Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современное российское образование активно продвигает принцип вариативности, который дает возможность педагогу и школьному коллективу в целом конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. Поэтому в таких условиях педагогу начальных классов нужно уметь ориентироваться в современных образовательных системах, в системе оценивания и контроля оценки деятельности обучающихся начальной школы.
Контроль и оценка деятельности обучающихся позволяют своевременно выявлять уровень правильности, объема и глубины усвоенных обучающимися знаний. Также позволяет оценивать характер познавательной деятельности учеников, уровень их самостоятельности и активности в учебном процессе.
Поэтому данная тема является актуальной, так как создание эффективной системы форм и видов контроля знаний позволяет учителю правильно оценить уровень усвоения обучающимися изучаемого материала, а также сделать выводы об эффективности использования методики образовательного процесса и путях ее совершенствования, даёт возможность успешно организовать процесс дифференцированного обучения младших школьников.
Объект исследования: предметные умения младших школьников на уроках русского языка.
Предмет исследования: разнообразные формы контроля как средства диагностики сформированности предметных умений младших школьников.
Цель исследования: изучить различные методы, формы, виды контроля и оценки знаний, умений и навыков на уроках русского языка в начальной школе.
Задачи исследования:
1. Определить функции контроля на уроках русского языка в начальной школе.
2. Раскрыть особенности различных методов, видов и форм организации контроля.
3. Изучить роль контроля и оценки в учебно-познавательной деятельности обучающихся на уроках русского языка.
4. Разработать задания для контроля знаний, умений и навыков по русскому языку в начальной школе.
Методологическая база исследования: работы Н.Ф. Виноградовой, А.Б. Воронцова, А.Г. Калашникова, И.Я. Лернера и др.
А.Б. Воронцов, Н.Ф. Виноградова разрабатывают новые подходы к контролю за усвоением знаний. И.Я. Лернер рассматривает качество знаний учащихся и пути его совершенствования.
Методы исследования:
1. теоретический анализ;
2. сравнение.
Структура курсовой работы: Курсовая работа состоит из введения, двух теоретических глав, заключения, списка литературы (25 наименований), приложений (5), общий объем работы составил – 40 страниц.
Глава 1. - Педагогические основы контроля и оценки деятельности младших школьников.
Глава 2. - Контроль на уроках русского языка в школе
В Заключении подводятся итоги проделанной работы, формулируются выводы.
ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНТРОЛЯ
И ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Контроль знаний и умений обучающихся как важнейший
элемент учебного процесса
Оценка достижений младших школьников является основной составляющей системы образования. Также она выступает важнейшей задачей деятельности педагога. В основу этого компонента заложены требования современного общества и педагогики как науки. Также в контроле знаний учитываются положения методической науки, основные приоритеты и цели образования на начальном этапе школы .
На качество процесса обучения накладывается персональная ответственность учителя и школы в целом. Результат деятельности педагога оценивают чаще всего определяется по прочности и систематичности знаний учащихся, уровню их развития.
Система контроля знаний и умений не может ограничиваться только целью проверки усвоения знаний, выработки умений и навыков по учебному предмету. Контроль и оценка ставят важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять себя, контролировать результаты своей деятельности, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и способы их устранения.
Контроль и оценка в начальной школе имеет несколько функций [4].
1) Социальная функция. Она проявляется в требованиях, которые предъявляет общество к уровню подготовки ребенка младшего школьного возраста. Образованность в данном случае используется как широкое понятие, которое включает в себя «возрастной уровень развития, воспитания и осведомленности школьника, сформированности его познавательной, эмоциональной и волевой сфер личности».
В ходе контроля проверяется насколько соответствуют достигнутые учащимися знания, умения и навыки тем стандартам, которые установлены государством.
Таким образом, система контроля и оценки становится инструментом оповещения учеников класса, учителей, родителей и других участников образовательного процесса о состоянии и проблемах образования на данном этапе его развития. Это дает основание для дальнейшего прогнозирования развития образования, внесения необходимых корректировок в систему образования, оказания необходимой помощи как ученику, так и учителю.
2) Образовательная функция. Она определяет результат сравнения ожидаемого эффекта обучения с действительным. Учитель констатирует качество усвоения учащимися учебного материала (полнота и осознанность знаний, умение применять полученные знания в различных ситуациях, умение выбирать наиболее подходящие средства для выполнения той или иной учебной задачи). Педагог отслеживает динамику успеваемости, сформированность или несформированность различных качеств личности, которые необходимы для жизни (школьной и социальной), степень развития основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Также у учителя появляется возможность выявить проблемные области в работе, зафиксировать удачные методы и приёмы, проанализировать содержание учебной программы.
3) Воспитательная функция. Она выражается в рассмотрении формирования положительных мотивов учения, готовности к самоконтролю как фактору преодоления заниженной самооценки учащихся и тревожности. Если контроль правильно организован, то снимает у школьников страх перед контрольными работами и снижет уровень тревожности. Также формирует правильные целевые установки и ориентирует на самостоятельность, активность и самоконтроль.
4) Эмоциональная функция. Она проявляется в том, что любой вид оценки (включая и отметки) создаёт определённый эмоциональный фон и вызывает соответствующую эмоциональную реакцию ученика. Известно, что оценка может вдохновить и направить на преодоление трудностей. Но оценка так же может и огорчить и усугубить низкую самооценку. Она может нарушить контакт со взрослыми и сверстниками, так как ученик записывается в разряд «отстающих».
При реализации этой функции очень важно, чтобы эмоциональная реакция учителя и обучающегося совпадали, то есть педагог мог радоваться вместе с учеником его успехам, огорчаться вместе с ним неудачам. Это ориентирует обучающегося на успех, помогает почувствовать уверенность в том, что данные результаты могут быть изменены к лучшему. Это положение очень хорошо соотносится с одним из главных законов педагогики начального обучения – младший школьник должен учиться на успехе. Благодаря ситуации успеха, которую создает педагог своим отношением, создается эмоциональное благополучие ученика. Это является предпосылкой того, что ученик спокойно примет оценку учителя, проанализирует вместе с ним ошибки и наметит пути их устранения.
5) Информационная функция. Она выявляется в планировании образовательного процесса и прогнозировании предполагаемых результатов обучения. Основная особенность данной функции – это возможность проанализировать причины неудачных результатов, наметить пути улучшения учебного процесса как со стороны педагога, так и со стороны ученика.
6) Функция управления. Она очень важна для развития самоконтроля школьника. Позволяет сформировать школьнику умение анализировать свою работу, правильно её оценивать, принимать оценку педагога. Педагогу эта функция помогает выявить пробелы в организации педагогического процесса, проанализировать ошибки в своей деятельности. На основе всего этого педагог имеет возможность подкорректировать учебно-воспитательный процесс. И таким образом, устанавливается обратная связь между педагогом и обучающимися.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бабкина Н. В. Нетрадиционный курс «Развивающие игры с элементами логики» для первых классов начальной школы // Психологическое обозрение.- 1996.- № 2(3).
2. Бардин К.В. Как научить детей учиться. – Москва, «Просвещение», 1987.
3. Богданов Г. А. Опрос на уроках русского языка/Г. А. Богданов. - М.: Просвещение, 1989. - 144с.
4. Виситова Л. С. Нетрадиционные формы и методы обучения на уроках в начальной школе [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 6-8. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/9122/ (дата обращения: 28.03.2019).
5. Виситова Л. С. Формирование экологического воспитания и культуры учащихся начальной школы. В сборнике: Проблемы и перспективы развития образования Материалы VII Международной научной конференции. Краснодар, 2015. С. 15–18.
6. Витушкина Э.В., Кружилина Т.В. Особенности формирования самооценки младших школьников как основы достижения личностного результата образования // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2015. – № 3.
7. Воронцов А. Б. Некоторые подходы к вопросу контроля и оценки учебной деятельности учащихся/А. Б. Воронцов // Начальная школа -1999.- № 7.
8. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. Образовательная система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова // М.: Рассказовъ, 2002. – 303 с.
9. Давыдов В.В. Учебная деятельность в младшем школьном возрасте [Электронный ресурс]. URL: http://www.bimbad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=1000 (дата обращения: 28.03.2019).
10. Диденко С. Ю., Загоруйко Т. В., Лактионова Е. Е., Лебедева В. В. Оценка результатов учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка // Молодой ученый. — 2017. — №14. — С. 614-615. — URL https://moluch.ru/archive/148/41544/ (дата обращения: 27.03.2019).
11. Енжевская М.В. Рефлексия как основа формирования контрольнооценочных умений учащихся 1–5-х классов при обучении русскому языку // Начальная школа до и после. – 2010.
12. Истомина Н. Б. Развивающее обучение // Начальная школа.- 1996.- № 3.
13. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов // М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. – 384 с
14. Матис Т.А. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе // Начальная школа. – 1999. - №4.
15. Орлова Е.Ю. Контроль качества результатов образовательного процесса // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. – 2013
16. Пеньевская И.И. Мониторинг формирования универсальных учебных действий: проблемы, подходы, решения // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2013. – № 6.
17. Попуянов Ю.А. Формирование оценки на начальном этапе учебной деятельности// Начальная школа. – 1999. - №7.
18. Романеева М.П., Суховерша Л.А., Цукерман Г.А. Оценка знаний и умений учащихся в системе развивающего обучения: Пакет психологической и предметной диагностики по русскому языку. 1–3 классы // Томск: Пеленг, 1995. – 72 с.
19. Селевко Г. К. Опыт системного анализа современных педагогических систем / Г. К. Селевко // Школьные технологии - 1996. - № 6. - С. 3-43.
20. Семяшкина Н. И. Значение дидактических игр и заданий при обучении грамоте // Начальная школа.- 1997.- №2.
21. Солдатов Г. Оценки и отметки // Начальная школа. – 1998. - №2.
22. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Н.Ф. Талызина. – М.: ИЦ «Академия», 1998. – 288 с.
23. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // М.: Просвещение, 2010.
24. Яковлев Н.М. Методика и техника урока в школе. – Москва, «Просвещение», 1985.
25. Яковенко Н. П. Использование средств наглядности и занимательного материала на уроках русского языка // Начальная школа.- 1997.- №3.