Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Занятия лёгкой атлетикой способствуют гармоничному развитию организма и основная задача учителя (тренера) создать фундамент общей физической подготовки для дальнейшего развития тех или иных качеств, например, выносливости.
Выносливость – это наиболее важное физическое качество, которое проявляется в профессиональной, спортивной и в повседневной жизни людей. Она отражает общий уровень работоспособности не только при физической деятельности, но и при любом виде умственной. Особенность выносливости заключается в том, что она является показателем здоровья, так как определяется функциональными возможностями организма (сердечно-сосудистой, дыхательных систем).
В физическом воспитании школьников одно из ведущих мест занимает развитие двигательных качеств, в том числе выносливости. Уровень развития выносливости у многих учащихся, к сожалению, невысок, и они отнюдь не всегда справляются с учебными нормативами в беге на длинные дистанции, в кроссовой и лыжной подготовке.
Повышение уровня выносливости учащихся наиболее актуально в школьном физическом воспитании. Данное высказывание подтверждается длительностью и степенью статического напряжения организма школьников при учёбе, подготовке домашнего задания и другой статической нагрузке, предъявляемой к двигательному аппарату и функциональным системам.
Данная тема является актуальной потому, что уровень развития выносливости у школьников низкий (недостаточный). Школьные программы отличаются определённым консерватизмом и не заостряют внимания на целенаправленном формировании общей выносливости у учащихся, исключительно ориентируясь на повышение таких физических качеств, как скорость и сила. Развивая выносливость на уроках физической культуры, учитель решает и непосредственно задачи физического воспитания, и, более широко, задачи общего физиологического, психологического совершенствования ребёнка.
Перед учителем всегда стоит проблема подбора упражнений, средств и методов, наиболее эффективно способствующих всестороннему физическому развитию школьника. Однако школьные программы не статичны, они претерпевают изменения. Эти изменения зависят от материальной базы, климатических условий, наличие спортивного инвентаря и оборудования, состава педагогических кадров.
Наблюдая в разных условиях за деятельностью многих учителей, а также на основе предварительного обзора методической литературы, мы делаем предварительное замечание: положительное воздействие на организм школьника может быть достигнуто применением не очень широкого арсенала средств, доступных и удобных при любом состоянии материальной базы и климатических условий. Это, в первую очередь, общедоступные средства и упражнения лёгкой атлетики.
Актуальность данной работы заключается и в том, что мы фокусируем внимание именно общедоступных упражнений лёгкой атлетики как средства физического воспитания и развития учащихся.
Всё вышесказанное доказывает актуальность данной работы и является мотивом для её написания. Много исследований посвящено проблеме воспитания выносливости спортсменов на разных этапах подготовки, то есть в профессиональном спорте. В то же время в методике школьного курса физического воспитания приоритетна работа по повышению спортивных результатов, на воспитание же таких важнейших физических качеств, как выносливость, как правило, не хватает учебного времени.
Цель – выявить особенности развития выносливости у учащихся подросткового возраста средствами лёгкой атлетики.
Задачи:
1. Провести аналитический обзор специальной литературы по теме исследования.
2. Разработать экспериментальную методику по развитию общей выносливости у школьников на уроках физической культуры.
3. Выявить эффективность использованной методики.
4. Разработать методические рекомендации.
Гипотеза: если целенаправленно воспитывать выносливость на уроках физической культуры, можно повысить не только уровень функциональной подготовленности детей, но и их общую работоспособность.
Объект – процесс развития выносливости на уроках физической культуры.
Предмет – параметры нагрузки, мера нагрузки и чередование работы и отдыха, развития выносливости школьников 8-х классов на уроках физической культуры.
Методы:
1. Анализ, синтез и обобщение научно – исследовательской и методической литературы.
2. Педагогическое наблюдение.
3. Педагогический эксперимент.
4. Педагогическое тестирование.
5. Хронометрирование.
6. Методы математической статистики.
Глава 1. Выносливость в системе физического воспитания и особенности её развития у детей среднего школьного возраста
1.1. Особенности возрастного развития детей среднего школьного возраста
Согласно многочисленным исследованиям психологов, педагогов, физиологов и социологов, в среднем школьном возрасте (подростковом) происходит активное формирование коммуникативных свойств личности[11, 17, 24, 26, 32, 38]. Значительное содействие этому оказывает общественно полезная работа в различных её формах: учебной, спортивной, художественной, производственно-трудовой, общественно-организационной, а главное‒ свободный переход от одной её формы к другой. При этом следует отметить, что современная система школьного образования пока не в состоянии удовлетворить требованиям этой ведущей деятельности данного периода развития [26, 38, 40]. Таким образом, целесообразно совершенствовать учебно-воспитательный процесс именно в данном направлении. Это особенно значимо, поскольку важнейшие психологические качества подростков ‒ сознательная регуляция своих действий, умение принимать во внимание интересы, потребности, желания, чувства, и характер других людей и ориентироваться на них при организации своего поведения –формируются в различных формах общественно полезной деятельности. В связи с этим особенности форм общественно полезной деятельности, в которой принимают участие подростки, во многом определяют формирование их духовно-нравственных качеств [4, 19].
В подростковом периоде оказываются особенно значимыми общечеловеческие ценности и проблемы, начинает формироваться моральное сознание, происходит начало становления жизненной позиции. Но для окончательного её определения подросток пока не обладает необходимым гражданским опытом, грамотной ориентацией в социальных отношениях. У подростков имеются для этого все основные предпосылки: их возраст определяет построение жизненных планов, формирует предпосылки выбора профессиональной деятельности. При этом самосознание становится одним из важнейших факторов развития их личности[2, 16, 27].
Граница подросткового возраста в психологической, педагогической, социологической, медицинской и юридической литературе определяются по-разному: 1)11–14 лет, 2) 14–18 лет, 3) 12–20 лет и т. д. С позиций подростковой психиатрии, к подростковому возрасту наиболее целесообразно отнести весь период полового созревания - от его первых признаков до наступления полной зрелости. С последней в настоящее время в большинстве стран совпадает возраст юридической самостоятельности – 18 лет [5].
По мнению различных психологов, период полового созревания подразделяется на две стадии: негативную и позитивную. Во время первой стадии (до 15 лет) подросток противопоставляет себя другим, стремится к противоречию, не желает подчиняться существующим в обществе нормам, правилам и порядкам. В позитивной стадии (с 16 лет) выступает противоположная тенденция к социализации, приобщению к духовным ценностям своего времени, выработке жизненных правил [3, 7, 33].
Половое созревание занимает особое место в становлении человека. Наступление полового созревания совпадает с подростковым возрастом и является его отличительной чертой. Существует непосредственная связь между деятельностью половых желёз и физическим и половым развитием подростков. Так, значительное ускорение процессов роста у мальчиков и девочек начинается в разном возрасте. У девочек наиболее интенсивный рост происходит в 11–13 лет, у мальчиков – в 13–15. Девочки начинают обгонять мальчиков в росте примерно с десяти лет. После 13–14 лет, с началом менструального цикла, темпы роста девочек резко снижаются, и мальчики снова начинают обгонять их. Увеличение массы тела также подчинено определённым закономерностям: до 11 лет масса тела мальчиков и девочек сопоставима, с 11 до 14 лет масса тела девочек превышает массу тела
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемых источников
1. Ашмарин Б.А. Теория и методика физической культуры – М.,1990
2. Байтман Л.Б., Зуев С.В. Уроки лёгкой атлетики в школах Карелии/Физкультура в школе, 2000, №3
3. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и каждого – М.,1988.
4. Бег на средние и длинные дистанции: Система подготовки/Ф.П. Суслов, Ю.А. Попов, В.Н. Кулаков, С.А. Тихонов; Под ред. В.В. Кузнецова. –М.: Физкультура и спорт, 1982.
5. Болдырева И.О. Избранные лекции и практикум по общей и возрастной физиологии человека. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2005
6. Вайцеховский С.М. Книга тренера. – М., 1971
7. Венедиктов И.Н. Методика преподавания лёгкой атлетики. – М., 1998.
8. Желеняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. – М., 2002.
9. Жилкин А.И. и др. Лёгкая атлетика: Учеб. Пособия для студ. высш. пед. учеб. заведений/ А.И.Жилкин, В.С.Кузьмин, Е.В. Сидорчук. – М., 2003.
10. Залесский М. Биохимический контроль в беге на выносливость:/Лёгкая атлетика. – М.: ФиС, 1989, №6.
11. Захаров Е.Н., Карасёв А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки/Методические основы развития физических качеств – М.,1994.
12. Зданевич А.А. Бег на уроках лёгкой атлетики/ Физкультура в школе,1999, №2.
13. Зданевич А.А Прыжки на уроках лёгкой атлетики/Физкультура в школе,1998, №3.
14. Кёллер Х. Упражнения на выносливость – М., 1984.
15. Книга тренера по лёгкой атлетике/Под ред. Хоменкова Л.С. – М., 1987.
16. Кольчевская Л.И Как планировать уроки лёгкой атлетики/ Физкультура в школе,1998, №3.
17. Коробков А., Волков Н. Бег на средние дистанции; факторы результативности: / лёгкая атлетика – М.: ФиС,1983, №11.
18. Лёгкая атлетика: Учеб. для студентов пед. ин –тов по спец. №2114 «Физ. воспитание» / А.Н. Макаров, П.З. Сирис, В.П. Теннов – М., 1987.
19. Лёгкая атлетика: Учебник для ин – тов физ. культ./Под ред. Н.Г. Озолина, В.И. Воронкина, Ю.Н. Примакова – М., 1989
20. Лёгкая атлетика: Учебник. под ред. Озолина Н.Г., Маркова Д.П. – М., 1972.
21. Макаров А.Н. и др. Лёгкая атлетика: Учеб. для учащихся отд – ний физ. воспитания пед. уч – щ – М., 1990.
22. Матвеев А.П., Мельников С.Б. Методика физического воспитания с основами теории. М.: Просвещение. 1991.
23. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры – М: Физкультура и спорт, 1991
24. Матвеев А.П. Физическая культура 5-11кл. – М., 2007.
25. Методические рекомендации учителям физкультуры/сост.А.С. Комельков.- Челябинск, 1991.
26. Московченко О.Н. Теория и методика физической культуры - Красноярск, 1994.
27. Настольная книга учителя физической культуры/Под ред. проф. Л.Б. Кофмана; Авт. – сост. Г.И. Погадаев – М.: Фикультура и спорт, 1998.
28. Озолин Н.Г. Современная система спортивной тренировки. – М., 19970.
29. Окунёв А.П. Основы тренировки в беге/Учебное пособие к спецкурсу/Рязань, 1989.
30. Практикум по лёгкой атлетике: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений /И.В. Лазарев, В.С. Кузнецов, Г.А. Орлов. – М.,1999.
31. Решетников Н.В. Кислицын Ю.Л. Физическая культура: Учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений.- 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2000.
32. Солодков А.С,Сологуб Е.Б. Физиология человека. М.:Тера – Спотр,Олимпия Пресс, 2001.
33. Суслов Ф.П. Никитушкин В.А. Воспитать бегуна:/Лёгкая атлетика. – М.: ФиС. 1989, №9.
34. Теория и методика спорта: учебное пособие для училищ олимпийского резерва – М.,1997-416 с.
35. Тимофеев В.Н. Теория и методика Физической культуры и спорта.- М.,1998.
36. Фёдоров В.И. Физическая культура. – М.,2000.
37. Физиология человека (учебник для институтов физической культуры. Изд. 5-е). Под ред. Н.В.Зимкина. – М.: ФиС, 1975.
38. Физическая культура и спорт в общеобразовательной школе: Пособие для учителя/В.П. Богословский, М.Н. Давыденко, В.П. Дробышев – М., 1985.
39. Физическая культура.Учебное пособие/Гулько Я.Н. – М.,2000.
40. Физическая культура. Учебное пособие/Давиденко Д.Н. – М., 1999.
41. Физическая культура: Учеб. для учащихся 8-9 кл. общеобразоват. Учреждений/Л.Е. Любоморский, Г.Б Мейксон, В.И. Лях и др. – М., 2001.
42. Ходов Ж.К. и др. Лёгкая атлетика в школе: Пособие для учителя – М., 1993.
43. Холодов Ж.К. Кузнецов В.С. Тория и методика физического воспитания и спорта. – М., 2002.