Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Народная музыка всегда была действенным средством воспитания национального самосознания и патриотизма. У детей возникает интерес и потребность овладевать произведениями народной музыки, которая сегодня по разным причинам находится на периферии внимания школы или вовсе вне её поля зрения.
Народная музыка должна стать исходной точкой, музыкального воспитания и образования личности. Одновременно с родной речью ребёнок должен учиться и родному художественному и музыкальному языку. Получая в школе знания народных художественных традиций, мы закладываем фундамент национального мышления, которое формирует фундамент культуры.
Музыкальное образование - это музыкальное воспитание и музыкальное обучение. Целью школьного музыкального образования является передача духовного опыта поколений через музыкальное искусство во всех его жанрах. Для того, чтобы достигнуть эти цели необходимо организация систематических встреч школьников с музыкой, развитие в обучающихся потребности в высоких образцах художественного образа.
Частью народной культуры является фольклор – важнейший элемент, составляющий ее историю, ее действующее лицо, отражающий с одной стороны, крупнейшие события в жизни народа и государства, с другой – определенные циклы человеческой жизни, времен года, трудовых занятий.
Фольклор (анг. folk-lore – народная мудрость) – 1) произведение устного народного творчества(былины, песни, частушки); 2) в настоящее время под фольклором часть исследователей понимает культуру нецивилизованных народов или примитивную общинную культуру, устное народное творчество либо художественную культуру какого-либо народа.
Объект исследования: жанры музыкального фольклора.
Предмет исследования: использование жанров музыкального фольклора в работе с детьми младшего школьного возраста.
Цель исследования: рассмотреть использование жанров музыкального фольклора в работе с детьми младшего школьного возраста.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
Изучить сущность музыкального фольклора;
Охарактеризовать использование жанров музыкального фольклора в работе с детьми младшего школьного возраста.
Методы исследования: изучение, обработка, анализ литературы и Интернет-источников по данной теме.
1. Жанры музыкального фольклора
Музыкальная стилистика произведения русской народной музыки во многом определяется его жанровой принадлежностью. Достаточно назвать жанр того или иного песенного или инструментального образца, и в нашем представлении с достаточной определенностью возникает его общий характер. И наоборот, по особенностям мелодии, ритма, композиционной структуры и другим стилевым признакам можно с большей или меньшей уверенностью определить жанр звучащего либо приведенного в нотной записи примера.
Для того чтобы в полной мере почувствовать и понять красоту произведений народного музыкального творчества, осознать их образный смысл, важно знать их роль в народной культуре, их жизненное предназначение, что в конечном счете и определяет жанровую природу народной музыки. Ласковая колыбельная поется с целью убаюкать младенца. Бодрая ритмичная артельная песня призвана сплотить усилия рабочего коллектива. В причитаниях выражается человеческая скорбь, глубокая печаль. А плясовые песни способствуют единению людей в общем веселье, поэтому они радостны, живы, энергичны.
В то же время многие жанровые проявления в народном музыкальном искусстве весьма специфичны, поскольку связаны с формировавшимися на протяжении веков религиозными, культурными представлениями разных социальных слоев русского общества, обусловлены особенностями хозяйственного, бытового уклада разных классов и сословий старой России.
Некоторые архаические музыкальные формы, фиксируемые собирателями фольклора в наши дни, зародились, возможно, еще до создания в IX веке Киевского государства, в среде древних славянских племен. А солдатская песня возникла в связи с введением рекрутчины, то есть уже в XVIII веке. Кадриль была завезена в Россию из Западной Европы в конце XVIII столетия, тогда как бальные поздние танцы, такие, как «Девочка Надя», «Светит месяц», «Карапет», появились в русских городах и селах лишь в конце XIX века.
Таким образом, жанровая система русского музыкального фольклора складывалась на протяжении всей истории русского народа, насчитывающей более тысячи лет. В современном музыкальном народном искусстве совмещаются культурные напластования разных времен и эпох.
В отечественной науке представление о жанрах музыкального народного искусства складывалось в течение длительного времени. Однако до наших дней существует разное понимание категории «жанр» специалистами разных школ и направлений.
Жанр (от французского «genre» — род, вид, манера) в музыкальном фольклоре — это род, вид или разновидность произведений народной музыки, обладающих существенными общими свойствами музыкально-стиховой структуры и музыкально-поэтической образности в связи со сходной социальной и художественной функцией.
Классификация осуществляется по принципу — от общего к частному.
Первый уровень разграничения жанровых явлений — по самым крупным, родовым признакам, определяемым типом художественной образности. Все многообразие произведений народной музыки подразделяется в первую очередь на три рода — эпос, лирику и драму.
К эпосу в его чистой, беспримесной форме относятся песни повествовательного характера, в музыкальном отношении основанные на декламационном принципе.
К лирике принадлежат песни и инструментальные мелодии, не связанные строго с каким-либо обрядом или действием и выражаю¬щие чувства, переживания человека. Ярче всего лирика выражается в песнях широкого мелодического диапазона с распевным музыкально-слоговым ритмом, а также в инструментальной музыке, воспроизводящей напевы протяжных песен. В то же время встречаются малораспевные песни, в которых лиризм проявляется особым образом — скромно, сдержанно.
К драме можно отнести все музыкальные формы, которые сопровождают действие, движение, то есть те, которые связаны в той или иной мере с театральностью. Это песни и инструментальные наигрыши, включаемые в народные театральные представления, а также поддерживающие то или иное народное действо: национальные обряды, разные формы народной хореографии.
Для эпоса необходимо наличие сказителя и слушателей. Драма рассчитана на присутствие не только слушателей, но и зрителей. Лирическое музыкальное излияние возможно лично для себя, в отсутствие слушателей или в кругу ограниченного их числа, а также при совместном пении «гуртом» (по южнорусской народной терминологии), например при возвращении с поля, на посиделках или беседах.
Существуют промежуточные родовые явления. К лироэпическим можно отнести южнорусские распевные баллады или казачьи былинные песни, к лиродраматическим — прощальные песни подруг невесты на свадьбе. Однако для последовательной, точной классификации за основу берется один, основной, ведущий признак. В распевных балладах главенство принадлежит лирическому началу. А свадебные коллективные причеты девушек на северной свадьбе обус¬ловлены правилами и условностями обряда, поэтому в родовом отношении они принадлежат к драме. Трудовые артельные песни и припевки поддерживают ритмичное действие плотников, крючников (грузчиков), бурлаков, лесосплавщиков, рыбаков, поэтому их тоже можно (с определенной долей условности) отнести к драме. Колыбельные имеют в народном представлении обрядовое предназначение, без которого невозможно, например, объяснить содержание так называемых смертных баек. Поэтому, хотя это и может показаться парадоксальным, их правильнее отнести не к лирике, а к драме, к семейной обрядности.
Следующий уровень классификации внутри родов — видовой (что следует из определения понятия «жанр») — по жизненной или обрядовой приуроченности. Наиболее полно и последовательно этот принцип
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. Учебное пособие. – М: Владос,1983 .-386 с.
2. Выготский, А.С. Психология развития ребёнка / - М.: Изд-во: Смысл, Эксмо, 2004. – 508 с.
3. Диденко Д.В. Народная музыка как средство развития творческих способностей младших школьников // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(58). URL: https://sibac.info/archive/guman/10(58).pdf
4. Земцовский, И. И. Некоторые аспекты народно-певческой эстетики и феномен народного хора // Сохранение и развитие русских народно-певческих традиций: сб. тр. ГМПИ им. Гнесиных. - М., 1986. - Вып. 86. 241 с.
5. Земцовский, И. И. От народной песни к народному хору: игра слов или проблема? [Текст] / И. И. Земцовский // Традиционный фольклор и современные народные хоры и ансамбли: сб. науч. тр. «Фольклор и фольклоризм». - Ленинград: ЛГИТМиК, 1989. - Вып. II.
6. Калугина, Н. В. Методика работы с русским народным хором [Текст] /Н. В. Калугина. – Москва: Музыка, 1977. - 254 с
7. Квятковский, А. П. «Поэтический словарь», М: Советская Энциклопедия, 1966. - 376 с.
8. Кравцов, Н. И. Лазутин С. Г. Русское устное народное творчество. 2-е изд. М.: Высшая школа, 1983. - 448 с
9. Лазутин, С. Г. Русская частушка. Воронеж, 1960. - 262 с.
10. Лапин, В. А. Очерки исторической проблематики русского музыкального фольклора / В. А. Лапин. – СПб., РИИИ, 2017. - 440 с.
11. Матвеева, К. П. Учебное пособие. «Обзор учебных программ по предмету «Музыка» действующих на федеральной основе. Екатеринбург. 2011. - 139 с.
12. Мякишева, М.М. Формирование готовности студентов к освоению современного репертуара в классе сольного народного пения [Текст]: дис. канд. пед. наук / М.М. Мякишева. – Краснодар, 2009. - 190 с.
13. Науменко, Г. М. Фольклорная азбука. Методика обучения детей народному пению. М.: Современная музыка, 2013. - 132 с.
14. Никитченков, А.Ю. Вопросы истории методики преподавания фольклора в Российской начальной школе: Монография / Никитченков А.Ю. - М.: МПГУ, 2012. - 228 с
15. Пашина, О.А. Народное музыкальное творчество. СПб.: Композитор, 2005. - 568 с.
16. «Приобщение детей к истокам русской народной песни» [Электронный ресурс]: http://folkro.ru/userfiles/application_pdf/533d4c36d7112.pdf
17. Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. Начальные классы. - М.: Просвещение, 2002 – 163 с.
18. Пропп В.Я. Фольклор и действительность: Избранные статьи. - М. : Наука, 1976.
19. Путилов, Б. Н. Русская историческая песня. Вступ. статья к сб.: Народные исторические песни. М.—Л., 1962. - 256 с.
20. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. - М.: Гном-Пресс. 1999. - С. 41.
21. «Региональные певческие стили». [Электронный ресурс]: http://docplayer.ru/43440993-Regionalnye-pevcheskie-stili.html
22. «Русское народно-певческое исполнительство». [Электронный ресурс]: .http://www.docme.ru/doc/1188244/5043.russkoe--narodno-pevcheskoe---ispolnitel._stvo-horoved
23. Руднева, А. В. Русский народный хор и работа с ним. – М.: Гос. музыкальное изд-во, 1960. - 87 с.
24. Рытов, Д. А. Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей. М. : ВЛАДОС, 2001. 384 с.
25. Симаков, В. И. Сборник деревенских частушек. [Электронный ресурс]: http: omskmark.moy.su
26. Скафтымов, А. П. Поэтика художественного произведения. - М.: Высшая школа, 2007. - 535 c. [Электронный ресурс]: http: biblio.imli/ru
27. Специфика фольклорных жанров. Русский фольклор, М: «Наука», 1966. - 355 с.
28. Стенюшкина, Т.С. Методика работы с народно-певческим коллективом [Текст]: учебно-методическое пособие для студентов по направлению подготовки «Искусство народного пения», профиль «Хоровое народное пение» / Кемерово: КемГУКИ,2014. - 112 с.
29. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев : Радянська школа, 1973. 288 с.
30. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Избранные труды: В 2 т. - М.: Педагогика, Т.1 1985. - 384 с.
31. Терентьева Н.А. Музыкальная педагогика и образование: История и теория развития от истоков до современности. СПб. [б. и.], 1997. 148 с.
32. Тыщенко, Е.С. Свадебный обряд русских сел Башкирии: к вопросу идентичности песенной традиции переселенцев (на материале экспедиций в Свердловской области) // Музыкальное искусство и наука в современном мире. Сборник статей по материалам конференции III Международной научной конференции 12-13 ноября 2015 г. / Гл. ред. Л.В. Саввина, ред.- сост. В.О. Петров. – Астрахань: ГАУО АО ДПО "АИПКП", 2015. - 296–300 с.
33. Христиансен, Л. Л. Работа с народными певцами [Текст] / Л. Л. Христиан- сен // Вопросы вокальной педагогики / под ред. Л. Дмитриева. - Москва: Музыка, 1976. - Вып. 5. - 240 с.
34. Чичеров, В.И. Русское народное творчество. [Текст] М.: Изд-во Моск. унив. 1959. - 519 с.
35. Шамина Л.В. Музыкальный фольклор и дети.- М: Музыка , 1992.-132с.
36. Шамина, Л. В. Школа русского народного пения. М. : Русская песня, 1997. 86 с.
37. Шамина, Л.В. Основы народно-певческой педагогики: Учебное пособие. М., 2010. - 202 с.
38. Щуров, В.М. Жанры русского музыкального фольклора». Ч. 1: История, бытование, музыкально-поэтические особенности. М.: Музыка, 2007. - 401 с.