Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Личность, группа, коллектив, общество - явления, которые взаимосвязаны логикой развития человечества. Поэтому личность человека нельзя рассматривать вне того социального контекста, органической подсистемой которого она является. Между тем социальная среда состоит из различных элементов, играющих неодинаковую роль во всей общественной системе, оказывающих на человека различное по силе и по характеру влияние.
В обществе существуют и малые, и большие социальные группы. Человек подвержен влиянию как одних, так и других. Непосредственное воздействие социальных факторов микросреды, малых групп имеет большое значение, поскольку оно опосредует действие факторов макроуровня, преломляя их через свою призму. В малой группе определяющими являются непосредственные отношения и взаимодействия между ее членами, эмоциональный контакт, податливость или сопротивление групповому давлению, социально-психологическая совместимость и т. д [21, с.240-260].
В коллективе же, как определяющие выступают те взаимодействия и взаимоотношения людей, которые опосредованы целями, задачами и ценностями совместной деятельности, то есть ее реальным общественным и личностно-значимым содержанием. Концепция первичных малых групп и коллективов, в современных условиях нуждается в возможно более широком развитии, необходимом для решения проблем общества.
Особенно актуально знать характер взаимоотношений и способствовать формированию доброжелательных, позитивных отношений в школе, поскольку именно на этапе школьного обучения личность находится на стадии формирования, социального становления. Условия коллектива, в котором растет и развивается школьник, во многом определяют психологическое состояние ребенка, а также влияют на дальнейшее его формирование как личности [2, с. 125-144].
Проблематика исследования. Сегодня все чаще в школьных коллективах наблюдаются негативные явления, такие как агрессия, вражда. Вместе с тем, важным условием полноценного развития личности, является формирование здоровых, доброжелательных отношений в коллективе, создание благоприятного психологического климата. Важную роль в сплочении коллектива играет классный руководитель, который организует различные виды коллективных и творческих дел [9, c.400]. Существует множество форм организации деятельности детей, тем не менее, нет до конца разработанных методов и средств организации. Поэтому до сих пор остается актуальной необходимость поиска новых средств и способов организации и сплочения коллектива школьников.
Объект исследования – сплочение коллектива школьников.
Предмет исследования – деятельность классного руководителя по сплочению коллектива учащихся.
Цель исследования – разработать и апробировать программу сплочения коллектива учащихся школы. Еще раз говорю – вы же не всю школу сплачиваете и программа у вас для КЛАССА, а е для ШКОЛЫ в целом
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «коллектив» и привести его основные характеристики
2. Рассмотреть теории коллектива в трудах отечественных педагогов
3. Раскрыть стадии развития коллектива и роль классного руководителя в сплочении коллектива учащихся
4. Охарактеризовать КТД как средство сплочения коллектива учащихся
5. Разработать и апробировать программу по сплочению коллектива класса
Гипотеза исследования. В основу исследования положено предположение о том, что в каждом коллективе складывается определенная система взаимоотношений, которая оказывает влияние на психологическое состояние, творческую и учебную активность участников. Также мы предположили, что специально разработанная программа по сплочению коллектива класса средствами коллективных творческих дел, будет способствовать формированию и сплочению коллектива школьников.
Методы исследования: аналитический (при изучении литературных источников, научных публикаций); наблюдение, приём сопоставления и обобщения (при подведении итогов и определении результатов исследования).
Теоретическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы при подготовке лекций, практических и семинарских занятий для студентов, обучающихся по направлению «педагогическое образование», «дополнительное образование», при планировании учебного и воспитательного процесса в учебном заведении.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы для оптимизации взаимоотношений в коллективе школьников, для развития их творческой активности, нормализации эмоционального фона и психологического микроклимата в классе, повышения эффективности учебной деятельности, воспитания, организации свободного времени.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы работы педагога по сплочению коллектива школьников
1.1. Понятие и основные характеристики коллектива
В социальной психологии коллектив как малая группа является частью непосредственной социальной среды, в которой осуществляется ежедневная жизнедеятельность человека и которая в значительной степени детерминирует его социальное поведение, определяет конкретные мотивы его деятельности, влияет на формирование его личности [25, c.300-327].
Малая группа представляет собой специфическую человеческую общность, которая имеет следующие характеристики: число элементов; отношение между ними; иерархия отношений; разделение действий: совместность, координация действий; процессы организации и самоуправления [18].
К этим признакам группы многие авторы относят единые ценности и нормы поведения и общие интересы, и цели. Выделяют относительно устойчивые основные признаки малой группы:
1) относительно устойчивое социальное образование, определенная система социального взаимодействия;
2) форма социального объединения, при которой его члены взаимодействуют лично;
3) такое социальное взаимодействие между индивидами в группе, которому присущи общность целей, интересов, мотивов поведения, социально-психологических установок, системы ценностей, общность сознания, организующего групповое действие [16, с. 100-125].
В целях эффективной деятельности малой социальной группы требуется сочетание в ней формальных и неформальных структур с учетом сохранения ведущей роли первой из них. Коллектив - не что иное, как гармоничное развитие обеих этих структур способствует превращению малой социальной группы в новое качественное состояние - группу – коллектив [14].
1.2. Разработка теории коллектива в трудах отечественных педагогов
Обобщая опыт, накопленный в отечественной педагогической психологии, можно сказать, что основное отличие коллектива от неорганизованной группы в том, что в коллективе в качестве основных выступают такие взаимоотношения людей, которые опосредованы целями, задачами совместной деятельности, то есть ее реальным содержанием.
С этой точки зрения коллектив — это группа, где межличностные отношения определяются общественно ценным и важным для каждого человека содержанием совместной деятельности.
Исходя из этого, нет никакого сомнения, что в любой группе детского садика, школы, вуза существуют коллективные взаимоотношения. Уже старшую группу детского сада нельзя считать неорганизованной, уже здесь, как показали специальные исследования, возникают отношения, выходящие за пределы эмоциональных и спонтанных. Изучая любую номинальную дошкольную группу или школьный класс, мы всегда имеем дело с социальным организмом, который развивается и имеет определенные групповые и коллективистские качества [12, c.14-21].
Таким образом, коллектив представляет собой организованную группу детей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения. Одним из основных признаков, который отличает коллектив от случайного объединения людей, является способность участников включаться в согласованные действия, благодаря которым могут быть удовлетворены их индивидуальные потребности. Для эффективного воспитания детей необходимо как минимум влиять на их развитие через группу, а еще лучше - организовать и педагогически грамотно использовать детский коллектив [15].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова, Г.С. Общая психология [Текст] / Г. С. Абрамова: учеб. пособие для вузов. – М.: Академический проект, 2002. - 496 с.
2. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии [Текст] / пер. с нем. / А. Адлер; пер. А. Боковиков. – СПб.; М.; Х.; Минск: Питер, 2003. –248 с.
3. Афанасьев, С.П. Методика организации интеллектуально-познавательных игр [Текст] / С.П. Афанасьев // Вестник КГПУ им. Н.А. Некрасова. - 1995.-№ 3.-С. 72-76.
4. Афанасьев, С.П. Методика организации конкурсных программ [Текст] / С.П. Афанасьев // Вестник КГПУ им. Н.А. Некрасова.-1995.-№ 1.-С. 57-61.
5. Байбородова, Л.В. Воспитательный процесс в современной школе [Текст] / Л.В. Байбородова, М.И. Рожков: учебное пособие. - Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 1997. – 256 с.
6. Безрукова, В.С. Педагогика. Проективная педагогика [Текст] / В.С. Безрукова: учебное пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов. - Екатеринбург: Деловая книга, 1996. – 185 с.
7. Бендас, Т. В. Гендерная психология [Текст] / Т.В. Бендас: учебное пособие. - СПб.: Питер, 2006. - 431 с.
8. Бланков, А.С. Актуальные проблемы предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [Текст] / А.С. Бендер // Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков. - М., Просвещение, 2002. – 564 с.
9. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. – СПб: Питер, 2008. - 400 с.
10. Венгер, А.Л. Психологические рисуночные тесты [Текст] / А.Л. Венгер: иллюстрированное руководство. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2013. – 160 с.
11. Волков, Б.С. Психология возраста. От младшего школьника до старости. Логические схемы [Текст] Б.С. Волков: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям (ОПД.Ф.01 — Психология). - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2013. — 511 с.
12. Выгодский, Л.С. Детская психология (собрание сочинений) [Текст]: в 6 т. / В.С. Выгодский. - М.: Педагогика, 1984. - 432 с.
13. Иванов, И.П. Воспитание общим делом. Из опыта Коммуны им. Макаренко [Текст] / И.П. Иванов // Ленинградская правда. - 1978. - №1.
14. Иванов, И. П. Два подхода к воспитанию [Текст] / И. П. Иванов // Вожатый. — 1980. — № 1, 2.
15. Иванов, И. П. Коллективное творческое воспитание [Текст] / И. П. Иванов // Семья и школа. — 1989. — № 8.
16. Иванов, И.П. Коллективные творческие дела как средство коммунистического воспитания младших школьников [Текст] / И. П. Иванов. - Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1983. – 235 с.
17. Иванов, И. П. На радость и пользу людям [Текст] / И. П. Иванов // Вожатый. — 1983. — № 2.
18. Иванов, И. П. Первоначальный период воспитательной работы с младшими школьниками [Текст] / И. П. Иванов // Начальная школа. — 1982. — № 8.
19. Иванов, И. П. Формирование юных общественников и организаторов [Текст] / И. П. Иванов: Очерки методики воспитательной работы школы. — Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1969. – 345 с.
20. Масленникова, О. М. Развитие коммуникативных способностей детей посредством театрализованной деятельности [Текст] / О. М. Масленникова // Молодой ученый. — 2014. — №19. — С. 581-583.
21. Минюрова, С. М. Актуальные вопросы теории и практики психологии отношений [Текст] / С.М. Минюрова, С.В. Духновский // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Екатеринбург. УГПУ. 24-27 мая 2010. - 260 с.
22. Мухина, В. С. Детская психология [Текст]: учебник для студентов пед. институтов / под ред. Л. А. Венгера. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2008. - 272 с.
23. Немов, Р. С. Психология [Текст]: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2010. - 640 c.
24. Новикова, Л. И. Педагогика детского коллектива [Текст] / Л. И. Новикова. М.: Педагогика, 1978. - 144 с.
25. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология: учебник [Текст] / Л.Ф. Обухова. - М., Российское педагогическое агентство, 2014. - 374 с.