Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность настоящей курсовой работы связана с тем, что в современном мире существует проблема обучения детей. Этап дошкольного образования является одним из ключевых в будущем образовании ребенка.
Нужно помнить, что дошкольное образование формирует интерес к обучению в школе. При этом жизненно важно, чтобы ребенок имел представление не только о счете, письме, но и разбирался в профессиях. По крайней мере, знал и понимал сущность работы родителей и педагогов.
В эпоху современных компьютерных технологий дети могут знакомиться с профессиями не только в ходе непосредственной экскурсии на производство, но и дистанционно. Для этого можно проводить виртуальную экскурсию на предприятие или предложить детям и их родителям подготовить презентацию о работе близких родственников.
Кроме этого такая экскурсия имеет большое значение для детей с логопедическими проблемами. Изучение профессий может сопровождаться выполнением логопедических упражнений, развивающих речь ребенка и способствующих нивелированию различных проблем связанных с речью или нечетким произношением звуков.
Говоря о виртуальной экскурсии важно отметить, что дети в наглядной форме смогут увидеть особенности работы различных специалистов. Однако виртуальная экскурсия имеет большой недостаток – это невозможность непосредственно потрогать или ощупать технологический процесс.
Такой недостаток важен при знакомстве с такими профессиями как пекарь ил кондитер. Здесь важно помнить, что детям, как правило, во время экскурсии предлагают самостоятельно выпечь или приготовить хлеб или сладость. Кроме этого дети принимают участие в оформлении такого изделия. Как правило, дети раскрашивают пряник из кондитерского пистолета глазурью и т.д.
Из плюсов можно отметить, что дети с одно стороны знакомятся с возможностями компьютера и Интернета, а также имеют возможность заглянуть в суть той или иной профессии. Например, речь может идти о важности профессии пилота или сталевара.
Цель работы – выявить особенности виртуальной экскурсии как средства ознакомления детей старшего дошкольного возраста с миром профессий взрослых.
Объект исследования – виртуальные экскурсии.
Предмет исследования – виртуальные экскурсии как средства ознакомление детей старшего дошкольного возраста с миром профессий взрослых.
Задачи исследования:
1. Дать определение термину «виртуальная экскурсия»;
2. Охарактеризовать положительные и отрицательные стороны виртуальной экскурсии;
3. Определить принципы применения виртуальной экскурсии в воспитании дошкольников;
4. Оценить принципы применения виртуальной экскурсии при знакомстве с профессиями;
5. Сделать выводы по итогу исследования.
1. Теоретические аспекты проблемы исследования
1.1. Экскурсии для дошкольников. Ознакомление с трудом взрослых
Одним из интегрированных направлений социально-личностного и познавательно-речевого развития дошкольников является ознакомление с трудом взрослых. Ребенок дошкольного возраста повсюду сталкивается с трудом взрослых (в семье, в детском саду, в доступном общественном окружении) и пользуется его результатами. Чтобы это пользование не превратилось в потребительское отношение необходимо последовательное и систематическое ознакомление детей с трудом взрослых сначала в ближайшем окружении, а впоследствии и за пределами семьи и дошкольного учреждения.
Детей раннего возраста привлекают лишь внешние моменты трудовой деятельности взрослых. Это связано с ведущей предметно-манипулятивной деятельностью ребенка и его ориентацией на предметный мир и способы употребления различных предметов взрослыми [6].
В дошкольном возрасте появляется потребность жить одной жизнью с взрослыми, активно войти в жизненное пространство человеческого сообщества и действовать в нем. В этот период ребенок стремится освоить деятельность взрослого, понять ее смысл и потому он является сензитивным для формирования у детей представлений о труде взрослых. С большим интересом дети осваивают суть и значение разнообразных трудовых действий, общественное мироустройство в целом. При этом значимо не теоретическое восприятие, а непосредственные наблюдения ребенка за разнохарактерным трудом людей.
В процессе освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования дети получают систематизированные знания о труде взрослых, на основе которых формируется уважение к человеку труда и труду, к его результатам, бережливость и аккуратность. В данном аспекте образовательной работы с детьми значимы три компонента обучения: умственный компонент способствует накоплению теоретических знаний, однако они останутся формальными, если не будут опираться на образное мировосприятие (физический компонент) и положительные эмоции (эмоциональный компонент) [5].
Однако трудовое воспитание в детском саду сопряжено с некоторыми сложностями. Например, значительное количество видов труда взрослых недоступно детям для наблюдения, и они не имеют возможностей для его восприятия. Педагогам ДОУ приходится искать такие формы ознакомления детей с трудом взрослых, которые бы приблизили детей к нему, показали его общественную значимость, сущность трудовых действий взрослого человека, востребованность и применимость результатов труда.
Одними из самых эффективных форм образовательной работы с детьми по данному направлению являются экскурсии для дошкольников, которые не только позволяют знакомить детей с трудом взрослых, но и помогают осознать его нравственную и социальную значимость.
Экскурсии для дошкольников позволили детям увидеть трудовые действия, сам процесс труда и используемые человеком орудия, попробовать себя в выполнении доступных трудовых действий [4].
Таким образом, можно сделать вывод, что виртуальная экскурсия или друга форма экскурсии, замещающая виртуальную экскурсию на производство, имеет большое педагогическое и дидактическое значение.
Дело в том, что дошкольники активно знакомятся с изучаемой проблемой или явлением. Дети получают представление о профессии, важности работы и труда в целом. Это важно для формирования здоровой, активной и трудолюбивой личности.
1.2. Виртуальная экскурсия и социализация ребенка
Информатизация общего образования в нашей стране уже имеет свою историю и традиции. Компьютер активно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения и развития детей. Использование современных компьютеров в работе с детьми дошкольного возраста только начинается [3].
Актуальность данной темы определяется развитием современного общества и неразрывно связано с научно-техническим прогрессом.
Информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение в условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий. Благодаря преобразованиям все шире проявляется роль информационных технологий не только в системе школьного, но и дошкольного образования.
Безграничный познавательный интерес современного дошкольника успешно реализуется через организацию виртуальных экскурсий.
Виртуальная экскурсия – это организационная форма образовательной деятельности, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий [7].
Виртуальная экскурсия в работе с дошкольниками позволяет получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения, сэкономить время и средства. Достоинства данных экскурсий в том, что воспитатель сам отбирает нужный ему материал, составляет необходимый маршрут, изменяет содержание согласно поставленным целям и интересам детей [2].
Огромную роль в активизации деятельности детей во время виртуальных экскурсий играет поисковый метод. Дети не просто знакомятся с материалами экспозиций, но и занимаются активным поиском информации. Как пишет современный исследователь Ю.М. Горвиц, это успешно достигается путем постановки проблемных вопросов перед экскурсией либо получением определенных творческих заданий [4; 99].
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Суворов В.А. Виртуальные экскурсии в ДОУ. - Воронеж: ИД Ярус, 2017. — 431 с.
2. Терентьева О.В., Логинова В.С. Современное дошкольное образование. – Нижний Новгород: Фара, 2018. – 1723 с.
3. Титова Н.С. Знакомство с профессиями в ДОУ. – Екатеринбург: Азимут, 2016. – 449 с.
4. Федорова О.Д. Образовательные подходы к дошкольному образованию. – Новороссийск: Акцент, 2015. – 380 с.
5. Фененко А. Современная история дошкольного образования: 1991 – 2015. Учебное пособие / М.: Аспект Пресс, 2015. 384 с.
6. Щербакова А.А. Исследование понятия «виртуальные экскурсии при знакомстве с профессиями в ДОУ» // Материалы международного научно-практического форума «Евразийский научный форум» - СПб.: МИЭП при МПА ЕврАзЭС, 2015 – С. 386-397
7. Ярцев Е.Н. Классификация методов воспитания в ДОУ // Материалы международного научно-практического форума «Евразийский научный форум» - СПб.: МИЭП при МПА ЕврАзЭС, 2016 – С. 412-425