Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На сегодняшний день в России и во всем мире в целом социально-экономическая, культурная и политическая ситуации очень нестабильны. Все это оказывает влияние на социализацию личности и на ее развитие. Неумение человека справляться со стрессом является основой для ухудшения качества жизни в различных сферах и ухудшения здоровья. Поэтому проблема изучения совладания со стрессом является актуальной в наше время.
Понятие 'coping' в Российской психологии переводят как адаптивное поведение. В психологической литературе этот термин появился впервые в 1962 году. Его применил Л. Мэрфи, когда изучал преодолевание детьми кризисов развития. В 1966 году Р. Лазарус в книге 'Psychological Stress and Coping Process' описывал осознанные стратегии совладания со стрессом с помощью этого термина.
Цель курсовой работы - исследовать способы совладания со стрессом.
Объект – совладающее поведение.
Предмет - совладающее поведение во фрустрирующей ситуации.
Задачи:
1. Провести анализ научной литературы по вопросу совладающего поведения.
2. Спланировать эмпирическое исследование, направленное на выявление способов преодоления трудностей.
3. Осуществить анализ полученных в исследовании результатов.
В исследовании приняло участие 50 человек, находящихся в возрасте от 18 до 30 лет, всего 25 мужчин и 25 женщин.
Нами были использованы следующие методики:
1. Методика Розенцвега
2. Опросник COPE (адоптированная гаранян и ивановым),
3. Опросник Келлермана-Плутчика-Конте
4. Методика Лазаруса ( совладание со стрессом),
5. Опросник Алекситими
6. Опросник стрессоустойчивости Холмса и Раге,
7. Тест СЖО
I глава Понятие, сущность копинг-стратегий в зарубежной научной литературе
1.1 Понятие, сущность копинг-стратегий
Анализ ранних исследований стресса свидетельствует о том, что значительное внимание уделялось стрессовым воздействиям, проявлениям личностных особенностей в стрессовой ситуации, несколько меньшее — процессу преодоления стресса, то есть фактическому взаимодействию между индивидом и условиями среды. Это взаимодействие следует рассматривать как влияние динамических компонентов активности человека (информационных, энергетических, временных), когнитивных оценок и личностных регуляторов на механизмы формирования и преодоления стресса [7, с.6].
Одним из центральных в данном феномене является понятие «рассогласование», или «угроза». Преодоление заключается в устранении рассогласования между требованиями ситуации (внешний фактор) и актуальными или потенциальными возможностями личности (внутренний фактор). Преодоление возникающего рассогласования является универсальной реакцией на воздействие стрессора, при этом движущей силой может являться инстинкт преодоления (Э.Фромм), поисковая активность (В.Аршавский, В.Ротенберг), направленность на развитие, поиск нового, самореализация (К.Роджерс) [12].
Совладающее поведение А.Маслоу определил как «функциональный ответ» на проблему и выделил следующие его особенности: 1) оно четко .мотивировано и служит определенной цели;
2) детерминировано требованиями окружения и направлено на решение проблемы;
3) предназначено для того, чтобы вызвать известное изменение в окружении или самом себе;
4) осознается и легко поддается контролю;
5) заведомо «не содержится» в личности, но приобретается научением [67].
Модель когнитивной теории стресса Р.Лазаруса рассматривает копинг-механизмы- (или копинг-стратегии) как осознанные определенные усилия, действия личности; направленные на преодоление нежелательной, травмирующей ситуации. В. данном контексте понятия- «совладание» и «преодоление» выступают как синонимы. В соответствии с классическим определением Р.Лазаруса и СФолкмана, копинг-стратегии, или совладание со стрессом, понимаются как «постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия- индивида с целью управления- специфическими внешними или внутренними требованиями, которые оцениваются им как подвергающие его испытанию или превышающие его-ресурсы» [18, с.22].
Говоря о внутренних ограничениях, необходимо учитывать, что для использования данной стратегии необходимо обладать определенными личностными качествами, такими как: личностная зрелость, уверенность в себе, способность воспринимать жизненные трудности как вызов, возможность испытать себя. Однако даже самой совершенной предметно-практической или рационально-познавательной деятельностью нельзя- преобразовать некоторые ситуации, так называемые ситуации второго типа: утрату близкого- человека; старение, неизлечимую болезнь ребенка и многие другие: Эти ситуации невозможно исправить, их можно только пережить. Такое переживание называется «эмоциональным» способом разрешения трудной ситуации.
Стратегия приспособления - это пассивная стратегия совладания, направленная на изменение человеком собственных характеристик и / или своего отношения к ситуации. Приспособление может быть как основной, самостоятельной стратегией, так и дополнительной, вспомогательной. Надо отметить, что у исследователей нет единого мнения по поводу того, какие стратегии следует относить к преодолевающим, а какие к приспособительным.
К преобразующим стратегиям относится и стратегия перестройки когнитивной структуры путем изменения значения события. Согласно теории когнитивной адаптации С.Тейлор, пишет В.А.Бодров, человек во-первых, ищет смысл в событии, во-вторых, повышая внимание к проблеме, пытается осуществлять контроль за событиями, усиливая чувство ответственности, снижает собственную неуверенность и тревогу, в-третьих, старается сохранить и укрепить самоуважение [27].
Ранние исследования индивидуального способа взаимодействия с миром в контексте преодоления проблемной жизненной ситуации касались изучения психологического стиля с учетом трех направлений с различными начальными системами координат: личностных диспозиций (А.Адлер, Г.Оллпорт); характеристик когнитивных процессов (В.Виткин); параметров поведения (Р.Лазарус, С.Фолкман) и деятельности (В.С.Мерлин, Е.А.Климов) [86]. Но к одной группе относили как защитные стили реагирования, когда человек реагирует в форме психологической защиты, так и конструктивные стили реагирования, когда активность личности направлена непосредственно на разрешение проблемы. В ряде исследований и ту, и другую форму поведения называли «coping», однако в более поздних работах эти стили стали различаться и термин «coping» стал относиться только к конструктивным формам, а для защитного стиля стало использоваться слово «defence».
1.2 Основные подходы к исследованиям копинг-стратегий
Выделяется три подхода к исследованиям копинг-стратегий.
1) Личностно-ориентированный подход (или эго-психологическая модель) предполагает тесную связь копинг-стратегий с защитными механизмами личности.
2) Проблемно-ориентированный подход отражает ситуативную (средовую) обусловленность копинг-стратегий личности.
3) Когнитивный подход рассматривает копинг как динамический процесс столкновения субъекта с внешним миром, определяемый особенностями их взаимодействия на различных стадиях развития этого процесса (контекстуальная модель) [28].
На данном этапе существует тенденция к увеличению сторонников третьего подхода, рассматривающих копинг как формирующийся, подверженный изменению в соответствии с внешними условиями.
В отечественной психологии наибольшая часть исследований копинг-стратегий проводилась с позиций личностно-ориентированного подхода, который осуществлялся, в основном, с учетом психоаналитических традиций. Копинг рассматривался, в данном случае, как один из способов психологической защиты, используемой для ослабления внутреннего напряжения. Однако данный.подход становится менее популярным, более того, большинство отечественных ученых придерживается мнения о необходимости четкого разделения этих двух понятий: «копинг» и «психологическая защита».
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Аболин, Л. М. Психологические механизмы эмоциональной устойчиво¬сти человека / Л. М. Аболин. - Казань : Изд-во КГУ, 1987. - 261 с.
2. Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Текст] / Г. С. Абрамова. — Ека¬теринбург : Деловая книга, 1999. - 624 с.
3. Абульханова - Славская, К. А. О путях построения психологии лично¬сти [Текст] / К. А. Абульханова - Славская // Психологический журнал. -1983.-Т.4.-№1.-С. 14-29.
4. Абульханова - Славская, К. А. Стратегии жизни [Текст] / К. А. Абульханова - Славская. - М. : Мысль, 1991. - 299 с.
5. Абульханова - Славская, К. А. Философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна [Текст] / К. А. Абульханова-Славская, А. В. Бруш-линский. -М. : Наука, 1989. - 248 с.
6. Аведисова, А. С. Копинг и механизмы его реализации. Аналитический обзор [Текст] / А. С. Аведисова, Л. С. Канаева, Д. Ф. Ибрагимова // Российский психиатрический журнал. - 2002. - № 4. - С. 59-64.
7. Адаптация человека и животных к экстремальным условиям внешней среды : сб. науч. тр. - М. : Изд-во Университета дружбы народов, 1985.-184 с.
8. Александровский, Ю. А. Психогении в экстремальных условиях / Ю. А. Александровский, О. С. Лобастов, Л. И. Спивак, Б. П. Щукин. - М. : Медицина. - 1991. - 95 с.
9. Александровский, Ю.А. Психологические расстройства во время и по¬сле стихийных бедствий и катастроф / Ю. А. Александровский, Б. П. Щукин // Журнал невропатологии и психиатрии. - 1991. - № 5. — С. 39-43.
10.Александровский, Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их ком¬пенсация / Ю.А. Александровский. - М. : Наука, 1976. - 272 с.
11.Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды : в 2 т. [Текст] / Б. Г. Ананьев. - М.: Педагогика, 1980. - Т. 1. - 232 с.
12.Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды : в 2 т. [Текст] / Б. Г. Ананьев. - М.: Педагогика, 1980. - Т. 2. - 288 с.
1 З.Ананьев, В. А. Психологическая адаптация и компенсация при заболе¬ваниях внутренних органов : автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра псих, наук по спец-ти : 19.00.04 - медицинская психология / В. А. Ананьев- СПб., 1998. - 46 с.
14. Анцыферова, Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переос¬мысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита [Текст] / Л. И. Анцыферова // Психологический журнал. - 1994. - Т. 15 — №1.-С. 3-18.
15.Анцыферова, Л. И. Психология повседневности: жизненный мир лично¬сти и «техники» ее бытия [Текст] / Л. И. Анцыферова // Психологический журнал. - 1993. - Т. 14. - № 2. - С. 3-16.
16.Анцьіферова, Л. И. Способность личности к преодолению деформаций своего развития / Л. И. Анцыферова // Психологический журнал. — 1999. -Т. 20. -№1. -С. 6-19.
17-Аргайл, М. Психология счастья / М. Аргайл ; пер. с англ. — М. : Прогресс, 1990. - 336 с.
18.Аргентова, Т. Е. Особенности совладающего поведения детей-сирот старшего подросткового возраста / Т. Е.Аргентова, Е. В. Тополова // Сибирский психологический журнал. — 2007. - № 25. - с. 67-72.
19.Атлас человека [Текст] / под ред А. А. Реан. — СПб. : Прайм-Еврознак, 2006.-651 с.
20.Баевский, Р. М. К проблеме оценки степени напряжения регуляторных систем организма [Текст] / Р. М. Баевский // Адаптация и проблемы об¬щей патологии. - Новосибирск : [б.и.], 1974. - С. 88-111.
21.Балл, Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности / Г. А. Балл // Вопросы психологии. - 1989. - № 1. - С. 92-100.
22.Бандура, А. Принципы социального научения [Текст] / А. Бандура, Р. Уолтере // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М. : Изд-во МГУ, - 1984. - С. 55-60.
23.Барилович, Е. Л. Механизм формирования ценностных ориентации уча¬щихся педагогических колледжей / Е. Л. Барилович // Аспирант и соис¬катель. - 2004. - № 5. - С. 409-413. 24.Березин, Ф. Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация
человека / Ф. Б. Березин. - Л. : Наука, 1988. - 270 с. 25.Бернштейн, Н. А. Физиология движений и активность / Н. А. Бернштейн ; под ред. О. Г. Газенко, И. М. Фейгенберга. - М. : Наука, 1990.-495 с.
26.Бехтерева, Н. П. Нейрофизиологические аспекты психической деятель¬ности человека / Н. П. Бехтерева. - Л. : Медицина, 1971. - 119 с.
27.Богомолов, А. М. Структурно-динамические свойства системы психоло¬гической защиты у детей подросткового'возраста : автореф. дис. на со-иск. учен. степ. канд. псих, наук : по спец 19.00.13. - психология лично¬сти, акмеология / А. М. Богомолов. - СПб., 2005. - 25 с.
28.Бодров, В. А. Психологический стресс : развитие и преодоление / В. А. Бодров. - М. : Perse, 2006. - 528 с.
29.Бохан, Т. Г. Способы преодоления проблемных ситуаций в структуре формирующейся ментальносте (постановка проблемы) / Т. Г. Бохан, Э. И. Мещерякова // Сибирский психологический журнал. - 2004. -№ 20. - С. 57-59.
ЗО.Братусь, Б. С. К проблеме человека в психологии / Б. С. Братусь // Вопросы психологии. - 1997. - № 5 - С. 3-19.
31 .Брушлинский, А. В. Психология субъекта и его деятельности / А. В. Брушлинский // Современная психология : справочное руково¬дство ; под ред. В. Н. Дружинина. - М. : Инфра-М, 1999. - С. 330-346.
32.Васильев, В. Н. Здоровье истресс / В. Н. Васильев. - М. : Знание,1991. -158 с.
33.Васильев, И. Н. Нейрофизиологические и системные механизмы адап¬тационного реагирования на экстремальные факторы среды / И. Н. Васильев, Н. Б. Суворов, С. С. Бекшаев // Саморегуляция функ¬ций и состояний / под ред. Н. Н. Василевского. - Л. : Изд-во АМН СССР. - 1982. - С. 6-20.