Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования заключается в том, что социально- экономические изменения, происходящие в обществе, требуют формирования креативного, творчески активного поколения, способного нестандартно и эффективно решать новые проблемы. В педагогике проблема творчества и креативного мышления всегда была одной из самых актуальных. Однако несмотря на это, она остается недостаточно изученной в теории и мало представленной в практике воспитания детей. Поэтому интерес к теме творчества и творческости не ослабевает с годами. Понятия
«творчество» и «креативность» изучаются с разных сторон: разрабатываются теории и программы по развитию креативности и творческих способностей личности, разрабатывается понятийный аппарат различных концепций, исследуются творческое мышление и творческие способности личности. Исследованием развития творческих способностей занимались такие ученые, как Л.С. Выготский, А.В. Брушлинский, В.А. Сухомлинский,
Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, Дж. Гилфорд, Э.П. Торренс и др.
Для развития творческого потенциала детей младшего школьного возраста, нужно создать ряд условий: прежде всего вовлечь ребенка в творческую деятельность; воспитание должно проходить через совместную деятельность детей, взрослых и детей; воспитание должно охватывать все виды деятельности: учебную и внеурочную. Задача педагога пробудить в ребенке творческую активность. В.А. Сухомлинский считал, что дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества.
Развитию креативной, творческой личности способствуют занятия декоративно-прикладным творчеством. Кроме того, изобразительное искусство и прикладное творчество в педагогике признано незаменимым средством формирования эстетического вкуса, элементарных навыков рисования и рукоделия, гуманного отношения к окружающему миру.
Исследование обусловлено наличием противоречия между необходимостью воспитания творчески активного поколения и недостаточным вниманием к творческому развитию младших школьников во внеурочной деятельности.
Проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия развитии творческих способностей младших школьников в учебной деятельности.
Значимость и актуальность проблемы развития творческих способностей в младшем школьном возрасте определили тему исследования: «Развитие творческих способностей младших школьников в учебной деятельности».
Цель исследования: составить комплекс заданий для повышения уровня развития творческих способностей у младших школьников.
Объект исследования: процесс развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста на занятиях кружка декоративно-прикладного творчества «Дымковская игрушка»
- Гипотеза исследования: процесс развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста будет эффективнее, если:
- творческая деятельность младших школьников организована с учетом дифференцированного подхода;
- создана творческая, психологически комфортная атмосфера для младшего школьника;
- обеспечена самостоятельность и свобода выбора в процессе внеурочной деятельности;
- учтены индивидуальные интересы и потребности детей.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования поставлены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу на тему особенностей развития младших школьников.
2. Изучить особенности развития творческих способностей младших школьников в учебной деятельности.
3. Выявить критерии, уровни и показатели творческих способностей и провести диагностику уровня развития творческих способностей в процессе учебной деятельности младших школьников.
4. Экспериментально доказать эффективность развития творческих способностей младших школьников на примере кружка декоративно-прикладного творчества.
Методы исследования: изучение и анализ теоретической и методической литературы по проблеме, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольные этапы), тестирование.
База исследования: МБОУ № 20 г. Ульяновска.
Практическая значимость: материалы и результаты исследования могут найти применение при разработке программ творческого развития младших школьников.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВОВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Психофизиологические особенности развития младших школьников
Особенностью начальной школы является то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом развитии.
Начальное общее образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребенка, что, по нашему мнению, во внеклассной работе возможно именно через игровую деятельность.
Младший школьный возраст охватывает период жизни от 6 до 11 лет, когда он проходит обучение в начальных классах, и определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка — его поступлением в школу.
В это время происходит интенсивное биологическое развитие детского организма (центральной и вегетативной нервных систем, костной и мышечной систем, деятельности внутренних органов).
В основе такой перестройки (ее еще называют вторым физиологическим кризом) лежит отчетливый эндокринный сдвиг — включаются в действие «новые» железы внутренней секреции и перестают действовать «старые»[3, c.54].
Такая физиологическая перестройка требует от организма ребенка большого напряжения для мобилизации всех резервов. В этот период возрастает подвижность нервных процессов, процессы возбуждения преобладают, и это определяет такие характерные особенности младших школьников, как повышенную эмоциональную возбудимость и непоседливость[7, c.56].
Поскольку мышечное развитие и способы управления им не идут синхронно, то у детей этого возраста есть особенности в организации движения. Развитие крупных мышц опережает развитие мелких, в связи с чем, дети лучше выполняют сильные и размашистые движения, чем мелкие и требующие точности (например, при письме).
Вместе с тем растущая физическая выносливость, повышение работоспособности носят относительный характер, и в целом для детей остается характерной повышенная утомляемость и нервно-психическая ранимость.
Их работоспособность обычно падает через 25 – 30 минут урока. Дети утомляются в случае посещения группы продленного дня, а также при повышенной эмоциональной насыщенности уроков и мероприятий[2, c.25].
Физиологические трансформации вызывают большие изменения в психической жизни ребенка. С вступлением в школьную жизнь у ребенка как бы открывается новая эпоха. Л.С. Выгодский говорил, что расставание с дошкольным возрастом – это расставание с детской непосредственностью.
Ребенок, попадая в школьное детство, оказывается в менее снисходительном и более суровом мире. И от того, как он к этим условиям приспособится, зависит очень многое.
Преподавателям и родителям необходимо владеть знаниями о данном периоде развития ребенка, поскольку неблагоприятное его протекание для многих детей становится началом разочарований, причиной конфликтов в школе и дома, слабого овладения школьным материалом. А отрицательный эмоциональный заряд, полученный в начальных классах, может явиться конфликтом в будущем[3, c.203].
В отличие от дошкольников, для которых характерна непроизвольность мышления, они чаще думают о том, что увлекает их и вызывает интерес, в то время, как младшие школьники, усвоив навыки мышления в процессе обучения в школе, контролируют мыслительные процессы, активируя их при необходимости.
В начальных классах стоит отметить развитие у школьников критического мышления, что является результатом активного процесса решения различных задач на уроках, обсуждения вариантов их решения, развития самостоятельности в доказательстве правильности выбранного пути достижения результата. Также в ходе обучения в начальной школе у учеников развивается словесно-логическое мышление.
Среди приемов логического мышления, которые развиваются на уроках и во внеурочное время, стоит выделить сравнение, при котором школьник учится выделять и словесно обозначать в рассматриваемом предмете его отличительные признаки и свойства, которые отличаются от несущественных признаков предмета.
В ходе обучения мышление школьников становится все более сознательным, планируемым, приобретает произвольный характер. При этом развиваются приемы рассуждения и умозаключения.
У младших школьников продолжает проявляться присущая детям дошкольного возраста потребностъ в активной игровой деятельности, в движениях. Они готовы часами играть в подвижные игры, не могут долго сидеть в застывшей позе, любят побегать на перемене.
Уже в первом классе у ребенка возникают новые желания и потребности: он хочет узнавать что-то новое, при этом он нуждается в похвале со стороны учителя, ему важно участвовать в общественной жизни и выполнять общественно важные роли.
Познавательная деятельность младших школьников носит яркий эмоциональный характер: все новые знания, умения вызывают в нем бурю эмоций. Именно содержательная сторона обучения (учитель, одноклассники, содержание обучения) вызывают у ребенка яркие эмоции и желание продолжать учиться [6, c.89].
Не менее важную роль играют эмоции страха, что может проявляться в боязни школьников говорить неправду для того, чтобы избежать наказания со стороны учителя. Все переживания школьника носят бурный характер и оставляют большие впечатления, способные отразиться на формирования новых черт характера и свойств личности.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Архипова, О.В. Жизнь после уроков: радость познания [Текст] / О.В. Архипова // Дополнительное образование и воспитание - 2013. - № 12. - С. 19-21.
2. Баранова, А.В. Моделируем внеурочную деятельностьобучающихся [Текст]/ А. В. Баранова, А.В. Кисляков – М.: Просвещение, 2013. – 96 с.
3. Барышева, Т. А. Психолого-педагогические основы развития креативности: Учеб.пособ. [Текст] / Т.А. Барышева, Ю.А. Жигалов - СПб.: СПГУТД, 2006. –205с.
4. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества [Текст] / Д.Б. Богоявленская. - Ростов-на-Дону, 2006. –173с.
5. Богоявленская, Д. Б. О предмете исследования творческих способностей [Текст] / Д.Б. Богоявленская // Психол. журнал. - 1995. - Т.16. - №5. - с.49-58.
6. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: учебное пособие для студентов ВУЗов [Текст]/ Д.Б. Богоявленская. - М.: Центр Академия, 2002. –320с.
7. Большакова, Л.А. Развитие творчества младшего школьника [Текст]/ Л.А. Большакова // Завуч начальной школы – 2002. - № 2. - с.12-16.
8. Брушлинский, А.В. Культурно-историческая теория мышления [Текст]/ А.В. Брушлинский. – М.: Либроком, 2010. –120с.
9. Винокурова, Н.К. Развиваем способности детей [Текст]/ Н.К. Винокурова. - М.: Росмэн, 2002. – 79с.
10. Винокурова, Н.К. Развитие творческих способностей учащихся [Текст] / Н.К. Винокурова. - М.: Педагогический поиск, 2009. –144с.
11. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст]/ Л.С. Выготский. - М.: Академия, - 2011. -с.55-56.
12. Выготский, Л.С. Психология искусства[Текст] / Л.С. Выготский. - СПб.: Азбука, - 2016. -448с.
13. Гилфорд, Дж. Тест креативности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psyarticles.ru/view_post.php?id=367 – Учебные статьи по психологии – (Дата обращения:1.02.2019).
14. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? [Текст]/ Ю.Б. Гиппенрейтер. - АСТ, 2009. -624с.
15. Горский, В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование [Текст]/ В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 111с.
16. Григорьев, Д.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество [Текст]: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов. - М.: Просвещение, 2011. -80с.
17. Григорьев, Д.В. Методический конструктор «Внеурочная деятельность школьников» [Текст]/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. –225с.
18. Гридина, Т.А. К истокам вербальной креативности: творческие эвристики детской речи. [Текст] / Т.А. Гридина // Лингвистика креатива: Коллективная монография. - Екатеринбург, 2009 г.с.5-58
19. Дереклеева, Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся [Текст] / Н.И. Дереклеева. - М.: «Академия» 2008. –224с.
20. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей [Текст]/ В. Н.Дружинин.– СПб.: Питер, 2006. – 249с.
21. Дробот, А. Н. Система дополнительного образования для детей и подростков[Текст] / А.Н. Дробот // Народное образование. - 2014. - № 3. -с.222-229.
22. Евладова, Е.Б. Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС[Текст]/Е.Б.Евладова//Теоретическийинаучно-методическийжурнал
«Воспитание школьников». – 2012. - №4. – с.15-21.
23. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества [Текст]/ М.В. Еромолаева. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2011. - 170с.
24. Зак, А.З. Методы развития способностей у детей [Текст]/ А.З. Зак. – М.: Педагогика, 2010. –98с.
25. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности [Текст]/ Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2009. -448с.
26. Ковалев, А.Г. Воспитание чувств [Текст]/ А.Г. Ковалев. – М.: Педагогика, 1971. –94с.
27. Ковалько В.И. Младшие школьники после уроков [Текст]/ В.И. Ковалько. - М.: Эксмо, 2007. -334с.
28. Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества [Текст]/ А.Ю. Козырева. - Пенза: Научно-методический центр Пензенского городского отдела образования, 2012. -344с.
29. Кулагина, И.Ю. Младшие школьники: особенности развития. / И.Ю. Кулагина. - М.: Эксмо, 2009. –176с.
30. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - СПб.: Питер, 2008. –105с.
31. Торренс, Э.П. Диагностика креативности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psycabi.net/testy/577-test-kreativnosti-torrensa-diagnostika-tvorcheskog – Психология счастливой жизни – (Дата обращения: 1.02.2016).
32. Туник, Е.Е. Психодиагностика творческого мышления: Креативные тесты / Е.Е. Туник. - СПб, 2004. –65с.