Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Огромная роль детской книги, художественной литературы в формировании личности является общепризнанной. Художественная литература расширяет представления детей об окружающем мире, формирует первичные ценностные представления, содействует развитию литературной речи, приобщению к словесному творчеству, вводит детей в мир чувств переживаний, создает условия для радостного и содержательного проживания детьми дошкольного детства, удовлетворяет детские интересы и потребности в игре, общении со взрослыми и сверстниками.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования ориентируют учителя на развитие личности ученика, необходимость обратить особое внимание на процесс формирования тех учебных компетенций, которые необходимы школьникам для дальнейшего успешного обучения.
Β настоящее время нет устоявшегося определения понятия «компетенция», так как оно является новым для отечественной педагогики. Компетенция в переводе с латинского языка «competentia» обозначает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен.
«Читательская компетенция» относится к специальной (профессиональной) и представляет совокупность определенного набора знаний, умений и навыков, позволяющих учащимся работать с разными видами письменных текстов: читать, понимать и разбирать их.
Β настоящее время в педагогике, методике, социологии, книговедении появляется все больше понятий, связанных с чтением: читательская компетентность, читательская культура, читательское развитие, литературная компетентность.
Β национальной программе поддержки и развития чтения читательская компетентность определяется как «совокупность знаний и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в печатной (письменной) форме и успешно ее использовать в личных и общественных целях». Β рекомендациях по повышению уровня читательской компетентности в рамках указанной программы также отмечается, что понятие читательская компетентность тесно связано с понятием функциональной грамотности, при этом «речь идет не о технике чтения, а о способности индивида читать, чтобы приобретать новые знания, помогающие в практической жизни и в дальнейшем обучении».
Μетодологические основы компетентностного подхода в отечественной педагогике разработаны в трудах Α.Β. Χуторского, И.Α. Зимней, Α.Α. Βербицкого и других ученых. Исследованию процессов формирования читательской компетентности посвящены труды ученых Э.Α. Οрловой, Ε.Л. Γончаровой, данная проблема освещается в документах PISA.
Тенденцией современного времени является уменьшение времени общения младшего школьника с книгой. Первые места в рейтинге любимых занятий дошкольников занимают просмотр мультфильмов, компьютерные игры, а чтение лишь четвертое – пятое места, до 40 процентов детей не испытывают устойчивого интереса к книге, не проявляют инициативы в общении с книгой.
Цель данного исследования: изучение вопросов формирования читательской компетенции младших школьников в курсе внеурочная деятельность «Волшебный мир книг».
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
Изучить возрастные и психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста;
Проанализировать проблему формирования читательской компетенции младших школьников в психологопедагогической литературе;
Рассмотреть пути развития читательской компетенции у младших школьников;
Разработать проект внеурочной деятельности «Волшебный мир книг»;
Провести диагностику сформированности читательской компетенции младших школьников до и после внедрения проекта.
Объект исследования: процесс формирования читательских компетенций младших школьников.
Предмет исследования: внеурочная деятельность как условие, обеспечивающее эффективность процесса формирования читательских компетенций у младших школьников.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические предпосылки формирования читательской компетенции младших школьников
1.1. Возрастные и психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст детей (с 7 до 10 лет). Это период становления логического мышления, переход от условной схемы к формальному изображению. Считается, что до 10‐ти лет детское изобразительное творчество способно развиваться самостоятельно.
В младшем школьном возрасте наступают существенные изменения во всех сферах развития личности - интеллекте, познавательных процессах, социальных отношениях и др.
Серьезные и значительные изменения охватывают познавательную сферу младшего школьника. Психические процессы начинают приобретать опосредованный характер (становятся более осознанным и произвольными). Ребенок учится управлять своими вниманием, памятью, мышлением и др. Увеличивается объем внимания, развиваются навыки его переключения и распределения. Однако младшие школьники еще не могут управлять своим вниманием, часто оказываются во власти внешних впечатлений. Внимание имеет также избирательный направление (направляется на то, что имеет значение для ребенка). В этой связи необходимо помогать детям концентрироваться на ходе выполнения работы, вырабатывать у них умение контролировать свое внимание.
С началом обучения мышление занимает ведущее положение среди других познавательных процессов. Наступает переход от наглядно-образного к словесно-логического, понятийного мышления. Под влиянием развития мышления психические процессы становятся более произвольными и опосредованным, что приводит к появлению рефлексии, анализа, внутреннего плана действий. Для развития культуры мышления учащихся необходимо присоединять их к активной умственной деятельности, которая требует творческих усилий.
Мышление в младшем школьном возрасте становится доминирующей психической функцией, от развития которой зависит формирование всех остальных психических процессов.
Мышление младшего школьника значительно отличается от мышления дошкольника. Для мышления дошкольника характерно такое качество, как непроизвольность — малая управляемость и в постановке мыслительной задачи, и в ее решении, он чаше и лете задумывается над тем, что ему интереснее и что его увлекает. Младший школьник в результате обучения в школе, когда необходимо регулярно выполнять задания, учится управлять своим мышлением. Во многом формированию такого произвольного, управляемого мышления способствуют указания учителя на уроке, побуждающие детей к размышлению. Таким образом, в младшем школьном возрасте возникает новая характеристика мышления — произвольность.
В ходе общения у детей младшего школьного возраста формируется осознанное критическое мышление. Это происходит благодаря тому, что в классе обсуждаются пути решения задач, рассматриваются различные варианты решения, учитель требует обосновывать, рассказывать, доказывать правильность своего суждения, т.е. требует самостоятельного решения. Умение планировать действия также активно формируется в процессе межличностного общения. Учеба побуждает детей вначале прослеживать план решения задачи, а только потом приступать к ее практическому решению.
Младший школьник постоянно попадает в ситуацию, где ему нужно рассуждать, сопоставлять разные суждения, выполнять умозаключения. Поэтому в младшем школьном возрасте начинает интенсивно развиваться третий вид мышления — словесно-логическое. Это отвлеченный вид мышления, в отличие от наглядно-действенного и наглядно-образного типов мышления дошкольников. В младшем школьном возрасте формируются такие приемы логического мышления, как сравнение, связанное с выделением и словесным обозначением в предмете различных свойств и признаков; обобщение, связанное с отвлечением от несущественных признаков предмета и объединением их на основе общности существенных особенностей.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Бородина, В. А. Судьба чтения – судьба образования [Текст] / В. А. Бородина, С. М. Бородин // Журнал «Личность и культура». – 2005. – №6. – С. 42
2. Галактионова, Т. Г. Чтение школьников как социально-педагогический феномен открытого образования [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / Т. Г. Галактионова; Санкт-Петербург. РГПУ им. А. И. Герцена – СанктПетербург, 2008
3. Добрынина, Н. Е. Слоеный пирог искусства чтения [Текст] / Н. Е. Добрынина // Вестник Библиотечной Ассамблеи Евразии. – 2001. – №9. – С. 52
4. Евтюшкин, С. В. Изучение учебного предмета «Чтение» как фактор социализации младших школьников [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13. 00. 01 / С. В. Евтюшкин; Пенза. Педагогический институт им. В.Г. Белинского Пензенского государственного университета, 2006
5. Жукова, И. Г. Педагогическая система развития читательского интереса младших школьников средствами этнопедагогики [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13. 00. 01. / И. Г. Жукова; Саратовский гос. пед. ин-т. – Саратов, 2004
6. Икрамова, С. А. Выразительное чтение и его роль в развитии речи школьников начальных классов : на примере школ Республики Таджикистан: дис. ... канд. пед. наук [Текст] : 13.00.02 / С. А. Икрамова; Таджикский гос. пед. ун-т им. С. Айни. – Душамбе, 2010
7. Койкова - Подшивалова, Н. Н. Внеклассное чтение как предмет нравственно-эстетического воспитания учащихся 5–8 классов [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13. 00. 01. / Н. Н. Койкова - Подшивалова; Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена – Ленинград, 1966
8. Коти, Т. Ю. Литературное чтение. Творческая тетрадь. 3 класс [Текст] / Т. Ю. Коти. – М. : Просвещение, 2011
9. Николаева, Е. Л. Внеклассное чтение в системе нравственного воспитания младших школьников [Текст] : дис. ...канд. пед. наук : 13. 00. 01 / Е. Л. Николаева; Московский пед. гос. ун-т. – Москва, 1999
10. Орлова, Л. И. Выразительное чтение как метод воспитания и развития дошкольников, младших школьников творческими читателями [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13. 00. 01. / Л. И. Орлова; Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М. А. Шолохова. – Москва, 2004
11. Первова Г.М. Детская литература в начальных классах.- Тамбов: ТОИПКРО,1999.
12. Первова Г.М. Педагогическая практика студентов по предметам филологического цикла в начальной школе (литературное чтение). - Тамбов: ТОИПКРО,2012.
13. Планируемые результаты начального общего образования / Л. Л. Алексеева [и др.] ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. М. : Просвещение, 2009.
14. Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2099. – 120 с.
15. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / Сост. Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2010. – 191 с.
16. Романовская, З. И. У истоков личности [Текст] / З. И. Романовская // Учительская газета. – 1979. – 10 марта. – С. 4.
17. Рыбкина, Е. А. Шаг навстречу книге, или как приобщить ребенка к чтению [Текст] / Е. А. Рыбкина // Журнал «Начальная школа». – 2009. – №2. – С. 14-17
18. Рыжкова, T. B. Теоретические основы и технологии начального литературного образования [Текст] / T. B. Рыжкова – M. : Академия, 2007. – c. 114
19. Салахутдинова, Е. С. Педагогическая поддержка младших школьников в процессе обучения чтению [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук : 13. 00. 01. / Е. С. Салахутдинова; – Ростовский гос. пед. ун-т. – Ростов на Дону, 2011
20. Сметанкина, И. П. Педагогические условия формирования у младших школьников интереса к чтению научно - популярной литературы о природе [Текст] : дис. ... канд. пед.наук: 13. 00. 01. / И. П. Сметанкина; Московский пед. гос. ун-т. – Москва, 1999
21. Шурпан, О. В. Формирование познавательной активности младших школьников в процессе обучения (на материале уроков чтения) [Текст] : дис. ... канд. пед. наук: 13. 00. 01. / О. В. Шурпан; Белорусский гос. пед. ун-т им. М. Танка – Минск, 1984