Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Ребенком называют человека в специфический период жизненного цикла – период детства. Временные рамки детства весьма вариативны в разных цивилизациях, культурах, государствах. Детство является первым этапом жизненного цикла человека, предшествуя взрослости. Старт человеческой жизни сопряжен с началом познания окружающего мира, его правил и норм, поиском и пробой себя в различных ролях, сферах и областях общественной и культурной жизни. Необходимость освоения и присвоения социального опыта предыдущих поколений привела к тому, что общество стало содержать ребенка, в той или иной степени освободив его от труда, и целенаправленно воспитывать (учить).
Досуговое поведение детей, подростков и учащейся молодежи определяется совокупностью источников активности, а именно потребностью в общении, новой информации, освоении новых действий, реализации собственных способностей, повышении социального статуса (признании), осуществлении общественно полезных действий.
Актуальность работы. Детство должно быть детством. В наше время детей сильно нагружают ученьем. В некотором смысле это правильно, но чтобы ребенку было интересно и его влекло чему-нибудь научиться, нужно делать это в игровой форме. Настоящий Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (МО РФ №1155, 2013) представляет собой совокупность принципов: поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду; личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей; уважение личности ребенка; реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
В настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющегося одним из компонентов проекта Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования.
Сфера досуга является полем свободного выбора человеком видов и форм познания, общения, творчества, соответствующих его интересам и склонностям. Досуг содержит широкие возможности для участия в таких видах деятельности, как познавательная, творческая, оздоровительная и др., что обогащает содержание и структуру свободного времени, способствует развитию общей культуры ребенка, саморазвитию и самореализации личности ребенка.
Досуг является необходимым и неотъемлемым элементом образа жизни ребенка. В настоящее время отличительными чертами досуга детей младшего дошкольного возраста являются такие, как многообразие используемых форм деятельности, через которые реализуется комплекс воспитательных задач: целенаправленность, включенность участников в события, зрелищность и сотворчество организаторов и участников.
Цель данной работы – найти, составить досуговую деятельность (игры) в дошкольном учреждении, обеспечивающие успешное социально-личностное развитие детей младшего дошкольного возраста. Перед нами стоят следующие задачи:
1. Изучить понятие «Социально-личностное развитие детей на этапе дошкольного детства»
2. Изучить понятие детский досуг как социальный феномен.
3. Найти особенности организации детского досуга детей дошкольного возраста.
4. Разработать систему мероприятий досуговой деятельности, направленную на успешное социально-личностное развитие детей дошкольного возраста.
5. Выявить эффективность разработанных форм и методов организации досуга в дошкольном учреждении для успешного социально-личностного развития детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс социально-личностного развития детей в дошкольном учреждении.
Предмет исследования: игра как средство успешного социально-личностного развития дошкольников.
Гипотеза исследования: специально организованная досуговая деятельность положительно влияет на социально-личностное развитие детей дошкольного возраста, при условии, что:
- в дошкольном учреждении будет разработано и реализовано содержание досуговой деятельности социальной направленности
- отобраны и использованы формы и методы, обеспечивающие активное усвоение детьми дошкольного возраста представлений о социальной действительности, ценностных установок, социальных норм и правил в единстве мотивационного, когнитивного и деятельностно-практического компонента.
В исследовании применялись такие методы как наблюдение, беседы с детьми, игровые упражнения.
Работа состоит из Введения, 2-х глав, Заключения и Библиографического списка.
Глава 1. Теоретические основы проблемы досуговой деятельности как средство социально-личностного развития детей дошкольного возраста.
1.1. Сущность социально-личностного развития детей на этапе дошкольного детства.
Для нашей работы важно уточнить цель, сущность и специфику социально-личностного развития детей.
Цель социально-личностного развития детей дошкольного возраста заключается в оказании ребенку постоянной поддержки, в содействии развитию эмоционально-положительного отношения к окружающим, в развитии у детей уверенности в собственных силах, в формировании коммуникативных навыков.
Данной тематикой занимались великие отечественные ученые Л.С. Выготский, М.И. Богомолова, А.Г. Гогоберидзе, Л.М. Захарова, С.А. Козлова, Т.С. Комарова, Л.В. Коломийченко, В.Т. Кудрявцев и др.
Известный психолог Л.С. Выготский рассматривал процесс социального развития как приобщение детей к богатству и разнообразию окружающего мира и его проявлениям, как результат приучать ребенка к культуре [3].
В.Т. Кудрявцев отмечал, что социально-личностное развитие – это усвоение культуры и творчества. В работах В.Т. Кудрявцева написано положение о том, что культура приобретает функцию материала, на котором ребенок ориентируется в человеческих отношениях, между тем ребенок не только присваивает, но и творит собственное искусство. Процесс социального развития дошкольников, по мнению В.Т. Кудрявцева, предполагает развитие у ребенка личного отношения, преобразования и трансформации культурных ценностей в собственные межличностные отношения. Когда ребенок развивается социально, то он становится творческим человеком[8].
Доктор педагогических наук А.Г. Гогоберидзе в своих трудах оглашает список универсальных человеческих талантов, становление которых осуществляется в процессе социального развития: компетентность, креативность, инициативность, произвольность, самостоятельность, ответственность, безопасность и другие. В данной работе «Концепции организации образования детей старшего дошкольного возраста» А.Г. Гогоберидзе предлагает компетентность, чтобы развить личность дошкольника. Среди многозадачной, начальной, главной компетентности дошкольников она выдвигает начальную личностно-социальную компетентность, которая дает ребенку самостоятельно решать задачи, связанные с коммуникацией с другими детьми и взрослыми и повышением самооценки, которая определяет выбор взаимодействия с обществом[10]. Становление начальной главной личностно-социальной компетентности направленны на:
- становление «Я», самопознание, самооценку;
- формирование ценностей добра, красоты, истины;
- появление интересов, склонностей, предпочтений, выражений своего мнения, позиции;
- контроль над поведением и последствий после них;
- интерес к обществу, культуре, искусству;
- культурное поведение и общение в обществе;
- появление чувств переживания, сочувствия;
- сплоченность.
По вышесказанному можно сказать, что развитие ребенка довольно сложное мероприятие, которое включает взаимодействие с обществом и культурой. Главное в социально-личностном развитии формирование у ребенка поведения в обществе взрослых и детей, воспитании отношения к окружающим.
Поэтому можно выявить показатели, которые влияют социально-личностное развитие детей:
• Обучение детей о представлениях взаимодействия с обществом;
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Аверин, В. А. Психология развития детей дошкольного возраста [Текст] / В. А. Аверин. - Спб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000. - 64 с. - ISBN 5-8016-0203-8.
2. Азбукина Е.Ю. Использование элементов театральной педагогики при работе с детьми [Текст] / Е.Ю. Азбукина// Вестник Томского государственного педагогического университета. -2010. - №1. - С. 70-74.
3. Валитова, И. Е. Психология развития ребенка дошкольного возраста [Текст] / И. Е. Валитова. - Мн.: Ушверсггэцкая, 1999. - 160 с. - ISBN 985-09-0294-9.
4. Войди в мир развлечений и забав: организация досуговой деятельности в ДОУ [Текст]: методическое пособие/ А.Е. Заверуха, Т.В. Кузнецова, Н.Ю. Майданкина, Л.Г. Лихачева, Е.В. Усова, Н.А. Прохорова, О.Г. Шатунова; под ред. Н.Ю. Майданкиной.- Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2013. – 132 с.
5. Гализина Е.С. Туризм - источник радости [Текст] / Е.С. Гализина // Дополнительное образование и воспитание. - 2010. - №9. - С. 34.
6. Добрович, А. Общение: наука и искусство [Текст] / А. Добрович. - М.: АОЗТ «Яуза», 1996. - 254 с- ISBN5-87849-069-2.
7. Еникеев М. И. Общая и социальная психология [Текст] / М. И. Еникеев. - М.: Норма, 2002. - 624 с. - ISBN: 5-89123-359-2.
8. Забрамная С. Д. Развивающие занятия с детьми [Текст] / С. Д. Забрамная. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2006. - 170 с. -ISBN: 5-88923-066-2.
9. Зацепина М.Б. Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников [Текст] / Под ред. Т.С. Комаровой. - М., 2004.
10. Иванова Н.В. Социальное развитие детей в ДОУ: методическое пособие [Текст] / Н.В. Иванова, Е.Ю. Бардинова, А.М. Калинина. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
11. Исаева И.Ю. Досуговая педагогика [Текст] : Учебное пособие / И.Ю. Исаева - М: Флинта, 2010. - С. 26.
12. Кленов Н.В. Культурно-досуговая сфера УДОД [Текст] / Н.В. Кленов // Дополнительное образование и воспитание. - 2008. - №7. - С. 12-18.
13. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / В. С. Мухина. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 456 с. - ISBN 5-7695-0408-0.
14. Непомнящая, Н. И. Становление личности ребенка 6-7 лет [Текст]/ Н. И. Непомнящая. - М.: Педагогика, 1992. - 160 с.' - ISBN 5-7155-0379-5.
15. Онощенко СВ. Педагогические условия реализации возможностей игрушки как средства формирования социального опыта дошкольников [Текст] / СВ. Оношенко // Вестник Тамбовского университета. - Серия: Гуманитарные науки. - 2008. - №12. - С. 156.
16. Пере-Клеймон, А. Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей [Текст] / А. Н. Пере-Клеймон. - М.: Педагогика, 2001. - 248 с. -ISBN 5-7155-0023-0.
17. Смирнова, Е. О. Детская психология [Текст] / Е. О. Смирнов. - М: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2003. - 368 с. - ISBN 5-691-00893-5.
18. Станкин, М. И. Психология общения [Текст] / М. И. Станкин. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. - 304 с. - ISBN 5-89502-072-0.
19. Столяренко, Л. Д. Педагогическая психология [Текст] / Л. Д. Столяренко. - Р-н/Д.: Феникс, 2000. - 544 с. - ISBN 5-222-01423-1.
20. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология [Текст] / Г. А. Урунтаева. -М.: Академия, 2001. - 336 с. - ISBN 5-7695-0034-4.
21. Урунтаева, Г. А. Практикум по детской психологии [Текст] / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. - М.: Просвещение, 1995. - 291 с. - ISBN 5-09-006457-1.
22. Целуйко, В. М. Вы и ваши дети. Психология семьи [Текст] / В. М. Целуйко. - Р-н/Д.: Феникс, 2004. - 448 с. - ISBN 5-222-05215-Х.
23. Шамсутдинова Д.В. Организованный досуг как вид социально-культурной и педагогической деятельности [Текст] / Д.В. Шамсутдинова // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2007. - Специальный номер. - С 147.
24. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования /httр://www.rg.ru/2013/11/25/dоshк-standart-dок.html
25. Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 1995. - 416 с. - ISBN 5-87224-087-2.
26. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 56 с.