Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы. Современное общество ставит перед общеобразовательной школой новые задачи: формирования опыта самостоятельной деятельности учащихся и формирование целостной системы универсальных учебных действий. Именно начальное образование закладывает систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.
Важнейшим приоритетом начального общего образования становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром через формирование универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные, личностные и коммуникативные), которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться.
Проблема развития познавательной активности учащихся в условиях современной школы, формирование у них познавательного интереса имеет очень большое значение. Учебный предмет «Математика» выступает как основа развития познавательных действий, в первую очередь логических, включая и знаково-символические, планирование (цепочки действий по задачам), систематизация и структурирование знаний, перевод с одного языка на другой, моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, комбинирование данных, формирование элементов системного мышления, выработка вычислительных навыков, формирование общего приёма решения задач как универсального учебного действия. Особое значение данный предмет имеет для развития пространственных представлений, учащихся как базовых для становления пространственного воображения, мышления.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для формирования познавательного интереса посредством применения, в учебном процессе системы упражнений развивающего характера, которые позволяют учащимся получить возможность самостоятельного и успешного продвижения в обучении.
Объект исследования - универсальные учебные действия младших школьников на уроках математики в начальной школе.
Предмет исследования - особенности и условия формирования универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе.
Цель работы: обеспечить положительную динамику при формировании познавательного интереса учащихся младших школьников на уроках математики через использование заданий развивающего характера различных типов.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
1. изучить теоретический материал по формированию и развитию познавательного интереса младших школьников;
2. выявить значение и особенности использования развивающих заданий для формирования и развития познавательной деятельности школьников;
3. создать условия для повышения активности обучающихся в области математики и способствовать реализации познавательного интереса во внеурочной деятельности.
Глава I. Основные подходы к формированию познавательного интереса у младших школьников.
1.1 Особенности формирования познавательного интереса у младших школьников
Математика является одной из важнейших наук на земле и именно с ней человек встречается каждый день в своей жизни. Именно поэтому учителю необходимо развивать у детей интерес к этой науке. Развивать познавательный интерес к математике возможно с помощью использования различных видов упражнений развивающего характера.
Преемственность трактуется сегодня как непрерывный процесс (принцип) воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода.
Преемственность формирования универсальных учебных действий и, в частности регулятивных УУД, обеспечивается за счет: принятия в педагогическом коллективе общих ценностных оснований образования, (формирование умения учиться); четкого представления педагогов о планируемых результатах обучения и воспитания на каждой ступени; целенаправленной деятельности по реализации условий, обеспечивающих развитие УУД в образовательном процессе.
Основные задачи, требующие решения данной проблемы, можно охарактеризовать следующим образом:
преемственность целей;
построение единой содержательной линии в предметных областях;
установление преемственных связей в методах, средствах, формах технологиях.
Таким образом, актуальность изучения такого явления как преемственность
регулятивных УУД обусловлена новыми социальными запросами, требованиями общества о повышенной профессиональной мобильности педагогов и непрерывном образовании обучающихся.
Для преемственного формирования регулятивных УУД на ступени начальной школы была разработана и в данный момент реализуется программа «Преемственности формирования у младших школьников регулятивных универсальных учебных действий в условиях деятельностного подхода». Целью программы является повышение качества сформированности регулятивных универсальных учебных действий на основе преемственных связей в условиях деятельностного подхода.
Соответственно, происходит преемственность формирования регулятивных УУД на ступени начальной школы. Итоги работы по программе - проведение обобщающих уроков и внеурочных занятий, направленных на достижение цели программы, а именно преемственность формирования регулятивных универсальных учебных действий в условиях деятельностного подхода.
Функции универсальных учебных действий:
обеспечить возможность ученику самостоятельно ставить цели, находить и в полной мере реализовать поставленную перед собой задачу, контролировать и оценивать процесс и результаты учебной деятельности;
создать такие условия, чтобы обучающийся мог гармонично развиваться, самосовершенствоваться, для того, чтобы в дальнейшем он был готов к непрерывному образованию;
обеспечить успешное усвоение знаний, умений и навыков, компетентности в любой предметной области.
В соответствии с Федеральным государственным стандартом второго поколения представлено 4 вида универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Процесс обучения как и методика обучения и воспитания младших школьников опирается на ряд дидактических концепций:
теорию развивающего обучения (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков);
теоретические положения о структуре учебной деятельности (Л.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов);
культурологическую концепцию содержания образования (В.В. Краевский, М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер);
деятельностный подход к обучению младших школьников (Л.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин).
Деятельностный подход позволяет выявить основные компоненты процесса обучения: учебную задачу; содержание учебного материала; планируемые результаты обучения; организацию различных видов деятельности учащихся (учебную, читательскую, контрольно-оценочную, учебно-исследовательскую, проектную); методы, приемы, средства обучения; формы учебной работы; результативность и оценку учебных достижений учащихся; формы и виды контроля знаний, умений у учащихся; рефлексию деятельности.
Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т. е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. Они включают целесообразование, планирование, контроль, коррекция, оценку, прогнозирование, саморегуляцию.
Процесс работы по формированию регулятивных УДД в начальных классах, должен опираться на педагогические условия.
1. Целевой - системообразующий принцип. Основная цель экологического воспитания на уроке - формирование экологически грамотной личности. Общая для каждого учреждения цель конкретизируется в зависимости от региональных, материальных возможностей учреждения.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: Приказ Министерство образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г., № 373, в ред. приказов от 22 сентября 2011г., № 2357
2. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. - М.: Просвещение, 2010.
3. Асмолов А.Г. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов- М.: Просвещение,2010.
4. Бессчетнова Л.А. Формирование познавательного интереса на уроках к начальной школе.// Поволжский Педагогический Поиск. . 2015. № 2 (12)
5. Бурменская Г.В., Володарская И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
6. Виноградова Н.Ф. Беседы с учителем /Н.Ф. Виноградова, Л.Е. Журова. -М.: Вентана – Граф, 2012 .
7. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: Просвещение, 1996.
8. Дик, Н.Ф. 1000 олимпиадных заданий по математике в начальной школе. - Ростов-н/Д: Феникс, 2009. - 287 с.
9. Истомина, Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах: учеб. пос. для студ. средних и высших пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2000. - 288 с.
10. Ковалева, Г.С. Планируемые результаты начального общего образования. - М. : Просвещение, 2009. - 120 с.
11. Кордина Н.Е. Виват, математика! Занимательные задачи и упражнения, - Волгоград: Учитель, 2012
12. Лурия А.Р. Сформированность универсального действияобщего приема решения задач /А.Р.Лурия, Л.С.Цветкова
13. Матвеева Е.И. Новые образовательные стандарты /Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011.
14. Математика. 2 класс. Учеб. Для образоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1. / М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова, - 6-е изд. - М. : Просвещение, 2015. - 128 с.
15. Математика. 3 класс. Учеб. Для образоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2. / М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова, - 6-е изд. - М. : Просвещение, 2015. - 112 с.
16. Математика. 4 класс. Учеб. Для образоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1. / М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова, - 6-е изд. - М. : Просвещение, 2014. - 112 с.
17. Мендыгалиева, А.К. Методические приемы при обучении решению задач в начальной школе // Начальная школа плюс - До и После. - 2013. - №10.
18. Планируемые результаты. Система заданий. Математика 5-6 класс. / под ред. Ковалевой Г.С., Логиновой О.Б., - М.: Просвещение, 2013
19. Подласый, И. П. Педагогика начальной школы: учебник / И. П. Подласый. - М.: Владос, 2008. - 474 с.
20. Пустовалова Е. В. Приёмы развития познавательных интересов на уроках математики / Е. В. Пустовалова, О. А. Шалимова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. - Уфа: Лето, 2013
21. Рудницкая В.Н. Математика : программа : 1-4 классы. – М. : Вентана– Граф, 2012.
22. Рудницкая В.Н. Математика: методика обучения. -М.: Вентана – Граф, 2012.
23. Шейнина О.С. Математика. Занятия школьного кружка. – М., 2010