации для специалистов, педагогов образовательных учреждений, родителей / сост. Е.А. Дугинова. – Новокуйбышевск, 2009. – 103с.
14. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. – М.: Воронеж, 1997. – 216с.
15. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8 т. – Т. 6 / А.С. Макаренко. – М.: Педагогика, 1985. – 393 c.
16. Мухина В.С. Детская психология / В.С. Мухина; под ред. Л.А. Венгера. – М.: Академия, 2014. – 272с.
17. Николаева Е.И. Психология семьи / Е.И.Николаева. – Спб: Питер, 2012. – 336 с.
18. Обухова Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Юрайт, 2016. – 460с.
19. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства / Р.В. Овчарова. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2013. – 319с.
20. Попова Т.А. Взаимосвязь детско-родительских отношений и тревожности дошкольника / Т.А. Попова // Фундаментальные исследования – Выпуск № 11-5 – 2012
21. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст / А.М. Прихожан. – М; Питер.2007. – 78 с.
22. Психология детства / Под редакцией А.А. Реана – СПб.: «Прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2013. – 368 с.
23. Психология человека от рождения до смерти. Под редакцией А.А. Реан. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2012. – 678с.
24. Полина А.В. Депривация доверия в детском возрасте: Монография. – Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2008. – 188 с.
25. Разумова А.В. Стили семейного воспитания и восприятие родителями своих детей / А.В. Разумова // Вестник Московского университета. – 2000. – №1. – с.88-93.
26. Реан А.А. Семья как фактор профилактики и риска виктимного поведения. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 1(17). – с.3-8.
27. Реан А. А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. – 479 с.
28. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л.Рубинтейн. – СПб.: Питер, 2003. — 713 с.
29. Розум С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека /С.И.Розум. – СПб.:Речь, 2006 – 365 с.
30. Сатир В. Психотерапия семьи / В. Сатир. – СПб.: Речь, 2013. – 254с.
31. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения детей и подростков и условия его коррекции / Л.М. Семенюк. – М.: «Флинта», 1998. – 96с.
32. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования. / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина – М., Педагогика, 1989. – 276с.
33. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений / Н.Ю. Синягина. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 96 с.
34. Смык Ю.В. Жестокость родительского воздействия как фактор агрессивного поведения подростков / Ю.В. Смык: дис. канд. психол. наук. – Иркутск, 2014. – 198с.
35. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья / А.С. Спиваковская. – ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2014. – 304с.
36. Столин В.В. Психология развития ребенка и взаимоотношений родителей и детей как теоретическая основа консультационной практики / В.В. Столин, Е.Т. Соколова, А.Я. Варга // Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования. / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – 1989. – №3. – с.16-37.
37. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъективности — М.: Школа-Пресс, 1995. — 384 с.
38. Шавырина А.А. Влияние детско-родительских отношений на проявление негативизма и упрямства у детей старшего дошкольного возраста / А.А. Шавырина: дисс. канд. псих. наук. – М., 2012.
39. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л.Б,Шнейдер. – М.: Академический Проект; Трикста, 2005. — 336 с.
40. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий. – СПб.: Речь, 2009. – 275с.
41. Эйдемиллер Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия / Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков, И.М. Никольская: учебное пособие для врачей и психологов. – СПб.: Речь, 2015. – 352с.