Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что игра обеспечивает исходные формы передачи подрастающему поколению богатства, накопленного обществом социально-исторического опыта. Благодаря ей дети усваивают культурные нормы, касающиеся предметно-символических способов деятельности, и способов индивидуального и группового поведения.
При правильном педагогическом подходе игра может стать не только развлечением, но и основным средством познавательного развития детей дошкольного возраста.
Познавательное развитие дошкольника - это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов. С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Дошкольный возраст - это время фантазёров, неиссякаемых вопросов, разнообразия игровых замыслов.
Познавательная активность детей очень высока: каждый ответ взрослого рождает новые вопросы. Следовательно, чрезвычайно важно в этом возрасте способствовать формированию у детей творческого отношения к окружающему миру и к своей деятельности.
Степень научной разработанности проблемы. Психологи (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин) в своих исследованиях раскрыли стадии развития игровой деятельности, показали значение каждой из них для полноценного развития ребенка.
Данные педагогических исследований (Р.И. Жуковская, А.П. Усова, Д. Б. Менджерицкая, Е.В. Зворыгина, Н.Я. Михайленко и др.) подчеркивают необходимость специального педагогического воздействия для обеспечения правильного и своевременного развития игры.
Объектом исследования является познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования является познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста в игре.
Цель работы – рассмотреть развивающие игры как средство развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить различные теоретические подходы к изучению игры в дошкольном возрасте, рассмотреть особенности развития познавательных интересов в дошкольном возрасте.
2. Провести диагностику познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать систему игр, способствующих развитию познавательных интересов детей дошкольного возраста.
4.Проанализировать эффективность использования развивающих игр для развития познавательной сферы дошкольников.
Методологической и теоретической основой исследования являются психолого-педагогическая теория деятельности (Л.С. Выготский, В.А. Лекторский, А.Н. Леонтьев, В.Н. Сагатовский и др.); общедидактические положения о формировании умений и навыков (Л.С. Выготский, А.Е. Дмитриев, В. А. Крутецкий, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин и др.).
Методы исследования: теоретические (анализ и обобщение литературы по проблеме исследования), эмпирические (педагогическое наблюдение, беседа, эксперимент).
Структура и объем работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГР В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА - ДОШКОЛЬНИКА
1.1. Характеристика познавательных процессов у детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст – это время, когда у ребенка начинает вырабатываться восприимчивость к обучению различным новым для него навыкам. Именно поэтому в этот период как никогда важно уделить максимум внимания развитию различных познавательных процессов и функций.
Г. И. Щукина считает, что развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста подчиняется целому ряду закономерностей. [19, c 72]
Ребенок начинает не только созерцать окружающие его предметы, но начинает проявлять к ним живой интерес. Он начинает понимать, что у каждой вещи есть размеры, форма, цвет и многие другие отличительные признаки; они разные на ощупь и имеют неодинаковую температуру. Со временем, помимо зрения и осязания, у ребенка начинает развиваться слух. Он постепенно учится выделять и сравнивать звуки по громкости.
Постепенно ребенок начинает регулировать сенсорные процессы, всматриваясь во что-либо или прислушиваясь к чему-то. Развиваются внимание и восприятие; сенсорные процессы приобретают большую осознанность.
Тем не менее, развитие познавательных процессов, как в младшем, так и более старшем возрасте у дошкольников еще далеко от совершенства. К примеру, замечено, что дети далеко не сразу начинают понимать перспективу, а также другие пространственные отношения. Затруднено восприятие времени. Рассмотрим, как именно должны развиваться познавательные процессы дошкольников.
М. А. Правдов отмечал, что внимание дошкольников носит все еще непроизвольный характер. Ребенок выделяет из общей массы предметы в зависимости от их яркости, контрастности, отличия от основного фона. И лишь в дальнейшем оно приобретает черты намеренности [13, c 18].
Н.С. Голицына считает, что своеобразной «точкой отсчета» развития у ребенка произвольной памяти считается возраст от трех лет. Именно с этого периода большинство людей начинает помнить события, связанные с их жизнью. Тем не менее, память в дошкольном возрасте также имеет свои отличительные особенности [5, c 22].
Во-первых, также как многие другие познавательные процессы на этом этапе, она носить непроизвольный характер. Ребенок еще не может его контролировать, и запоминание подчиняется простому закону: из всех воздействующих на ребенка раздражителей запоминается только один, но самый сильный. Во-вторых, память ребенка носит ситуативный характер – вспоминая что-то, ребенок может упоминать обстоятельства, сопутствующие процессу запоминания.
Именно непроизвольное запоминание оказывает наиболее существенное воздействие на деятельность ребенка.
Тем не менее, особенности развития познавательных процессов памяти у дошкольников уже начинают отличать следующие особенности [1, c 13]:
-Выделение объекта запоминания из самой ситуации запоминания.
-Использование опоры на последовательность происходящих событий и построение простых логических связей.
-Прочность запоминания и способность удержать информацию в памяти на определенное время.
-Использование простейших элементов произвольного запоминания.
Ближе к концу дошкольного детства у ребенка начинают проявляться зачатки логической памяти, которая строится на понимании ребенком связей, существующих между предметами и явлениями. Теперь ребенок может запоминать более значительные объемы информации и эффективнее
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Айдашева Г.А. Дошкольная педагогика [Текст] / Г.А. Айдашева, Н.О. Пичугина. - М: Феникс, 2004. – С.326.
2. Березин Ф.Б. Методика многостороннего исследования личности [Текст]/ Ф.Б. Березин. – М: Наука, 2013. – 318 с.
3. Божович Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка. // Божович Л.И. Избранные психологические труды. – М.: Международная педагогическая академия, 2012. – 212 с.
4. Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. // Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М.: смысл, Эксмо, 2004. – 512 с.
5. Голицына Н.С. Занятия в детском саду: Перспективное планирование: Вторая младшая и средняя группы [Текст]/Н.С. Голицына. - М.: Скрипторий, 2015. – С.53.
6. Денисенкова Н.С. Особенности познавательной активности детей среднего дошкольного возраста в нормативной ситуации. Ребенок в нормативном пространстве культуры. Региональная научно – практическая конференция, посвященная 70-летию памяти Л.С. Выготского [Текст] / Н.С. Денисенкова, Е.Е. Клопотова. - Москва – Бирск, 2004. -С. 80 – 89.
7. Ильинова К. В., Логвинова О. Ю., Мещерякова С. В., Кулько И. Ю. Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование личности ребёнка // Молодой ученый. - 2014. - №17. - С. 487
8. Козлова С.А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2012.- 421 с.
9. Кригер Е.Э. Педагогические условия развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста [Текст] / Е.Э. Кригер. – Барнаул, 2010.- С.32.
10. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М.И. Лисина. – СПб.: Питер, 2011. – 191 с.
11. Миленко, В. Нужно ли учить детей играть/ В. Миленко // Дошкольное воспитание. - 2015. - N 4. - С. 119-123
12. Панова, Е. Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ. Старший возраст. Выпуск 1 / Е.Н. Панова. - М.: ТЦ «Учитель», Лакоценин С. С., 2016. - 111 c.
13. Правдов, М. А. Особенности организации познавательной деятельности детей дошкольного возраста / М. А. Правдов. - М.: Канон+, 2006. - 183 с.
14. Рыжанкова, Е. Н. Занимательные игры и упражнения с пальчиковой азбукой / Е. Н. Рыжанкова. - М.: Сфера, 2010. - 64 с.
15. Серышева Е. А. Психологические особенности развития познавательных процессов в дошкольном возрасте // Молодой ученый. - 2016. - №2. - С. 103.
16. Смирнова Е. И. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности. // Дошкольное воспитание. 2012. - №4. - С. 70.
17. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н. В. Краснощёкова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2012. - 251с.
18. Теплюк, С. Истоки самостоятельности [Текст] / С. Теплюк // Дошкольное воспитание. – 2011. – № 7 – С.67.
19. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – Фортуна, М., 2013. – 207с.
20. Эльконин. Д. Б. Воспитательное значение сюжетной ролевой игры// Дошкольное воспитание. -2008.№8 с. 17