Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы. На современном этапе образование является целостность процессов социального и индивидуального развития ребенка. Одним из эффективных решений данной задачи, является проведение профориентационной работы с дошкольниками.
Ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых - неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития. Возросшие требования современного производства к уровню профессиональной подготовленности актуализируют проблему профессиональной ориентации подрастающего поколения.
Знакомство детей с трудом взрослых - это значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми, расширение и уточнение знаний о профессиях, активизация словарного запаса.
Ранняя профориентация призвана:
дать ребенку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях;
сформировать у ребенка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру;
предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.
В процессе приобщения детей к миру взрослых, профориентация способствует накоплению социального опыта взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитию умений войти в детское общество, действовать совместно с другими.
Изучение значения игровой деятельности дошкольников для ознакомления их с профессиональными занятиями взрослых неразрывно связанно с обращением к теории игры, родоначальниками которой считаются Ф. Шиллер, Г. Спенсер, В. Вундт. Функционально-аналитический подход психологии XIX века заключался в трактовании игры как следствия активизации уже созревшей психологической способности. С игрой ребенка связывалось проявление воображения или фантазии (К.Д. Ушинский, Дж. Селли, К. Бюллер, К. Гроос, В. Штерн), развитие мышления (А.И. Сикорский, Дж. Дьюи). Заметный вклад в развитие знаний о детской игре внес Ж. Пиаже, и прежде всего, в установлении связи между сенсорнодвигательной деятельностью ребенка и его операциональными формами мысли, выделении различия между «означающим» и «означаемым» в символической игре; он продвинул разработку проблемы подражания в игре.
Приоритет создания общей психологической теории игры принадлежит А.Н. Леонтьеву, а специальной психологической теории - Д.Б. Эльконину, который рассматривал игру как воссоздание человеческой деятельности, при котором выделяется ее социальная, собственно человеческая суть - задачи и нормы отношений между людьми.
На современном этапе развития общества к системе дошкольного обучения и воспитания предъявляются высокие требования. Задачей любого педагога является поиск более эффективных современных образовательных технологий. В связи с этим проблема совершенствования игровых методов профориентационной деятельности в ДОУ приобретает особую актуальность.
Объект исследования: формирование у старших дошкольников представлений о мире профессий.
Предмет исследования: представления о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников.
Цель исследования: изучение проблемы формирования представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников.
Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи:
1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования представлений о мире профессий детей дошкольного возраста.
2.Изучить практический опыт формирования представлений о мире профессий у дошкольника;
3.Подобрать игры и составить конспекты занятий.
4. Проверить эффективность проведенной работы.
Гипотеза исследования формирование у старших дошкольников представлений о мире профессий будет проходить благополучно, если: психолого-педагогические условия формирования представлений о мире профессий будут соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей старшего возраста; в условиях ДОУ будет проводиться целенаправленная работа по формированию представлений о назначении и содержании отдельных профессий.
Методы исследования:
теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, программ, анализ педагогического опыта;
экспериментальное изучение условий формирования представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников;
обработка полученных результатов.
Теоретическую основу исследования составляет анализ психолого-педагогической литературы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что представленный материал окажет помощь всем педагогическим работникам не только в подготовке детей к школе, но и в их профориентации в будущем.
База исследования: дети старшего дошкольного возраста.
Глава 1. Характеристика дидактических игр в целостном педагогическом процессе ДОУ
1.1.Понятие игровой деятельности и её место в дошкольной педагогике
Игровой деятельностью принято считать особую область человеческой активности, не ради стремления к каким-либо целям, а чтобы получить удовольствие, от проявлений физических и духовных сил.
Функция детских игр заключена в том, чтобы для всесторонне подготовить детей к жизни. По этой причине они имеют наследственную связь с другими видами деятельности человека и являются специфически детской формой познания, труда, общения, художественной деятельности и спорта. Также и названия игр зависят от той деятельности на которою направлены, например, познавательные, интеллектуальные, строительные, игра-труд, игра-общение, музыкальные игры, художественные, игры-драматизации, подвижные, спортивные и т.д.
Принято различать два основных типа игр: игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами. Примером игр первого типа является большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, сюда относят также развивающие интеллектуальные, музыкальные, игры-забавы, аттракционы [7].
С давних пор игра используется в качестве важного средства для воспитания детей. Одна из главных функций игры – это развитие мотивационно-потребностной сферы дошкольника. Л.С. Выготский на первый план ставил проблему мотивов и потребностей как главный фактор появления игры [4, с. 459].
Игра влияет на формирование товарищеских отношений в коллективе, и на формирования инициативности, положительного отношения к труду. Игру можно использовать в целях коррекции психологических отклонений в поведении конкретных воспитуемых и т.д. Воспитывающая эффективность опирается и на свое основание и на влияние, которое игра может оказывать на психическое развитие дошкольника и на развитие его индивидуальности.
Посредством игры у дошкольника формируются следующие личностные качества:
1. В игровом процессе формируется мотивационно-потребностная сфера, точнее говоря, образуется иерархия мотивов, где общественные мотивы приобретают значительность для дошкольника в отличие от личностных.
2. Устраняется познавательный и эмоциональный эгоцентризм: дети в процессе игры, исполняя роль того или иного персонажа или героя учитывают особенности их поведения и их мировоззрение, что помогает им ориентироваться во взаимоотношениях с окружающими людьми и способствует формированию самосознания и самооценки.
3. Формируется произвольность поведения: исполняя роль, дети стремятся сделать ее идеальной. Реконструируя жизненные ситуации взаимоотношений между людьми в окружающем мире, дошкольник подчиняет свои собственные мотивы и импульсы, тем самым, действуя в соответствии с общественными нормами, что способствует постижению и усвоению ребенком норм и правил поведения.
4. Формируются интеллектуальные действия: развиваются умственные представления, формируются творческие способности и возможности дошкольника [6].
С точки зрения современной педагогики при использовании игры в воспитательном процессе воспитатель, обязан следовать следующим правилам:
1. Только свободное и на добровольной основе позволительно включать воспитуемых в игру. Нельзя навязывать игру, а мотивировать на нее.
2. Воспитуемые должны ясно и четко осознавать смысл, правила, ведущую идею и содержание игры.
3. Содержание игрового процесса должно совпадать со смыслом и содержанием поведения в жизненных ситуациях с целью перенесения основного смысла игровой активности в настоящую жизнедеятельность.
4. В игре дошкольники обязаны соблюдать принятые в социуме нравственные нормы, основанные на идеях человечности и общемировых ценностях.
5. В процессе игры не допускается унижения играющих, особенно тех, кто проиграл.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Младшая группа. - М.: ЦГЛ, 2014. - 110 с.
2. Алябьева Е.А. Поиграем в профессии. Занятия, игры и беседы с детьми 5 – 7 лет: - М.:ТЦ Сфера, 2014.
3. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. - Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998. - 256 с.
4. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду- М.: Просвещение, 2015. - 613 с.
5. Буре Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 136 с.
6. Бурмистова Н.Н. Путешествие в мир профессий.//Воспитатель ДОУ. - 2013. - №9. - С. 36-41.
7. Веккер, ЛМ. Психические процессы - СПб.: Весна, 2013. - 348 с.
8. Венгер Л.А. Об умственном развитии детей дошкольного возраста.//Дошкольное воспитание. - 1972. - №1. - С. 30-36.
9. Воспитание дошкольника в труде./Под ред. В.Г. Нечаевой. - М.: Просвещение, 1974. - 192 с.
10. Выготский, Л.С. Психология: Мир психологии. - М. : Экспо - Пресс, 2012. - 1008 с.
11. Гринченко, И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. М.: ЦГЛ, 2012. - 416 с.
12. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. - М.: Мозаика - Синтез, 2008. - С. 12.
13. Гусева Т. Кем быть?//Поем, танцуем и рисуем. - 2009. - №6. - С. 73-82.
14. Зайцева М.Л. Профессиональная ориентация детей дошкольного возраста. //Педагогическое Зауралье. - 2014. - №3. - С. 15-19.
15. Запорожец А.В. Некоторые психологические проблемы детской игры.//Дошкольное воспитание. - 1965. - №10. - С. 21-32.
16. Зеньковский В.В. Психология детства. - М.: Академия, 1996. - 346 с.
17. Игра дошкольника./Под ред. С.Л. Новоселовой. - М.: Просвещение, 1989. - 286 с.
18. Климов Е.А. Как выбирать профессию. - М.: Просвещение, 1990. - 234 с.
19. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2014. - 304 с.
20. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2012. - 416 с.
21. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие. - Балашов: Издательство «Николаев», 2004. - 52 с.
22. Кубайчук Н.П. Вопросы ранней профориентации детей дошкольного возраста.//Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). - Пермь: Меркурий, 2015. - С. 97-101.
23. Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 128 с.
24. Маханева М.Д., Скворцова О.В. Учим детей трудиться: метод. пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 194 с.
25. Потапова Т.В. Беседы с дошкольниками о профессиях. - М.: Сфера, 2015. - 64 с.
26. Савина И.В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста.//Воспитатель ДОУ. - 2012. - №3. - С. 43-45.
27. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1982. - 125 с.: ил.
28. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.-?М.:?Центр?педагогического?образования,?2014
29. Шатова А.Д. Вновь о трудовом воспитании дошкольников.//Дошкольное воспитание: традиции и современность. - М., 2012. - Вып. 4. - С. 24-32.
30. Эльконин, Д.Б. Психология игры/Д.Б.Эльконин. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1999. - 300 с.