Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В современном мире остро стоит проблема эстетического развития, которое тесно связано со всеми сторонами воспитания. Через формирование эстетических чувств, эстетической отзывчивости, начальных эстетических и этических понятий и оценок оно усиливает воспитательный эффект других сторон воспитания. Все это помогает обеспечить комплексный подход и ведет к гармоничному развитию детей [1, с.10].
О том, что образование школьников должно быть направлено на «формирование общей культуры», в том числе развитие эстетических качеств, сказано в Новом законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года (ст.64, п.1).
Необходимо уже с младшего школьного детства учить ребенка замечать прекрасное вокруг себя, видеть красоту окружающего мира искусства. Так же очень важно приобщать детей к деятельности в области искусства, воспитывать у них потребность и привычки посильно вносить элементы прекрасного в быт, природу, общественные отношения, формировать основы эстетического вкуса детей и способность самостоятельно оценивать произведения искусства и явления в жизни, развивать художественно-творческие способности детей. Одним из способов эстетического развития школьников является обучение школьников основам декоративно-прикладного искусства.
Проблематика исследования. Вопрос обучения учащихся техникам декоративно-прикладного искусства является одним из основных проблем методики обучения детей эстетической деятельности. Это связано с тем, что именно техники декоративно-прикладного искусства лежат в основе передачи красоты окружающего мира. Несмотря на достаточную теоретическую проработанность проблемы, в практике работы большинства учреждений на занятиях по декоративно-прикладному искусству не проводится систематическая работа по развитию эстетических навыков [2].
Цель исследования: разработать теорию обучения младших школьников основам декоративно-прикладного искусства.
Объект исследования: процесс обучения учащихся основам декоративно-прикладного искусства
Предмет исследования: обучение учащихся 1 класса основам декоративно-прикладного искусства.
Гипотеза исследования. В основу исследования положено предположение о том, что тема «Русская матрешка», изучаемая в рамках декоративно-прикладного искусства, будет способствовать эстетическому воспитанию первоклассников.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу и нормативно-правовые документы по теме исследования.
2. Раскрыть роль декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании учащихся 1 класса.
3. Разработать теорию обучения школьников основам декоративно-прикладного искусства.
4. Представить методику обучения учащихся 1 класса основам декоративно-прикладного искусства на основе изучения темы «Русская матрешка».
Методология исследования. Методологической основой исследования послужили труды Азарова Г.П. [1], который занимался изучением особенностей детского творчества в школе. Вопросами нравственного и эстетического воспитания школьников занимались Белкин А.С.[4], Крупская Н.К.[8] Декоративно-прикладное искусство изучали Хворостян А.С[19]., Семенишина Н.В.[16].
Методы исследования. В качестве теоретических методов исследования выступили сравнительно-аналитический, индуктивный и дедуктивный методы, обобщение, анализ, систематизация, классификация литературных источников. В качестве практических – наблюдение, эксперимент, обобщение педагогического опыта, методические разработки по теме.
Элементы научной новизны и теоретической значимости. Полученные результаты формулируют новые обобщения в области начального школьного образования, социологии социальной сферы, психологии, педагогики. Приведена методическая разработка на тему «Русская матрешка». Определена роль декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании школьников. Сформулированы принципы и методы декоративно-прикладного искусства и методикиего преподавания в 1 классе.
Практическая значимость. Представленные выводы и научные рекомендации могут служить концептуальной и методологической основой для организации и совершенствования процесса обучения и воспитания детей, для обеспечения духовно-нравственного, эстетического воспитания детей. приобщения их к искусству.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА ОСНОВАМ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
1.1. Роль декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании учащихся 1 класса
Декоративно-прикладное искусство оказывает эстетическое, нравственное, преобразующее воздействие на человека [2, с.33].
Ряд ученых отмечают положительное воздействие декоративно-прикладного искусства на сознание и психику человека: оно способствует расслаблению, снятию усталости, глубинной релаксации, позволяет отвлечься от повседневных проблем и заглянуть в самые потаенные уголки своей души. Декоративно-прикладное искусство оказывает оздоровительное воздействие на организм, снимает стресс, излишнюю эмоциональную нагрузку, предотвращает эмоциональное выгорание, хронический стресс, синдром хронической усталости, некоторые психические и неврологические расстройства [3, с.9].
Применение техник декоративно-прикладного искусства в школе, связано с необходимостью развивать детей всесторонне, обеспечивать высокий уровень культуры, способствовать гармоничному развитию общества в целом и каждого отдельного ребенка [4, с.45].
Декоративно-прикладное искусство обладает способностью пробуждать и воспитывать в человеке глубокие человеческие чувства и эмоции, осознанность, чувство ответственности. С самого раннего возраста внутренний мир ребенка необходимо обогащать чувством прекрасного, добра, любви. При этом происходит развитие личности ребенка, формирование различных качеств. Под действием эстетических чувств происходит формирование определенного отношения к тому или иному явлению окружающей реальности, происходит нравственное и эстетическое воспитание. Именно на основе формирования положительного отношения к окружающим, доброжелательности, можно говорить о формировании у ребенка нравственно-эстетического отношения [5, с.111].
Необходимо стремиться к гармоничному развитию ребенка, поскольку именно оно является основой для формирования личности ребенка. Гармоничное развитие во многом определяется успешным решением воспитательных задач. Среди этих задач ведущее место отводится вопросам нравственного и эстетического воспитания. В первую очередь необходимо стремиться сформировать у ребенка эстетические чувства, в основе которых лежит понимание красоты, умение отличать красивое от уродливого. Из этих элементарных навыков в дальнейшем формируется более углубленного понимание и чувствование мира, умение отличать добро от зла, желание противостоять злу [6, с.55].
Ребенка нельзя научить правде, красоте, любви. Это можно только чувствовать. При этом подобные чувства формируются на основе эмоционального восприятия действительности, эмоционального протеста против ужасного, некрасивого, зла, лжи и насилия. Дети, обладающие развитыми эстетическими чувствами, умеют ценить красоту, добро, видят и ценят прекрасное в людях и окружающем мире. Таким людям не свойственна агрессия, ненависть, они не склонны к ксенофобии и экстремистским действиям, ценят справедливость, доброжелательны. Такие люди обладают высоко развитыми патриотическими чувствами, любовью к Родине, близким, слабым.
Под эстетическими чувствами подразумевают чувство красоты, способность человека проявлять эмоциональное восхищение красотой и утонченностью, осуществлять поиск гармонии. Также под эстетическими чувствами понимают технологию правильного соотношения между эстетическим, умственным и другими сторонами воспитания с художественным обучением и развитием. Это связано с тем, что чувство красоты входит в человека вместе со способностью мыслить. В связи с этим человек находится в постоянном поиске гармонии [7, с.9].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Азарова Г.П. Детское творчество в школе. – М: Просвещение, 1987. – С.112-114
2. Алексахин Н.Н. Художественные промыслы России.Учеб.пособие.М.: Народное образование, НИИ школьных технологий, 2005г.176с.
3. Афонькин С., Кошелев В. Вырезаем и складываем. – СПб.: ООО Издательский Дом «Кристалл». – С.120-127.
4. Белкин А.С. Нравственное воспитание учащихся. - М: Академия, 1995.-С.173-175
5. Волконский Д.Н., Задоя И.А., Моерман В.А. Уроки детского творчества. – М.: Наука, 1989. – С.12-25.
6. Даль В.И.Толковый словарь живого великорусского языка (однотомная версия). – СПБ. : «Ленинградское издательство», 2009. 896 с.
7. Иванова Т.Ф. Детское творчество. – М: Просвещение, 1987. – С.130-133
8. Крупская Н. К. О задачах художественного воспитания. - Пед. соч. М„ 1959, т. 3, с. 317
9. Литова З.А. Планирование и организация внеклассной работы по трудовому обучению. – М: Просвещение, 1987. – С.213-216
10. Лыкова И.А. Великая книга о лепке, аппликации, лесных поделках, живых игрушках, вкусных рецептах. Из-во «Карапуз». – С. 246-250
11. Малышева А.Н. Аппликация в школе. - М: Воронеж, 2006.- С. 341- 343
12. Мачихина В.Ф. Уроки технологии. – М: Просвещение, 1987. – С.118-127
13. Можегова А.В. Всё из бумаги. - М: Академия, 1995.-С.213-21
14. Панасюк И.С. Клеим, режим, складываем. – М: Просвещение, 1987. – С.127-129
15. Панкеев И. Из природных материалов.- М.: Наука, 2001. – С.8-36.
16. Семенишина Н.В. Декоративно-прикладное искусство в школе. – М.: Из-во «Просвещение», 1981. – С. 160-169.
17. Смоленцева А. Волшебные полоски. Ручной труд для самых маленьких. – М: Просвещение, 1990. – С. 129-130
18. Терентьева Н. Подарки своими руками. Поздравляем! - М: Академия, 1995.-С.213-215
19. Хворостян А.С. Декаративно-прикладное искусство. – М.: Из-во «Просвещение», 1981. – С. 160-169.
20. Щапова Ю.Л. Аппликация. - М: Просвещение, 1996.-С. 125-12