Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования проблемы экономического воспитания детей младшего школьного возраста определяется рядом обстоятельств, среди которых можно обозначить:
˗ социально-экономический кризис общественного развития, втягивающий в денежные отношения подрастающее поколение
˗ социальное расслоение семей с высоким и чрезмерно низким финансовым доходом
˗ значительные изменения в институте образования: позитивные (вариативность школ, новые технологии в подготовке учителей и др.) и негативные (повышение оплаты за учебно-методическую литературу и др.)
˗ криминализация детской среды, утрата ценностных ориентаций
˗ ответно-защитные реакции детей на процесс самостоятельного разрешения проблемных ситуаций, связанный с реализацией материальных и духовных потребностей.
В психолого-педагогической литературе накоплен опыт осмысления организации экономического воспитания не только в основной и средней школе, так и в начальной. В трудах ученых А.Ф. Аменда, Ю.К. Васильева, Б.З. Вульфова, Е.Н. Землянской, Л.П. Фридман рассмотрены вопросы актуальности и содержания экономического воспитания, особое внимание обращалось на то, что усвоение экономических знаний может быть успешно реализовано в начальной школе [1, 2, 8, 14, 30].
Следует отметить, что Федеральный государственный стандарт начального общего образования определяет среди требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования результаты, которые имеют прямое отношение к сущности экономики, как науки и жизненной потребности, однако, урок в школе, чаще всего, обеспечивает лишь косвенное формирование экономических представлений [26].
Возрастные особенности детей младшего школьного возраста характеризуются тем, что данный возраст – это период наиболее интенсивного освоения окружающей среды. У детей младшего школьного возраста формируются основы социально ориентированного поведения, определяется гражданская направленность личности, развиваются нравственные качества. Все это создает основу для экономического воспитания. Потому ученые делают вывод о том, что экономическое воспитание целесообразно начинать с младшего школьного возраста.
Однако, несмотря на то, что дети младшего школьного возраста способны на доступном уровне усвоить ряд экономических понятий и реалий, в начальном образовании не уделяется пока достаточного внимания. Учитывая необходимость организации систематического экономического воспитания, начиная уже с начальной школы, на сегодняшней день нет учебных предметов, которые нацелены на формирование экономического сознания детей, а система воспитательной работы, которая позволяет выработать основы экономической культуры, является достаточно редким исключением.
Таким образом, потребность учителей начальных классов в специально разработанных программах экономического образования и воспитания детей, отсутствие разработанной теории и методики организации экономического воспитания в массовой начальной школе обусловливают актуальность и выбор нами данной темы курсовой работы.
Цель исследования: на основе теоретического анализа литературы выявить особенности экономического воспитания детей младшего школьного возраста.
Объект исследования – процесс экономического воспитания младших школьников.
Предмет исследования – формы и методы экономического воспитания детей младшего школьного возраста.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ сущности понятия «экономическое воспитание детей младшего школьного возраста».
2. Раскрыть методы и формы экономического воспитания младшего школьника.
3. Выявить критерии показатели экономической воспитанности младших школьников.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, сравнение, обобщение.
Структура работы: данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
1.1 Сущность экономического воспитания младшего школьника
В научно-педагогической литературе проблема экономического воспитания младших школьников не нова и исследовалась в ее различных аспектах. В частности:
1. Формирование гражданина. В работах Е.В.Бондаревской [4, с.11] и Н.Е. Щурковой [35] воспитание школьников рассматривается как процесс формирования гражданина, человека культуры и нравственности с учетом ценностного отношения к природе как общему дому человечества, к нормам культурной жизни; представления о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на земле; ценностное отношение к социальному устройству человеческой жизни; жизненная позиция и способность к индивидуальному выбору жизненного пути.
2. Развитие личности. О развитии личности в младшем школьном возрасте говорится в труде В.С.Мухиной [23]. По мнению автора, в плане личностного развития существенным является то, что возраст 7-8 лет относится к сензитивному периоду усвоения моральных норм. Это единственный момент в жизни человека, когда он психологически готов к пониманию смысла норм и правил и к их повседневному выполнению.
Формирование нравственных качеств личности - специальная работа по воспитанию определенных привычек поведения, которые составляют фундамент качеств личности.
3. Учет интересов личности. Место и роль интересов личности в экономическом воспитании рассматривают Л.И. Абалкин, Г.А. Егиазарян И.Я. Обломская, В.В. Радаев, В.К.Черняк и др. По их мнению, интересы и потребности находятся в тесной взаимосвязи, поэтому надо знать сущность заинтересованности каждого ученика. Многогранность интересов школьника служит одним из показателей уровня экономической культуры личности [23].
4. Метод «погружения». Экономическое воспитание, как считает Н.А. Струнилина [29], имеет ярко выраженный прикладной характер, и поэтому приемы и методы его осуществления должны носить характер «погружения» и, в большей степени, активный. Такая методика побуждает младших школьников к дискуссии, к высказыванию своей позиции по любому экономическому вопросу без боязни ошибочности высказываний или поведения.
5. Экономические игры. Л.Ю. Кобелева [17] считает, что с помощью дидактических игр экономического содержания создаются наиболее благоприятные условия, приближенные к реальной обстановке, с учетом психологически адекватной возрасту учащихся ситуация общения, развивает интерес к экономическим знаниям.
6. Роль учителя в воспитании. В воспитании младших школьников учитель выступает не только в роли информатора и контролера, но и является для учащихся соучастником, сотворцом и фасилитатором учебного процесса
По мнению Т.В. Корсаковой [19], особое место экономическому воспитанию младших школьников должны отводить не только родители, но и педагог, который должен научить ученика понимать, что такое деньги, из чего складывается бюджет семьи и школы, что такое цена товара, от чего она зависит, как создается богатство и каковы его источники. И, конечно же, работа в области экономического воспитания младших школьников требует использования при подаче нового материала разнообразных технологий.
7. Подготовка учителя экономики. Педагогические условия подготовки учителя к осуществлению экономического образования и воспитания школьников представлены в работах О.В. Бажиной [3]. Основой данной подготовки должна являться интеграция современной педагогической концепции и нового экономического мышления.
Система методических и организационных мер по повышению готовности учителей к экономическому образованию и воспитанию учащихся предполагает организацию обучения педагогов с целью овладения ими методикой экономической подготовки и создания стимулов, формирующих у педагогов потребности в экономическом образовании.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аменд, А.Ф. Состояние и развитие теории и практики экономического воспитания школьников[Текст]: метод. рекомендации / А.Ф. Аменд. – Челябинск: ЧГПИ,1988 - 72 с.
2. Аменд, А.Ф. Экономическое воспитание учащихся [Текст] / А.Ф. Аменд, Ю.К. Васильев, Б.З. Вульфов. – М.,2008 - 419 с.
3. Бажина, О.В. Формирование основ экономической культуры младших школьников в учебной деятельности [Текст] /О. В. Бажина. – М., 2002 – 217 с.
4. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики [Текст] / А.С.Белкин. - М: Академия, 2000 - 192 с.
5. Бондаревская, Е.В. Воспитание как возрождение человека культуры// Основные положения концепции воспитания в изменяющихся условиях. - Ростов-на-Дону. – Ч.1., 1993 - 42 с.
6. Боровикова, Т.В. Формирование экономической культуры школьников [Текст] /Т.В.Боровикова, - Соликамск, СГПИ. - 1999. – 264 с.
7. Васильев, Ю. К. Экономическое образование и воспитание учащихся / Ю. К. Васильев. - М. : Педагогика, 1983. - 96 с.
8. Вульфов, Б. З., Интересы и потребности современных детей и подростков [Текст]: Методическое пособие для педагогов и психологов / Б.З. Вульфов, Ю.В. Синягин; под ред. Е.В. Селезневой - М.: КАРО, 2007. - 144 с.
9. Галкина, Л.Н. Экономическое образование детей младшего школьного возраста: учебно-методическое пособие / Л.Н. Галкина. - Челябинск, 2015. – 89 с.
10. Гебеков, Г.Х. Экономические знания и экономическое воспитание школьников [Текст] / Г.Х. Гебеков. – Махачкала: Дагучпедгиз, 1991 – 110 с.
11. Глебова, Г. Д. Экономическое воспитание школьников [Текст] / Г.Д. Глебова - Минск, 2008 - 264 с.
12. Голуб, Л.А. Педагогика [Текст] / Л.А. Голуб. – М.: Просвещение – 2007. – 344с.
13. Залесский, Г.Е. Психология мировоззрения и убеждений личности [Текст] / Г.Е.Залесский. – М.: Изд-во МГУ, 2001. -141с.
14. Землянская, Е.Н. Критерии и конкретизирующие показатели оценки экономических знаний младших школьников [Текст] / Е.Н. Землянская. – М., 2000 - 98 с.
15. Землянская, Е.Н. Курс экономики для начальной школы [Текст] / Е.Н. Землянская. –М., 2007- 286 с.
16. Калиниченко, Н.А. Единство трудового обучения и экономического воспитания [Текст] / Н. А. Калиниченко // Педагогика. - М., 2007. - № 2. - 324 с.
17. Кобелева, Л.Ю. Педагогическое содействие учащимся в их профессиональном самоопределении [Текст] / Л.Ю.Кобелева, Д.Ф.Ильясов // Сибирский педагогический журнал. - Новосибирск. 2009. - № 3. - 198 с.
18. Ковалева, В.Е. Экономическое воспитание школьников в условиях совершенствования социальной демократии [Текст] / В.Е. Ковалева, Т.В. Орлова // Демократия средней школы: проблемы, поиски, опыт. - М., 2006 - 302 с.
19. Корсакова, Т.В. Профессиональная позиция учителя в условиях реализации Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения [Текст] / Т.В.Корсакова // Педагогика. 2009. - № 10. - 215 с.
20. Крысько, В.Г. Психология и педагогика: учебник для бакалавров [Текст] / В.Г. Крысько. – М.: Издательство Юрайт, 2013 - 471 с.
21. Лихачев, Б.Т. Философия воспитания. Специальный курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / Б.Т.Лихачев. – М.: Прометей, 1999. - 282с.
22. Матюша, И.К. Связь трудового и экономического воспитания// Педагогика [Текст] / И.К. Матюша //Педагогика. – 2006 – № 9. - С. 32-36. с.
23. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития,детство, отрочество. [Текст] / В.С.Мухина. - М., 2007 - 640 с.
24. Нравственность в современном мире [Текст] / Сост.: О.В.Крючкова, О.А. Хаткевич.– М.: Красико-Принт, 2003. - 127с.
25. Попов, В.Д. Экономическое воспитание школьников [Текст] / В.Д. Попов // Образование.- Минск, 2008. - № 1. - 315 с.
26. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс] .– URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_96801/ (дата обращения: 07.04.2019)
27. Семенихин, В.А. Экономическое образование и воспитание в школе [Текст] / В.А. Семенихин. – М., 2006 – 287 с.
28. Сергеева Б.В. Методика экономического воспитания младших школьников [Текст] / Б.В. Сергеева, П.А. Сучкова // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 12-4. – С. 742-746
29. Струнилина, Н.А. Приобщаем детей к миру экономики [Текст] / Н.А. Струнилина // Детский сад от А до Я. - Харьков. 2003. - № 4. - 93 с.
30. Фридман, Л.М. Психологический справочник учителя [Текст] / Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагина.- М.: Просвещение, 1991. – 288 с.
31. Шатова, А.Д. Экономическое воспитание дошукольников : учеб.-метод. пособие [Текст] / А. Д. Шатова. - М. : Пед. о-во России, 2005 (ГП Владимир. книж. тип.). - 252 с.
32. Шилова, M.И. Учителю о воспитанности школьников [Текст] / М.И.Шилова. - М.: Педагогика, 1990 - 144 с.
33. Шевырева Т.П. Нравственно-экономическое воспитание младших школьников в образовательном процессе [Текст] / .П. Шевырева // Вестник ЧГПУ 2009.- №5 .- С.175-182.
34. Шевырева, Т.П. Педагогические условия формирования нравственных качеств младших школьников в процессе экономического воспитания [Текст] / Т.П. Шевырева // Вестник ЧГПУ.– 2011.– №6 .- С.146-153.
35. Щуркова, Н.Е. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии [Текст]/ под ред. Н.Е.Щурковой. – М.: Педагогическое общество Россиии, 2005 – 228 с.