Фрагмент для ознакомления
1
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДИЗАРТРИИ 5
1.1 Понятие о дизартрии 5
1.2 Клинико-психологическая характеристика детей с дизартрией 17
1.3 Методические рекомендации коррекционной работы с детьми, страдающими дизартрией 20
ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ КЛАССИФИКАЦИЙ ДИЗАРТРИИ 26
2.1 Отечественная классификация дизартрии 26
2.2 Зарубежная классификация дизартрии 27
2.3 Сравнительный анализ классификаций дизартрии 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Проблема увеличения количества детей с нарушениями речи в современном обществе остаётся актуальной. Следует отметить, что значительно возросло количество детей старшего дошкольного возраста со стёртой формой дизартрии. Так, Беловой Н.В. и Блудовым А.А. были разработаны направления коррекционной работы для детей со стёртой дизартрией: 1) нормализовать мышечный тонус, развивать все виды моторики: общую, артикуляционную, мелкую; 2) развивать дыхание, силу, модуляцию и выразительность голоса; 3) коррегировать фонетическую сторону речи; 4) развивать сенсорные и высшие психические функции как основы речи; 5) развивать словарный запас и грамматический строй речи; 6) развивать устную речь, речевое дыхание, а также просодическую сторону речи. В настоящее время, по данным зарубежных и отечественных исследователей, количество детей с дизартрией, испытывающих затруднения в освоении социальной микросреды, значительно возросло. В большей степени эти затруднения проявляются при поступлении ребенка в школу (Б.Н. Алмазов, Н.М. Трубникова, Е.М. Мастюкова, Л.Т. Журба).
Цель исследования – раскрыть сравнительный анализ отечественных и зарубежных классификаций дизартрии.
Для реализации цели были постановлены следующие задачи:
Рассмотреть клинико-психологическую характеристику детей с дизартрией.
Анализировать методические рекомендации коррекционной работы с детьми, страдающими дизартрией.
Объектом исследования является классификация дизартрии.
Субъектом исследования является сравнительный анализ дизартрии.
Теоретико-методологической основой являются научные знания о закономерностях развития фонетической (фонематической) системы языка (А. Н. Гвоздев, Н. Х. Швачкин, Т. Б. Филичева и др.), механизмах произношения (В. И. Бельтюков, Е. Н. Винарская, Н. И. Жинкин и др.), физиологических основах произносительной стороны речи (Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина, А. Н. Гвоздев, Е. Ф. Архипова), диагностики, симптоматики произносительной стороны речи при дизартрии (Г. В. Чиркина, Л. В. Лопатина), а также теоретико-методологический анализ проблемы формирования звукопроизношения у детей с дизартрией (JI. B. Лопатина, Е. М. Мастюкова и др.) и коррекционной направленности обучения и воспитания детей с нарушением речевого развития (Е. Н. Винарская, Л. В. Лопатина, Н. В Серебрякова, Т. В. Волосовец и др.).
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДИЗАРТРИИ
1.1 Понятие о дизартрии
Дизартрия – нарушение произношения, обусловленное недостаточной иннервации речевого аппарата при поражениях заднелобных и подкорковых отделов мозга, тяжелое и сложное нарушение звуковой стороны речи [12, с.191]. По мнению известных отечественных неврологов, (Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В., 1985, Винарская Е.Н., Пулатов А.М., 1989, Логопедия, 1999) дизартрия была обозначена двумя состояниями: приобретенными нарушениями звукопроизношения и аномалией формирования произносительных способностей, которые обуславливаются грубой неполноценностью иннервации артикуляторных органов [9, с.183]. Волкова Л.С. и Селивёрстов В.И. придерживались мнения о том, что дизартрия является расстройством произносительной стороны речи, при котором нарушается просодическая сторона звукового потока, фонетическая окраска звуков или неправильная реализация фонемных сигнальных признаков звукового строя речи (пропуски и замены звуков). В то время как Беккер К. и Совак М. в своих научных трудах говорили о том, что дизартрия является нарушением координации речевого процесса, являющееся симптомом повреждения моторного анализатора и эфферентной системы. Главными признаками нарушенного произношения у детей с дизартрией являются смазанность, размытость и нечеткость артикуляции. При дизартрии происходит нарушение передачи импульсов от коры головного мозга к ядрам черепно-мозговых нервов. Таким образом, к дыхательным, голосовым, а также к артикуляционным мышцам не могут поступать нервные импульсы, в связи с чем, нарушаются функции черепно-мозговых нервов, которые отвечают за речь. В результате поражения тройничного нерва появляются трудности при открывании и закрывании полости рта, при жевании, глотании, и отчасти, во время движения нижней челюстью. В условиях, когда поражается лицевой нерв, отмечается анимичность мускулатуры и маскообразное лицо. Для ребёнка составляет трудность зажмурить глаза, нахмурить брови, а также надуть щёки.
По мнению Эйдиновой М.Б. и Правдиной-Винарской Е.Н. в 1959 году, а также Мастюковой Е.М. в 1969, в 1971 годах было выявлено, что дизартрия отмечается при детском церебральном параличе, в эквиваленте от 65% - 85% [12;192]. Детский церебральный паралич – это заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга [11, с.234]. Мастюкова Е.М. отметила немаловажный факт: чем сильнее поражены верхние конечности ребёнка, например, при гемиплегии при ДЦП, тем сильнее выражены поражения речевой мускулатуры. Ребёнок подвержен тяжёлой форме дизартрии [12, c.192]. Дети без двигательных расстройств, которые перенесли нетяжёлые воздействия во внутриутробном развитии, а также имеющие родовую травму или лёгкую степень асфиксии, подвержены более лёгким, стёртым формам дизартрии. В современной логопедической науке представлены несколько разновидностей классификаций дизартрии. Одной из первых, в 1966 году классифицировала дизартрию в зависимости от клинических проявлений Мастюкова Е.М.:
• Дизартрия с минимальной мозговой дисфункцией
• Дизартрия с задержкой психического развития
• Дизартрия с нормальным психофизическим развитием
• Дизартрия с церебральным параличом [3, c.109]. Французский невропатолог Тардье Ж. в 1968 году отметил формы дизартрии по степени тяжести дефекта:
• Лёгкая степень, выделяющаяся только специалистами при обследовании нарушенного звукопроизношения.
• Нарушения произношения чётко выражены, но окружающие понимают речь ребёнка.
• Речь понимают только близкие (в редких случаях посторонние).
• Анартрия, самая тяжёлая степень дизартрии. Речь ребёнка либо отсутствует полностью, либо почти полностью не понятна близкому окружению [11, c.201].
Тем временем Правдина О. В. в 1973 году выделяет следующие формы дизартрии по принципу локализации поражения [15, c.83]:
• Бульбарная;
• Псевдобульбарная;
• Экстрапирамидная (подкорковая);
• Мозжечковая;
• Корковая. В 1979 году, Панченко И.И. описала формы дизартрии характерные для детей с церебральным параличом: [12, c.201]
• Спастико – паретическая
• Спастико – ригидная
• Спастико – гиперкинетическая
• Спастико – атаксическая
• Атактико – гиперпиретическую .
Вдобавок ко всему выше перечисленному, дизартрию выделяют по степени выраженности симптомов:
• тяжелая степень (анартрия) - больные не разговаривают вообще, наблюдается полная обездвиженность речевой мускулатуры.
• средняя степень тяжести, отмечается при сохранности подвижности некоторых мышечных групп и артикулировании отдельных звуков.
• стёртая дизартрия (лёгкая степень).
В этом случае дети говорят в нос, наблюдается смазанность речи и нечёткое звукопроизношение. Белякова Л. И. и Волоскова Н.Н. в своих трудах выделили формы дизартрии, которые чаще всего встречаются непосредственно у детей:
• Спастико – паретическая форма
• Гиперкинетическая форма
• Атонически – астатическая По степени выраженности дизартрия выделилась по следующим компонентам:
• Стёртая дизартрия (минимальные дизартрические растройства)
• Анартия (тяжелая степень выраженности) [3, c.122 - 127].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Александрова, Т. В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников Текст]: Учебно–методическое пособие для логопедов и воспитателей /. В. Александрова. – СПб.: Детство – пресс, 2015. – 48 с.
2. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений – 3-е изд. / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М.: Издательский центр «Академия», 2015 400 с.
3. Алтухова, Н. Г. Научитесь слышать звуки [Текст] / Н. Г. Алтухова. –СПб.: Издательство «Лань», 2015 – 112 с.
4. Архипова, Е. Ф. Коррекционно–логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей [Текст] / Е. Ф. Архипова. – М.: ACT: Астрель, 2008.7 – 254 с.
5. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст] / Е. Ф. Архипова. –М.: Астрель, 2011 – 250 с.
6. Бадалян, О. Л. Детская неврология [Текст] / О. Л. Бадалян. – М.: Просвещение, 2014 – 345 с.
7. Беккер, К. П. Логопедия [Текст] / К. П. Беккер, М. А. Совак –М.: Просвещение, 2014. – 156 с.
8. Бельтюков, В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи [Текст] / В. И. Бельтюков – М.: Педагогика, 2016 – 176 с.
9. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия [Текст] / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2015. – 287 с.
10. Белякова, Л. И. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи [Текст] / Л. И. Белякова, Н. Н. Гончарова, Т. Г. Шишкова; под ред. Л. И. Беляковой. – М.: Книголюб, 2014. – 56 с.
11. Бородич, A. M. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / А. М. Бородич. – М.: Просвещение, 2014. – 189 с.
12. Борозинец, Н. М. Логопедические технологии [Текст]: Учебнометодическое пособие / Н. М. Борозинец, Т. С. Шеховцова. –Ставрополь, 2015. – 224 с.
13. Буйко, В. И. Уроки логопедии [Текст] / В. И. Буйко, З. А. Репина. –Екатеринбург.: Литур, 2014. – 208 с.
14. Винарская, Е. Н. Дизартрия [Текст] / Е. Н. Винарская. – М.: АСТ, 2016. – 220 с.
15. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: периодика раннего развития [Текст] / Е. Н. Винарская. – М.: Просвещение, 2015. – 425с.
16. Волосовец, Т. В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению [Текст]: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова, М. Ф. Фомичева и [др.]; под ред. Т. В. Волосовец. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 200 с.
17. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования [Текст] / Л. С. Выготский. – М.: Просвещение, 2011. – 769 с.
18. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. – М.: Просвещение, 2015. – 320 с.
19. . Дудьев, В. П. Средства развития тонкой моторики у детей с нарушениями речи [Текст] / В. П. Дудьев // Дефектология. – 2015. – №4. –С. 50 – 54
20. Жинкин, Н. И. Механизмы речи [Текст] / Н. И. Жинкин. – М. : Учпедгиз, 2016. – 190с.
21. Жукова, Н. С. Логопедия: Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Н. С. Жукова. – Екатеринбург: Литур, 2013. – 320 с.
22. Зернова, Л. П. Логопедическая работа с дошкольниками [Текст] : Учебное пособие для дефектологических факультетов вузов / Л. П. Зернова. – М.: Академия, 2013. – 240 с.
23. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда [Текст]: 2–е изд., испр и доп. / О.Б. Иншакова. – М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2017. – 279 с.
24. Как подготовить руку ребенка к письму. Комплекс упражнений для тренинга мышц руки [Текст] / Под ред. Е. В. Новиковой. – М.: Тандем, 2014. – 18 с.
25. Каше, Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников [Текст] / Г. А. Каше. – М.: Просвещение, 2015 – 230с.
26. Киселева, В. В. Развитие тонкой моторики [Текст] / В. В. Киселева // Дошкольное воспитание, – 2016. – №01. – С. 20-22.
27. 27. Ланина, Е. М. Логопедическая диагностика и коррекция дизартрии у детей [Текст]: учебное пособие / Е. М. Ланина, М. Л. Симкин / Кемеровский государственный университет. – Кемерово, 2013. – 164 с.
28. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Р. Е. Левина. – М.: Учпедгиз, 2015. –180 с.
29. Логопедия [Текст]: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
30. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста [Текст] / Л. В. Лопатина. – СПб: Союз, 2008. – 346 с.
31. Лопатина, Л. В. Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей [Текст]: Сб. методических рекомендаций / Л. В. Лопатина. – СПб. Москва: САГА: ФОРУМ, 2016. – 272 с.
32. Лопухина, И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи [Текст]: Пособие для логопедов и родителей / И. С. Лопухина. – М.: Аквариум, 2014 – 384 с.
33. Лурия, А. Р. Высшие корковые функции человека [Текст] / А. Р. Лурия. – СПб.: Питер, 2017. – 384 с.
34. Максаков, А. О. Развитие вне- и речевого дыхания [Текст] / А. О. Максаков // Дошкольное воспитание. – 2016. – №1. – С. 22-27.
35. Мамайчук, И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии [Текст] / И. И. Мамайчук. – СПб.: Речь, 2011. – 220 с.
36. Мартынова, Р. И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрии и функциональной дислалией [Текст]:
37. Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: в 2 т. Т. I / под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС 2011. – С. 214–218.
38. Мастюкова, Е. М. Клинические симптомы дизартрии и общие принципы речевой терапии [Текст]: Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. факультетов пед. вузов / под ред. Л. С. Волковой. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 304 с.
39. Мастюкова, Е. М. Специальная педагогика. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Ранний и дошкольный возраст / под ред. А. Г. Московкиной. – М.: Классик Стиль, 2013. – 320 с.
40. Репина, З. А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми нарушениями речи [Текст]: учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов / З. А. Репина. – Екатеринбург: Издатель Калинина Г. П., 2014. – 140 с.
41. Фельдштейн, Д. И. Психология развития личности в онтогенезе [Текст] / Д. И. Фельдштейн. – Издательство: Педагогика, 2016. – 208 с.
42. Филичева, Т. Б. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста [Текст] / Т. Б. Филичева. – М.: Просвещение, 2013. – 364 с.
43. Флерова, Ж. М. Логопедия [Текст] / Ж. М. Флерова. – РнаД.: Феникс, 2010. – 231 с.
44. Хватцев, М. Е. Логопедия [Текст] / М. Е. Хватцев. – М.: Учпедгиз, 2015. – 210 с