Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В ходе реформ в России произошли коренные изменения во всех областях жизни общества, и едва ли не самые кардинальные из них произошли в сфере экономики. Современный период экономического развития сопровождается ломкой старой социальной и политической системы, а в области управления – о заменой административно-командной системы рыночной.
Грамотное, квалифицированное управление (менеджмент) – это основа успешной работы предприятий. Особенностью современного менеджмента является его направленность на эффективное ведение хозяйства в условиях дефицитности ресурсов, постепенное уменьшение регулирования производства административными методами, интенсификацию производства.
Актуальность темы исследования состоит в том, что эффективность управления определяется степенью взаимодействия сознательной управленческой деятельности с законами рыночной экономики. Перестройка управления экономикой путем перехода к новым формам хозяйствования предъявляет повышенные требования к профессиональному уровню менеджеров. Они должны владеть основами эффективной организации производства, рационального и экономного использования всех видов ресурсов, плановой работы. Рыночные отношения меняют взгляды на природу, роль, сущность и значение труда руководителя. На первое место выдвигается самостоятельность, инициатива, предприимчивость, творческое мышление, готовность к разумному риску.
Основой управленческих структур выступает потребность в эффективном и экономически обоснованном управлении организациями. В основе управленческих структур лежит также и количественный фактор, возможность эффективного охвата управленческой деятельностью определенного количества объектов. В менеджменте это называют диапазоном контроля, то есть предельным числом объектов, которыми можно эффективно управлять.
Важнейшим резервом повышения эффективности всего общественного производства является повышение качества принимаемых решений, которое достигается путём совершенствования процесса принятия решений.
Эффективное принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций. Совершенствование процесса принятия обоснованных объективных решений в ситуациях исключительной сложности достигается путём использования научного подхода к данному процессу, моделей и количественных методов принятия решений.
Основные цели исследования:
1. Рассмотреть проблематику и методологию оценки качества и эффективности менеджмента организации. Оценка качества менеджмента актуальна не только для управления качеством деятельности.
2. Определить основные пути развития личности в процессе трудовой деятельности на предприятии.
В соответствии с данными целями в исследовании были поставлены следующие задачи:
- Дать определение качеству менеджмента и рассмотреть проблемы его анализа;
- Проанализировать методику анализа эффективности менеджмента организации;
- Оценить критерии эффективности организационных структур управления;
- Рассмотреть влияние управленческих решений на эффективность управления.
Работа выполнена на базе информации, полученной из учебной и научной литературы отечественных и зарубежных авторов, а также из других источников: сети Intеrnеt, периодических изданий, средств массовой информации, бесед и опросов специалистов в области менеджмента.
1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА
1.1. Природа и сущность понятия эффективности системы управления предприятием
В современном менеджменте, управление организацией предстает в виде процесса осуществления определенного типа взаимосвязанных действий по формированию и использованию ресурсов организации для достижения ею своих целей. При этом, управление, как и любой другой вид деятельности, требует своей конкретной оценки, установления его эффективности.
Понятие эффективности менеджмента несет в себе смысл процесса управления, начиная с постановки цели и заканчивая конечным результатом деятельности, который должен реализовываться с малыми издержками или с наибольшей результативностью (производительностью). Материальные, трудовые и финансовые ресурсы должны преобразовываться в товары, услуги и прочее.
Под эффективностью менеджмента понимают результативность работы системы и процесса управления как взаимодействия управляемой и управляющей систем, то есть интегрированный результат взаимодействия компонентов управления. В упрощенном варианте данное определение предстает в следующем виде: эффективность менеджмента – это сопоставление потребленных ресурсов с полученным результатом.
Проблема эффективности менеджмента является составной частью экономики управления, которая включает рассмотрение:
– управленческого потенциала, то есть совокупности всех ресурсов, которыми располагает и которые использует система управления;
– затрат и расходов на управление, которые определяются содержанием, организацией, технологией и объемом работ по реализации соответствующих функций управления;
– характера управления труда;
– эффективности управления, то есть эффективности действий людей в процессе деятельности организации, реализации интересов, в достижении определенных целей.
Таким образом, в управленческом процессе используются: человеческие, материальные, информационные и финансовые ресурсы, и в зависимости от того, как умело и целенаправленно они используются, достигается тот или иной результат. В каждом из этих результатов содержится и овеществленный труд персонала управления.
Однако управленческий труд проявляется в этих показателях не прямо, а опосредованно, в виде соответствующих воздействий на тех, кто занят непосредственно производительным трудом. При этом такие воздействия менеджеров в виде приказов, указаний, распоряжений во многих случаях проходят через ряд ступеней управления по направлению сверху вниз.
Конечный результат управления часто называют эффектом управления. Эффект представляет собой результат осуществления мероприятий, направленных на совершенствование производства, бизнеса и организации в целом. Эффект управления складывается из трех составляющих, представим их на рисунке 1:
Рисунок 1 – Разнообразие эффектов управления
Существует множество факторов, которые оказывают влияние на эффективность управления, рассмотрим основные. По продолжительности влияния выделяют факторы, влияние которых сказывается на протяжении длительного времени и которые действуют непродолжительное время.
В управленческой литературе экономисты различают различные аспекты эффективности менеджмента, представленные на рисунке 2.
Рисунок 2 – Виды эффективности менеджмента
Таким образом, эффективность менеджмента – один из основных показателей управления, который определяется сопоставлением результатов управления и ресурсов, затраченных на их достижение.
1.2 Научные подходы к оценке эффективности управления персоналом
Оценка эффективности управления персоналом может выступать мощным рычагом роста результативности управленческого процесса. Для этого необходимо знать, как она должна осуществляться, в каком соотношении находится с другими этапами управленческого цикла.
Существует множество различных подходов к определению эффективности управления персоналом. Однако ни в России, ни в мире нет единой общепринятой методики. Для оценки эффективности системы управления персоналом можно выделить ряд подходов. Представим их в таблице 1.
Таблица 1 – Подходы к оценке эффективности системы управления
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Drucker P.F. Management challenges for the 21st century. New York: HarperBusiness; 1999. 207 p.
2. Сергеев В.И., Левина Т.В. Стратегическое планирование цепи поставок с использованием SCOR-модели. Логистика и управление цепями поставок. 2014;(1):8–20.
3. Кодекс корпоративного управления. Вестник Банка России. 2014;(40):3–63. Ю. И. Растова, М. А. Растов
4. Kuznetsov S.V., Rastova Y.I., Sushcheva N.V. The role of public companies in creating a platform for economic growth in Saint Petersburg. Baltic Region. 2018;10(1):37–55. DOI: 10.5922/2079–8555–2018–1–3
5. Сигов В.И., Слободской А.Л., Евстигнеева А.О. Институциональные изменения способов хозяйствования в ситуации аномии. Журнал правовых и экономических исследований. 2017;(2):119–123.
6. Луценко С.И. Корпоративное управление: взгляд изнутри. Стратегические решения и риск-менеджмент. 2017;(6):74–79. DOI: 10.17747/2078–8886–2017–6–74–79
7. Kaplan R.S., Norton D.P. Using the balanced scorecard as a strategic management system. Harvard Business Review. 1996;74(1):75–85.
8. Мельник М.В. Роль учетно-контрольных и аналитических процессов в развитии системы управления экономических субъектов. Вопросы региональной экономики. 2016;26(1):122–132.
9. Масино Н.Н., Растов М.А. Стратегическая карта инновационного развития как инструмент интеллектуальной системы стратегического управления. Вестник Омского университета. Серия: Экономика. 2015;(2):97–102.
10. Свод знаний по управлению бизнес-процессами: BPM CBOK 3.0. Пер. с англ. М.: Альпина Паблишер; 2016. 480 с.
11. Внедрение сбалансированной системы показателей/Horvath & Partners. Пер. с нем. М.: Альпина Бизнес Букс; 2005. 478 с.
12. Форрестер Дж. Основы кибернетики предприятия (Индустриальная динамика). М.: Прогресс; 1971. 340 с.
13. Алехнович С.О., Слизовский Д.Е., Ожиганов Э.Н. Системно-динамическое моделирование: принципы, структура и переменные (на примере Московской области). Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2009;(1):22–36.
14. Каталевский Д.Ю. Основы имитационного моделирования и системного анализа в управлении. М.: Дело; 2015. 496 с.
15. Teece J.D. Explicating dynamic capabilities: The nature and microfoundations of (sustainable) enterprise performance. Strategic Management Journal. 2007;28(13):1319–1350. DOI: 10.1002/smj.640
16. Катькало В.С. Эволюция теории стратегического управления. СПб.: Изд. дом С.-Петерб. гос. ун-та; 2006. 548 с.
17. Трачук А.В. Концепция динамических способностей: в поиске микрооснований. Экономическая наука современной России. 2014;(4):39–48.
18. Трачук А.В., Линдер Н.В., Убейко Н.В. Формирование динамических бизнес-моделей компаниями электронной коммерции. Управленец. 2017;(4):61–74.
19. Goetz B. E. Avoiding managerial obsolescence. California Management Review. 2005;7(3):91–96. DOI: 10.2307/41165637
20. Reichheld F.F., Teal T. The loyalty effect: The hidden force behind growth, profits, and lasting value. Boston, MA: Harvard Business Review Press; 2001. 323 p.
21. Rucci A.J., Kirn S.P., Quinn R.T. The employee-customer-profit chain at Sears. Harvard Business Review. 2008;76(1):83–92.