Фрагмент для ознакомления
2
Введение
ФГОС дошкольного образования выдвигает те принципы, которые приобщают детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей, что свидетельствует о том, что формирование представлений о своей малой Родине в патриотическом воспитании молодежи, на современном этапе является актуальным направлением в дошкольной педагогике.
В новой парадигме педагогики целью воспитания не является формирование неких специальных патриотических качеств личности. Качественными характеристиками могут выступать только устойчивые отношения, постоянно проявляющиеся себя. Таким образом, целью патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится организация становления ценностного отношения к малой родине, Родине, а высшим проявлением этого процесса будет патриотизм. Суть формирования представлений о малой родине в детском саду – это формирование у детей дошкольного возраста тех чувств, которые являются основополагающими в развитии и становлении ребенка как личности, это любовь и уважение к своей семье, к родному дому, к природе, к культуре и истории своей родины, все то, что создавалось многими поколениями трудом родных и близких людей.
Успешность реализации регионального компонента образования через знакомство дошкольников с народными промыслами родного края станет возможной только при условии активного взаимодействия детей с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через игру, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту. Поэтому работа по ознакомлению с народными промыслами родного края у дошкольников не является изолированной от общего педагогического процесса.
В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием выступает проблема воспитания у дошкольников ценностного отношения к Родине, родному краю, а также основ гражданственности. Как показывают современные исследования, ценностное отношение к родному краю является важной составляющей развития личности ребенка и поэтому оно должно стать значимым компонентом в дошкольном образовании.
Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, благоприятный для формирования высоких нравственных чувств и гражданских качеств, к которым относится чувство патриотизма. Под патриотическим воспитанием понимают «взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим».
Основа патриотического воспитания, воспитания любви к родной земле, к России – это введение растущего человека в поле родной культуры, в духовную атмосферу того места, с которого начинается его судьба.
Объект исследования: формирование представлений о родной стране у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс формирования представлений о родной стране у детей старшей группы.
Цель: изучить особенности формирования представлений о родной стране у старших дошкольников.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Проанализировать организацию работы в ДОУ по формированию у дошкольников представлений о родной стране.
3. Экспериментально исследовать представлений детей 6-7 лет о родной стране.
4. Представить результаты исследования представлений детей 6-7 лет о родной стране.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы исследования представлений детей 6–7 лет о родной стране
1.1. Психолого-педагогические основы формирования у детей 6-7 лет представлений о родной стране
Одна из главных задач, которую можно выделить при формировании у детей патриотического воспитания является любовь к Родине и толерантное отношение ко всем людям. Есть сложность решения данной задачи, и это связано, прежде всего, с возрастом детей.
Современные образовательные программы ориентируются не только на общечеловеческую культуру, но и на российские традиции. Большинство авторов указывают на важность и значимость патриотического воспитания детей дошкольного возраста, но не предлагают целостной системы работы в данном направлении. Характерной особенностью исследований, связанных с воспитанием патриотизма у детей дошкольного возраста, является обращение к отдельным аспектам проблемы. Так, в работах Т.Н. Дороновой довольно отчетливо прослеживается идея патриотического воспитания, но понятие «воспитание патриотизма» не используется; в исследовании С.Н. Николаевой патриотическое воспитание рассматривается в русле экологического воспитания; Т.С. Комарова, Т.А. Ротанова, В. И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А Ноткина, О.Л. Князева, М.Д. Маханева, Е.В. Пчелинцева; Л.Е. Никонова, Е.И. Корнеева делают акцент на приобщение детей к культурному наследию народа. Исследователи С.А. Козлова и Т.А. Куликова предлагают одно из решений проблемы воспитания патриотизма у детей-дошкольников через познание Родины – России.
Потенциал дошкольного возраста как периода формирования личности уникален. И дело даже не в том, что именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности, а в том, что в более поздних периодах эти возможности утрачиваются и упущенное в дошкольном детстве наверстать чаще всего не удается. Поэтому особое внимание в период дошкольного детства следует уделить формированию представлений о родном государстве, которые в будущем станут основой для развития национальных (гражданских) традиций, духовного единства, гражданской ответственности и патриотизма. Представления о родном крае – это формируемые в процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста элементарные знания о месте проживания, его устройстве и отличительных особенностях.
По мнению М.Д. Маханевой базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры [12]. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где родился человек, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона. Знакомясь с родным городом через разные виды детской деятельности, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
М.Д. Маханева и др. ставят следующие задачи по знакомству дошкольников с родным краем в зависимости от возраста и уровня развития детей [12]:
воспитывать интерес к истории своего края, города, села;
способствовать развитию чувства причастности к истории родного края;
воспитывать чувство гордости от осознания принадлежности к носителям традиций и культуры своего края;
вызывать положительные эмоции в процессе приобщения к краеведческому материалу;
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Александрова Е.Ю. Знакомим дошкольников с родным городом [Текст] / Е.Ю. Александрова. – Москва: ТЦ сфера, 2014. – 111 с.
2. Алёшина, Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом [Текст] / Н.В. Алёшина. – Москва: ЦГЛ, 2008. – 111 с.
3. Антоненкова И. Н. Приобщение младших школьников к эстетическим ценностям при изучении народного декоративно-прикладного искусства родного края: Автореф. дис…. канд. пед. наук / И. Н. Антоненкова.– Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2005. – 24 с.
4. Антонов Ю.Е. Как научить детей любить Родину: руководство для воспитателей и учителей [Текст] / Ю.Е. Антонов, Л.В. Левина, О.В. Розова, И.А. Щербакова. – Москва: АРКТИ, 2003. – 168 с.
5. Аюева И. Патриотическое воспитание// Ребенок в детском саду. –2001. – № 5. – С.69.
6. Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир: программа и метод. реком. / О.В. Дыбина. – Москва: Мозаика-Синтез, 2005. –88 с.
7. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ / Е.С. Евдокимова – М.: ТЦ Сфера, 2006. –64 с.
8. Жариков А.Д. Растите детей патриотами: книга для воспитателей детского сада [Текст] / А.Д. Жариков. – Москва: Просвещение, 1980. – 192 с.
9. Жуковская Р.И. Родной край / Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова. – М. : Просвещение, 1990. –174 с.
10. Захарчук А.Л. Методические особенности формирования представлений о малой Родине у старших дошкольников [Текст] / А.Л. Захарчук // Вопросы дошкольной педагогики. – 2015. – №2. – С.25-27.
11. Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании детей / Т. С. Комарова.– М.: Рос. пед. агентство, 1997. – 209 с.
12. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 90 с.
13. Мельникова Н.В. Дошкольный возраст: о первоначальном формировании моральных представлений и норм [Текст] / Н.В. Мельникова // Дошкольное воспитание. – 2006. – №10. – С. 82-85.
14. Пантелеева Л.В. Музей и дети / Л. В. Пантелеева.– М.: Изд-во «Карапуз», 2000. – 255 с.
15. Попова Е.И. Воспитание уважительного отношения к семейным традициям у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения // Вестник ИГПИ. –2014. –№ 3. –С. 64-75.
16. Попова Е.И. Формирование представлений о родном государстве у детей старшего дошкольного возраста // Концепт. –2014. –№ 03 (март). –ART 14066. –0,4 п. л. –URL: http://e-koncept.ru/2014/14066.htm. –Гос. рег. Эл№ ФС 77-49965. –ISSN 2304-120X.
17. Поштарева Т. Патриотическое воспитание // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 7. – С.28-31
18. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа/ Под ред. О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой. СПб: Детство Пресс, 2005. – 300 с.
19. Программа «Истоки»: Базис развития ребенка-дошкольника / Т.И. Алиева, Т.В. Антонова, Е.П. Арнаутова и др.; науч. ред. Л.А. Парамонова и др. –М.: Просвещение, 2003. –335 с.
20. Программа «Развитие»: Основные положения // Детский центр Л.А. Венгера. –М.: Нов. школа, 1994. –64 с.
21. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. –М.: Просвещение, 2005. – 174 с.
22. Саморукова П.Г. Как знакомить дошкольников с природой [Текст] / П.Г. Саморукова. – Москва: Просвещение, 1991. – 207 с.
23. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования / Т. Я. Шпикалова.– М.: Просвещение, 1979. – 157 с.
24. Ясева Н.Ю. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2011. – № 3. – С. 61-64.