Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Не вызывает сомнений тот факт, что в условиях современного реформирования образования, когда роль педагога резко ме-няется, особенно важно соблюдать профессионально-этические нормы. Так, учитель перестает быть просто транслитератором знаний. Сегодня основная задача состоит не только в том, что дать ребенку набор знаний. Сегодня важно научить ребенка мыслить, учиться самостоятельно. Педагог в такой ситуации становится наставником, помощником в овладении знаниями.
На данном этапе развития системы образования на первый план выдви-гается создание условий для становления личности каждого ребенка в соот-ветствии с особенностями его психического и физического развития, возмож-ностями и способностями, что является основным принципом гуманистиче-ской психологии. Сегодня прослеживается тесная связь между гуманистиче-ской педагогикой, в которой центральным звеном выступает личность ребен-ка и педагогикой сотрудничества, при которой процесс развития личности происходит в тесной взаимосвязи и в сотрудничестве с педагогом.
В процессе становления и развития личности ребенка наблюдается за-висимость от окружающей среды, отмечается существенно воздействие лич-ности педагога, родителей, родственников, ближайшего окружения. Совре-менный педагогический процесс в школах построен на основе двух взаимо-связанных принципах – принципах сотрудничества и гуманизма [5, С.3-4].
Кроме того, спектр обязанностей педагога резко расширился. Все чаще в обязанности педагога входит не просто обучение детей, а активное наблю-дение за ними, их семьей. Проводится социально-педагогическая, психолого-педагогическая диагностика, помощь. При этом важно своевременно выявить у ребенка нарушения, или даже предпосылки к их развитию, и принять соот-ветствующие меры. При проведении диагностики, оказании психолого-педагогической и социально-педагогической помощи, важно соблюдать эти-ческие принципы, чтобы не только не усугубить ситуацию, но и оказать по-мощь максимально деликатно.
Современный уровень педагогической науки и практики, возросшая степень их влияния на социальные и педагогические процессы настоятельно требуют специальной регламентации действий педагогов, как в процессе диа-гностической работы, так и в ходе практической реализации их рекоменда-ций. Неправильные действия педагогов, проводящих диагностику могут не улучшить, а ухудшить психологический климат в семье, усугубить состояние и положение консультируемого ребенка, скомпрометировать в конечном сче-те социально-педагогическую науку.
Поэтому при проведении диагностики важно соблюдать профессиональ-но-этические нормы, особенно при проведении консультирования семей и де-тей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Этические нормы устанав-ливают обязательные правила профессиональной деятельности педагога. Однако этические нормы не исчерпывают всех ситуаций профессиональной деятельности при проведении диагностики и организации педагогического процесса.
Объект исследования – профессиональная деятельность педагога.
Предмет исследования – профессионально-этические принципы педаго-гической деятельности.
Цель работы – изучить основные профессионально-этические нормы, которые должен соблюдать педагог при ведении профессиональной деятель-ности.
Гипотеза исследования. В основу исследования положено предположе-ние о том, что этические принципы являются важной и неотъемлемой частью профессиональной деятельности любого специалиста, в том числе, педагога. Их соблюдение позволит избежать многих проблем, защитить права и инте-ресы, как семьи и ребенка, так и самого о педагога, а также будет способ-ствовать значимости и популяризации профессии педагога ,различных ее направлений.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать современные тенденции развития педагогики как науки;
2. Рассмотреть сущность педагогической диагностики;
3. Рассмотреть основные технологии педагогической диагностики и ор-ганизации педагогического процесса;
4. Выявить основные проблемы и диллемы, возникающие при проведе-нии педагогической диагностики семей и детей, находящихся в трудной жиз-ненной ситуации;
5. Рассмотреть общие и профессонально-этические принципы, лежащие в основе проведения педагогической диагностики;
6. Сформулировать выводы по проделанной работе.
Методы исследования. В работе использованы теоретические методы (анализ литературных источников, обобщение, систематизация, классифика-ция) и практические (анализ этических принципов, диллем).
Практическая значимость. Результаты работы могут быть использо-ваны практикующими специалистами в области социально-педагогического консультирования для организации профессиональной деятельности и про-филактики проблем и конфликтов между педагогом и консультируемой семь-ей, ребенком. Также использование этических принципов даст возможность быстро и эффективно помочь семье или ребенку, не ухудшив при этом ситу-ацию. Этические принципы должны лежать в основе работы с детьми.
Теоретическая значимость. Результаты исследования могут быть ис-пользованы для подготовки к лекциям, практическим и семинарским заняти-ям по педагогической диагностике, для подготовки к проведению консульти-рования семей и детей, находящихся в трудных жизненных ситуациях. Могут быть основой для дальнейшего создания практических пособий, учебных ма-териалов, методических указаний и справочников для социальных педагогов.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключе-ния и списка используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы исследования особенностей современного педагогического процесса
§ 1.1. Специфика современного педагогического процесса
В настоящее время педагогический процесс резко преобразился. Это неизбежно повлекло за собой необходимость пересмотра самого отношения к педагогической деятельности. Особенно остро стоит вопрос взаимодей-ствия личностей в образовательном процессе. Дело в том, что участниками образовательного процесса являются дети, учителя, родители. Важно вы-строить таким образом контакт между всеми участниками, чтобы он способ-ствовал полноценному развитию личности ребенка, эффективному взаимо-действию, достижению поставленных целей. Кроме того, в современном об-разовательном процессе взаимодействие выстраивается таким образом, что основной акцент смещается с деятельности на личность каждого из участни-ков. Это требует полного пересмотра коммуникации, отношений, а также требует разработки и внедрения новых технологий, новых стандартов, мето-дологической и педагогической базы [17, с. 45].
Переход от традиционной системы к личностно – ориентированной предусматривает существенные изменения непосредственно в организации педагогического процесса, планировании учебного материала, методическо-го обеспечения. Важное значение имеет определение формы организации за-нятия. Компетентностный подход в системе образования предусматривает постепенную переориентацию с трансляции необходимого набора знаний на формирование навыков, способных помочь в создании условий для овладе-ния комплексом компетенций, адаптирующего школьника к действительности [12, С.3].
Основной целью образования становится не сумма знаний, а набор не-обходимых компетенций в интеллектуальной, социальной, коммуникативной и других сферах. Главными становятся способность к самообразованию, со-циальная активность, умение отстаивать свои взгляды, правовая культура и т.д., т.е формирование общих компетенций, как способности успешно дей-ствовать на основе практического опыта и умений общих для многих видов профессиональной деятельности.
Преподаватель должен уметь эффективно сочетать педагогические при-емы и научно – исследовательский опыт, внедрять передовые разработки.
Качество воспитательных и образовательных мероприятий напрямую зависит от преподавательского состава. В связи с этим к отбору персонала предъявляют жесткие требования. В первую очередь, важно соблюдать эти-ческие принципы, лежащие в основе деятельности любого профессионала.
Вне зависимости от того, какой предмет ведет учитель, он всегда прямо или косвенно оказывает большое воздействие на формирование у учащихся определенной системы взглядов, мировоззрения, мышления. Всегда необхо-димо помнить о том, что своими действиями педагог оказывает воздействие и на науку. Образованный педагог, который готовит квалифицированный пер-сонал, делает существенный вклад в развитие науки. Основное внимание уделяется научно – исследовательской деятельности, планированию предме-та, составлению методических рекомендаций, подготовке учителя к проведе-нию занятия, планированию самостоятельной работы школьников. Именно в этом пункте следует искать источники для сохранения времени.
В ходе реализации непосредственно учебного процесса рекомендуется следующее: использовать новейшие методики обучения, применять приемы моделирования с целью повышения запоминаемости, применять рациональ-ные методики проверки домашнего задания, задавать задания, позволяющие максимально эффективно повысить качество обучения, сократив при этом к минимуму срок выполнения заданий. Педагогу рекомендуется сократить до минимума применение различных записей, повысив при этом процент муль-тимедийных презентаций, плакатов или прочих аудио – визуальных средств. Целесообразно проводить урок в неформальной обстановке, в виде пресс – конференций, круглых столов, семинаров, что позволяет существенно повы-сить уровень открытости учащихся не только для общения, но и для получе-ния новых знаний.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое кон-сультирование, - М., Просвещение, 1994. – 265 с.
2. Анастази А. Психологическое тестирование: Книга 1; Пер. с англ./ Под ред. К.М. Гуревича, В.И. Лубовского. – М.: Педагогика, 1982. – 320 с.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2013. - 363 c.
4. Беличева, С.А. Социально-педагогическая диагностика и сопро-вождение социализации несовершеннолетних : учебное пособие / С.А. Бели-чева, А.Б. Белинская. – Ростов н/Д : Феникс, 2013. – 380 с.
5. Борытко Н.М. Теория и методика воспитания: учебник для ст-тов пед. вузов / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков; под ред. Н.М. Борытко. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2016.— 98 с.
6. Влах Н.И. Модель психологической помощи при эмоциональном выгорании // Международный научно-исследовательский журнал. - 2015. - № 9-4 (40). - С. 90-92.
7. Гольцов, А.Ю. Социально-педагогическая диагностика школьной дезадаптации личности в период школьного детства / А.Ю. Гольцов //Сацыяльна-педагагічная работа. – 2004. – №3. – С.11–18.
8. Гончарова, Ю.А. Социально-педагогическая диагностика: учеб. метод. пособие /Ю.А.Гончарова. – Воронеж: ВГУ, 2011. – 79 с.
9. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие / В.И.Загвязинский, Р.Атаханов. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 208 с.
10. Зритнева Е.И. Семьеведение [Текст] / Е.И. Зритнева. - М.: ВЛА-ДОС, 2006. - 246 с.
11. Ковалев С.В. Психология современной семьи [Текст] / С.В. Кова-лев. - М.: Просвещение, 2012. - 208 с.
12. Короткова М. В. Нетрадиционные формы уроков// Преподавание истории и обществоведения в школе.- 2017.- № 7.- С. 28.
13. Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы [Текст] / Л. П. Кузнецова. - Владивосток: ДВГТУ, 2002. - 92 с.
14. Лесун, Л.И. Социально-педагогическая диагностика : прогр.-метод. комплекс / Л.И. Лесун . – Минск : БГПУ, 2010 – 92 с.
15. Магнуссон Д. Ситуационный анализ: Эмпирические исследования соотношений выходов из ситуаций // Психологический журнал. 1983. Т.4. №2. С.28-33
16. Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс; Пер. с англ. З.С. Замчук. - СПб.: Питер, 2013. - 800 c.
17. Максимов, В.Г. Педагогическая диагностика в школе : учеб. по-собие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.Г.Максимов. – М.: Издатель-ский центр «Академия», 2002. – 272 с.
18. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 464 с.
19. Овчарова, Р.В Практическая психология образования : учеб. по-собие для студ. психол. фак. университетов / Р.В. Овчарова. – М.: Издатель-ский центр «Академия», 2003. – 448 с.
20. Основы социальной работы [Текст] / Отв. ред. П.Д. Павленок. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 368 с.
21. Основы этических знаний, под ред. профессора Росенко, М.Н.. Изд. "Лань", 1998.
22. Симбирцева Н.А. Какая она – современная педагогика? (по пово-ду Манифеста «Гуманистическая педагогика: XXI век») // Приглашаем к дис-кусиии. - №1. – 2015. – С. 98-102.
23. Технология социальной работы [Текст] / Под ред. Е.И. Холосто-вой. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 400 с.
24. Чернецкая А.А. Технология социальной работы [Текст] / А.А. Чернецкая. - Ростов н/Д.: Феникс, 2013. - 400 с.