Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. В последнее десятилетие на передний план научных исследований, проводимых в различных сферах гуманитарного знания, выходит анализ дискурса как объекта, включающего в себя помимо вербально выраженного текста также иные содержательные области. При этом обращает на себя внимание то, что дискурс как операционное понятие научного поиска используется не только в лингвистических исследованиях, но и в других научных изысканиях (например, в истории, психологии, юриспруденции и т.д.).
Учёные активно используют этот термин применительно к разным областям человеческой коммуникации: в частности, лингвистическому анализу подвергаются такие объекты, как просто «дискурс», «диалогический дискурс», «автобиографический дискурс», «газетный дискурс», «рекламный дискурс» и т.п. Поэтому вопрос о разграничении понятий «текст» и «дискурс» требует специального освещения, тем более что в научном подходе к этому феномену в отечественной и зарубежной литературе наблюдаются значительные расхождения.
В конце XX-начале XXI в. в русском языке заметно активизировались деривационные процессы: появилось большое число новых производных слов, словообразовательных аффиксов и аффиксоидов, возросла продуктивность ряда традиционных словообразовательных моделей и способов словообразования, появились новые словообразовательные модели и даже новые способы словообразования. Активные процессы современного словообразования до недавнего времени рассматривались лингвистами в основном на материале языка средств массовой информации - периодической печати, радио и телевидения, поскольку со времени перестройки считалось, что именно средства массовой информации, «диктующие социокультурные и языковые моды, влияют на общественную престижность как отдельных лексем, так и словообразовательных типов, являясь основными «поставщиками» неологизмов, неозаимствований, интернационализмов и гибридных неодериватов, новых словообразовательных формантов и моделей». Очевидно, однако, что с каждым годом для все большего числа людей место СМИ занимают социальные сети, блоги и форумы, и для них «поставщиком» новых слов и словообразовательных моделей является язык интернет-коммуникации, отличающийся рядом особенностей, которые, как кажется, оказывают влияние как на появление новообразований, так и на дальнейшее функционирование неологизмов.
Также благодаря интернет-коммуникации получили вторую жизнь «периферийные» способы словообразования, ранее характерные в основном для сленга и терминологии. Ярким примером словообразования этого вида является словослияние. Эти лексемы образованы при помощи аналогического словообразования, суть которого состоит в копировании готового образца - знакомой лексической единицы с определенной внутренней формой, который говорящий повторяет в акте номинации.
Объект исследования – словарный состав русского языка. Предмет исследования – современные способы изменения словарного состава русского языка.
Целью данной работы является определение направлений обогащения словарного состава. В соответствии с целью сформулированы исследовательские задачи.
1. Определить понятие способов словообразования и подходы к их изучению в лингвистике.
2. Проанализировать традиционные классификации способов обогащения словарного состава в лингвистике.
3. Определить основные источники обогащения словарного состава.
4. Охарактеризовать появление новых «неклассических» способов словообразования на основе заимствования.
В исследовании использовался метод сопоставительного и категориального анализа.
Глава 1. Способы обогащения словарного состава в лингвистике
1.1. Понятие способов словообразования и подходы к их изучению в лингвистике
Словообразование - раздел языкознания, изучающий строение и семантику производных слов, способы их образования, а также словообразовательную систему языка в целом.
В современной науке словообразование рассматривается как особый раздел языкознания. Большую роль в развитии общей теории словообразования сыграли работы Г. О. Винокура, В. В. Виноградова, А. И. Смирницкого. Именно после работ В. В. Виноградова словообразование было выделено в особый раздел науки о языке. Его классификация способов словообразования отражена в первой академической грамматике (1952) и стала традиционной. В 60-70-е гг. ХХ в. теория словообразования получила дальнейшее развитие благодаря работам таких ученых, как Е. А. Земская, А. Н. Тихонов, В. Н. Немченко, В. В. Лопатин, И. С. Улуханов и др.
Термин «словообразование» рассматривают как образование производных слов и как лингвистическую дисциплину, или раздел языкознания. Объектом словообразования как раздела языкознания являются производные слова и способы их образования .
Словообразование тесно связано с другими разделами языкознания, уровнями современного русского языка, например, с морфологией и лексикой.
Словообразование и морфологию сближает то, что «каждая часть речи имеет свои способы словообразования, свой состав словообразовательных средств» . Так, по наличию или отсутствию определенной морфемы, участвовавшей в образовании производного слова, можно определить часть речи. Например, звон - звонить (звон образовано безаффиксным способом от глагола, когда отсутствие суффикса -и- указывает на часть речи производного слова - существительное), мировой, мирный - мир (суффиксы -ов-, -н - признак частеречной отнесенности к прилагательным).
Для лексикологии словообразование служит основным источником пополнения лексического запаса. Причем новое производное слово становится частью лексической системы языка и рассматривается с точки зрения сферы употребления, стилистической принадлежности, отнесенности к активному или пассивному словарному запасу .
Согласно исследованиямлингвиста и методиста Т.М. Балыхиной, что русский язык в процессе обучения представляет собой не только средство, но и цель .
В данном случае знание словообразовательных моделей помогает структурировать группы слов по наличию или отсутствию тех или иных морфем, распределить их по соответствующим словообразовательным гнёздам. Разбор производных основ, в свою очередь, позволяет догадаться о значении и частеречной принадлежности того или иного слова. Например, слова с единичным суффиксом -ств- всегда являются существительными со значением «обобщенности по конкретному признаку» (дворян-ств-о, господ-ств-о).
Кроме того, в требованиях по РКИ к умениям относят распознавание словообразовательных моделей. Если для базового уровня достаточно знать, то для 1 сертификационного уровня обучающийся должен знать и различать достаточно большое количество словообразовательных моделей для всех частей речи . При рассмотрении преподавания РКИ в рамках когнитивного подхода словообразовательные модели следует изучать в совокупности.
В учебно-методических пособиях словообразованию отводится второстепенное значение. Так, А.А. Акишина, О.Е. Каган, Л.С. Крючкова, Н.В. Мощинская не рассматривают словообразование как отдельный аспект в методике РКИ.
Среди языковых аспектов методист Л.С. Крючкова выделяет фонетику, грамматику и лексику, а также четыре вида деятельности: аудирование, говорение, чтение и письмо как коммуникативные аспекты обучения языку . При этом словообразование русского языка не относится к основным аспектам, но включается в комплексный урок по изучению грамматики или лексики.
А.А. Акишина и О.Е. Каган уделяют внимание в первую очередь речевой коммуникации и обозначают главную задачу методического направления коммуникативного обучения как научение участвовать в речевой деятельности . Несмотря на важность изучения словообразования в системе современного русского языка, в методике этот аспект еще не до конца разработан.
В XXI в. важным направлением изучения словообразования славянских языков является когнитивный и коммуникативный аспекты анализа производных слов. Средствами словообразования выделяются и фиксируются структуры знания, объективируются некие концептуальные объединения, рождаемые в актах познания и оценке мира. В формировании производного слова используются существующие в системе языка единицы, взаимодействие которых должно быть осмысленно с когнитивной точки зрения как способность характеризовать новое знание через уже имеющееся. Однако эта сложная система не складывается однажды и навсегда, она находится в состоянии постоянного развития, взаимодействия ее элементов, поэтому диахронический анализ производного слова, его структурных компонентов
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Акишина А.А., Каган О.Е. Учимся учить: Для преподавателя русского языка как иностранного. 2-е изд., испр. и доп. М.: Русский язык. Курсы, 2002. 256 с.
2. Балыхина Т.М. Методика преподавания русского языка как неродного (нового): учебное пособие. Изд. 2-е, испр. М.: РУДН, 2010. 188 с.
3. Виноградов В. В. Словообразование в его отношении к грамматике и лексикологии // Виноградов В. В. Исследования по русской грамматике. М., 1975.
4. Винокур Г. О. Заметки по русскому словообразованию // Избр. работы по русскому языку. М., 1959.
5. Земская Е. А. Современный русский язык. Словообразование. М., 1973.
6. Крючкова Л.С., Мощинская Н.В. Практическая методика обучения русскому языку как иностранному: учебное пособие. 2-е изд. М.: Флинта: Наука, 2011. 480 с. (Русский язык как иностранный).
7. Лопатин В. В. Русская словообразовательная морфемика. М., 1977.
8. Лопатин В. В., Улуханов И. С. Словообразование // Русская грамматика. М., 1980. Т. 1.
9. Марочкин А.И. Лексико-фразеологические особенности молодежного жаргона: на материале речи молодежи Воронежа: автореф. дис. … канд. филол. наук. – Воронеж: 1988.
10. Михайлов, В. А. Особенности развития информационно-коммуникативной среды современного общества / В. А. Михайлов, С. В. Михайлов // Актуальные проблемы теории коммуникации: сб. науч. тр. - Санкт-Петербург, 2004. - С. 34-52.
11. Моисеев А. И. Основные вопросы словообразования в современном русском языке. Л., 1987.
12. Мусатов В.Н. Русский язык: морфемика, морфонология, словообразование: учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2010. 360 с.
13. Нахимова Е.А. Прецедентные имена в массовой коммуникации- Екатеринбург, 2017.
14. Немченко В. Н. Современный русский язык. Словообразование. М., 1984.
15. Пешковский А. М. Избранные труды. М., 1959.
16. Смирницкий А. И. Некоторые замечания о принципах морфологического анализа слов // Доклады и сообщения филол. фак-та МГУ : изд-во МГУ. 1948. Вып. 5.
17. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц : в 2 ч. Ч. 2 : Морфология. Синтаксис / В. В. Бабайцева. Н. А. Николина, Л. Д. Чеснокова и др.; под ред. Е. И. Дибровой. М., 2002.
18. Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: в 2 т. М., 1985.
19. Требования по русскому языку как иностранному. Первый уровень. Общее владение. 2-й вариант / Н.П. Андрюшина и др. 2-е изд. М.; СПб.: Златоуст, 2009. 32 с.
20. Филиппова Л.С. Современный русский язык. Морфемика. Словообразование: учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2009. 248 с.