Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. В современной психологии наблюдение как метод, широко используется в различных схемах исследований. Наблюдение включено в организацию беседы с испытуемым, данные наблюдения учитываются при интерпретации результатов психодиагностических и экспериментальных процедур. Так же наблюдение применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой.
Наблюдение считается старейшим психологическим методом. Любое научное знание, полученное опытным путем, основано на наблюдениях за явлениями природы или человеческой деятельности. Отсюда наблюдением в самом широком смысле можно называть любые типы получения эмпирических знаний. Объектом психологического наблюдения является тот, за кем ведется наблюдение - отдельный человек, группа людей в их совместной деятельности, общности. Предметом же наблюдения могут быть только внешние экстериоризированные компоненты деятельности: а) моторные компоненты практических и гностических действий; движения, перемещения и неподвижные состояния людей; скорость и направление движения; дистанции между ними; соприкосновения, толчки, удары; совместные действия (группы людей); б) речевые акты, их содержание, направленность, частота, продолжительность, интенсивность, экспрессивность, особенности лексического, грамматического и фонетического строя; в) мимика и пантомимика, экспрессия звуков; г) внешние проявления некоторых вегетативных реакций: покраснение или побледнение кожи, изменение ритма дыхания, потоотделение и т.д., сочетание перечисленных признаков. Результаты фиксации данных наблюдения называются описанием поведения объекта. Применяется наблюдение для сбора информации, эмпирического изучения психической деятельности путем регистрации актов поведения, физиологических процессов и т.п. Его особенно эффективно применять на первых подступах к разработке проблемы, когда необходимо выделить, хотя бы предварительно, качественные и целостные характеристики изучаемых процессов. Наблюдение становится методом изучения лишь в том случае, если не ограничивается описанием внешних явлений, а осуществляет переход к объяснению природы этих явлений.
Наблюдение может выступать в качестве самостоятельной процедуры и рассматриваться как метод, включенный в процесс экспериментирования. Результаты наблюдения за испытуемыми в ходе выполнения ими экспериментального задания являются важнейшей дополнительной информацией для исследователя.
Актуальность вышеизложенного предопределила выбор темы исследования: «Метод наблюдения в психологии». Работа написана на основе анализа научной литературы отечественных и зарубежных авторов по вопросам генетической психологии человека и индивидуальных особенностей развития близнецов.
Цель работы: раскрыть своеобразие метода наблюдения.
Объект исследования: методы психодиагностики
Предмет исследования: наблюдение как метод психодиагностики.
Для достижения цели были выдвинуты следующие задачи:
-Показать состояние проблемы наблюдения в науке и практике;
- Раскрыть сущность понятия «наблюдение»;
-Отследить историю возникновения метода наблюдения;
-Выявить основные требования к организации наблюдения;
Глава 1. Проблема метода наблюдения в науке и практике
1.1 Понятие психодиагностики
Прежде чем рассматривать понятие психодиагностики, нужно разобраться, что же такое вообще диагностика.
Диагностика – это определенный прием, деятельность, направленная на выявление существенных показателей.
Задачи психодиагностики в современном мире весьма многообразны. А обусловлено это прежде всего тем, что в настоящий момент данная отрасль психологии переживает, можно сказать, настоящий бум популярности. Психодиагностику сегодня привлекают к решению разного рода задач в образовании, производстве, бизнесе и других сферах человеческой деятельности.
Также можно сказать, что диагностика – это распознавание определенного состояния объекта, а также соотнесение его к какой-либо категории.
Непосредственно же психодиагностика может быть:
во-первых, отраслью психологической науки, разрабатывающей способы и методы изучения определенного состояния объекта;
во-вторых, конечным результатом психолога;
в-третьих, заключением психолога о психических особенностях личности.
Прежде чем понять, что представляет собой психодиагностика как наука и практика, выясним, чем же она интересна и для чего нужна. Итак, основные причины интереса заключаются в следующем:
• Человек на протяжении всего своего существования стремится к познанию окружающих и самого себя.
• Психодиагностика личности во многом может помочь человеку реализовать себя.
• Она имеет возможности социальной профилактики деструктивных явлений.
• Тестовые средства являются доступными для широкого круга людей.
Итак, являясь отраслью психологии, психодиагностика представляет собой средство измерения, оценки и познания психологических особенностей личности, определения различий между разными людьми или, наоборот, выявления общих характеристик и объединения их на этом основании в социальные группы.
Например, после окончания детского сада психолог тестирует ребятишек на предмет интеллектуального развития, а потом делает заключение, на основании которого их могут распределить по разным классам в зависимости от интеллекта. Или же по окончании четвертого класса детей тестируют на наличие у них склонностей к той или иной науке и на этом основании формируют математические, биологические, лингвистические и другие классы.
Некоторыми людьми необоснованно отождествляются понятия «психодиагностика» и «тестирование». На самом деле они имеют много общего, но первое является гораздо более широким и включает в себя второе понятие как один из основных элементов. Примечательно также, что психодиагностика имеет две стороны – теоретическую и практическую.
Предмет психодиагностики весьма обширен, и, по мнению многих специалистов, он включает в себя методики, а также принципы их построения, психометрику и нормативные требования к методикам. Основы психодиагностики, в том числе ее методология, очень схожи с самой психологией. А вот история развития психодиагностики весьма интересна, она уходит своими корнями в глубокую древность.
Первые упоминания о психодиагностических процедурах относятся к временам Древнего Египта. Например, в жрецы там посвящали только тех людей, которые могли выдержать длительные проверочные процедуры. Сначала оценивался их внешний вид, потом узнавалась биография, проверялся уровень культурного и умственного развития, а также степень владения ораторским искусством.
Потом будущего жреца испытывали смертью, трудом, водой, огнем, одиночеством и красивой женщиной. Подобная система имелась в Китае при отборе чиновников. Император устраивал им раз в три года экзамены по умению читать и писать, стрелять из лука, ездить верхом, музицировать, а также оценивал знание церемоний и ритуалов.
Стоит отметить, что психодиагностика прошла разные этапы развития – от графологии, физиогномики и хиромантии до современного своего варианта. Ее зарождение относят к концу 19 столетия, когда она выделилась из психологии и стала отдельным ее направлением. Поскольку основным психодиагностическим методом является тестирование, о нем стоит поговорить более подробно.
Сначала в качестве тестов в психологии применяли обычные экспериментально-психологические испытания. Они получили широкое распространение, был разработан целый ряд самых разных тестов. В частности, многие из них были посвящены проблемам интеллектуального развития и решали задачу объединения детей на этом основании в определенные группы.
Речь идет о том, что психодиагностика мышления применялась для определения того, какие дети способны к обучению, а какие – нет. Самой популярной шкалой, занимающейся изучением интеллекта, стала шкала Стэнфорд – Бине, которая была создана в первой половине 20 века, но применяется до сих пор.
Отметим, что тесты, которые были разработаны в первой половине прошлого столетия, могли использоваться только профессиональными психологами, а методики, относящиеся к позднейшему времени, стали более универсальными и использовались не только для определения уровня интеллекта, но и для многих других целей. В определенной степени можно даже сказать, что в 20 веке наблюдался своеобразный тестовый бум – повальное увлечение ученых разных специальностей тестами.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. www.psychоlоgy-оnline.net/.../dоc-1211.html /М.Б. Михалевская, Т.В. Корнилова. Метод наблюдения в психологии.
2. Басов М.Я. Избранные психологические произведения. М., 1975. 125 с.
3. Басов М.Я. Избранные психологические произведения. М., 1975. 125 с.
4. Болтунов А.П. Педагогическая характеристика ребенка. М.;Л., 1926, с. 12
5. Болтунов А.П. Педагогическая характеристика ребенка. М.;Л., 1926, с. 12
6. Бумсма Д., Ван Баал К. «Лонгитюдное генетическое исследование показателей IQ у близнецов 5-7 лет» № 4, 1997 год «Вопросы психологии».
7. Бумсма Д., Ван Баал К. «Лонгитюдное генетическое исследование показателей IQ у близнецов 5-7 лет» № 4, 1997 год «Вопросы психологии».
8. Вальтер Ф. Близнецы. М., 1985.
9. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. — М.: Просвещение, 1997. — 323.
10. Журавлев Д. В. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Курс лекций. М.: Издательство МГОУ, 2003. - Глава 4. С. 38-61.
11. Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. — М.: Изд-во Проспект, 2005. С. 40—41.
12. Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. — М.: Изд-во Проспект, 2005. С. 40—41.
13. Зырянова Н. М. Близнецы. — М., 2006.
14. Лурия А. Р., Юдович Ф. Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка. М., 1956.
15. Менчинская Н.А. Психическое развитие ребенка от рождения до 10 лет: Дневник развития дочери. М., 1996.
16. Морозова Т.Б. Личностное развитие близнецов в процессе общения. // Педагогика 2003. №3. с.23-25.
17. Психологические очерки о близнецах/ Семенов В. В., Кочубей Б. И., Егорова М. С., Зырянова Н. М., Пьянкова С. Д. — М., 2003.
18. Равич-Щербо И. В. Психологическая диагностика. Ред. К. М. Гуревича. М., 1981.
19. Равич-Щербо И.В. Психогенетика: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности и направлению "Психология"/И.В. Равич-Щербо, Т.М. Марютина, Е.Л. Григоренко; Под ред. И.В. Равич-Щербо. - М.: Аспект Пресс, 2000.-447 c.
20. Сергиенко Е. А., Рязанова Т. Б., Виленская Г. А., Дозорцева А. В., Развитие близнецов и особенности их воспитания, М.: Институт психологии РАН, 2000.