Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы обусловлена тем, что современное общество заинтересовано в решении проблемы экологического воспитания и образования. Понимая значение окружающего мира в жизни людей, человечество приходит к выводу, что главнейшее богатство - не столько достижения научно-технической мысли, благоустроенный быт, сколько чистый воздух, прозрачная вода, богатый растительный мир, а также ценнейшее достижение-земля.
Как выяснилось, на сегодня большинство людей на планете не имеют экологических знаний и навыков. Поэтому в настоящее время общество стоит перед проблемой экологического воспитания и образования подрастающего поколения.
Важнейшей задачей современной школы является повышение экологической грамотности учащихся, вооружения их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирования активной гуманной позиции по отношению к природе, т.е. воспитания у школьников экологической культуры.
Экологическое образование предполагает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций и нравственно-этических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социальной и природной среды.
В сознании ребенка должны закрепляться экологические правила построения мира, тогда в дальнейшем ему легче будет понимать природные явления. Повзрослев, такой человек вряд ли станет вредить природе, даже если и не изучал специально экологию. Интуитивно он правильно оценит результаты своего влияния на природные объекты. Важно, чтобы в раннем детстве у него закрепилось в сознании достаточно полная информация о природных закономерностях - экологических правилах.
Объект исследования: процесс экологического воспитания школьников в начальных классах.
Предмет исследования: условия и методические внедрения в процесс экологического воспитания младших школьников на уроках окружающего мира.
Цель исследования: определение условий эффективного внедрения методики экологического воспитания у младших школьников в процессе проведения уроков окружающего мира.
Задачи исследования:
- рассмотреть теоретические основы экологического воспитания младших школьников;
- выявить основные методы и приемы экологического воспитания младших школьников;
- предложить материалы для внеклассной работы в рамках курса «Окружающий мир».
Структура исследования включает введение, две главы, заключение, список литературы.
1. Теоретические основы экологического воспитания младших школьников в процессе изучения курса «Окружающий мир»
1.1.Содержание экологического воспитания, его принципы
Под экологическим воспитанием младших школьников принято понимать непрерывный процесс их обучения, воспитания и развития, направленный на формирование у них экологической культуры, проявляющейся в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций. Для достижения этой цели нужно решить ряд взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития ребенка:
- формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-школьника (прежде всего как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);
- развитие познавательного интереса к миру природы;
- формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
- воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;
- формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;
- формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);
- освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;
- формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;
- формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.
Известно, что для экологического образования важно рассматривать окружающий мир с точки зрения взаимосвязей живых организмов между собой и с окружающей средой.
Порядок и основное содержание экологического образования структурировались постепенно и параллельно в разных странах на протяжении последних сорока лет. В России экологическое образование осуществляется комплексно - через различные дисциплины, имеющие прямое отношение к изучению природы и всевозможных воздействий на нее.
Соответствующие разделы после долгих дискуссий были включены в программы курсов природоведения, биологии, окружающий мир, географии, химии, экологии, безопасности жизнедеятельности и др. Положительный эффект экологическое образование имеет при условии дополнения теоретического обучения практическими занятиями с целью навыков повседневного самоконтроля и умеренного использования природных ресурсов, электроэнергии, сельскохозяйственных и промышленных продуктов.
Рассмотрим основные виды общепедагогических принципов отбора экологического образования младших школьников.
Так, доступность является важным взаимосвязанным с принципом научности. Принцип доступности материала для ребенка определенного возраста предполагает понятность и значимость для ребенка получаемых знаний, их эмоциональную окраску.
Принцип гуманистичности связан с понятием экологической культуры. С позиции воспитания его применение означает формирование человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о своем здоровье и желающего вести здоровый образ жизни. Целью экологического образования является сохранение здоровья человека в здоровой, экологически безопасной среде. Принцип гуманистичности реализуется и через воспитание культуры потребления, чему мы пока еще уделяем крайне мало внимания. Содержание экологического образования должно способствовать также формированию у ребенка представлений о человеке как части природы, воспитывать уважительное отношение ко всем формам жизни на планете. Экологическое воспитание тесно связано и с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как братьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира, и всего ландшафта, и отдельного цветка, капли росы, маленького паучка.
Следующий принцип прогностичности. Для младших школьников данный принцип означает, что в результате экологического образования у детей формируются элементарные представления о существующих в природе взаимосвязях и на основе этих представлений - умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде во время отдыха, труда в природе и бытовых условиях (элементы рационального использования ресурсов). По сравнению со школой, в дошкольном образовании в силу возрастных особенностей ребенка прогностичность ограничивается воспитанием у детей привычки и умения оценивать некоторые каждодневные действия по отношению к окружающей среде, сдерживать свои желания, если они могут нанести вред природе. Не нужно воспитывать у ребенка «чувство ответственности за состояние всей планеты». Достаточно того, что ребенок будет заботиться о морской свинке, кормить птиц и выращивать растения.
Принцип деятельности означает, что экологические знания должны помочь понять ребенку, что нужно сделать для того, чтобы сохранить окружающую его самого и его близких среду. Он должен обязательно принимать участие в посильных экологически ориентированных видах деятельности. Принцип деятельностности лежит в основе различных экологических проектов, участие в которых могут принимать дети среднего и старшего дошкольного возраста.
Интеграция. В настоящее время данный принцип все более активно реализуется в дошкольном экологическом образовании. Важность его применения обусловлена несколькими причинами: 1. интегрированным характером экологических знаний; 2. рассмотрением экологического образования с точки зрения всестороннего развития личности ребенка;
3. особенностями организации и методики всей работы в дошкольном учреждении.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Аквилева А. К. «Методика преподавания естествознания в начальной школе». – М.: ВЛАДОС, 2001г. – 75с.
2. Антипина Т. В. «Экология и образование // Воспитание школьников», 2000г., №6 – 15 с.
3. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ЧП Лакоценин С. С, 2006. - 159 с.
4. Вилкова Л. В. «Развивающие игры на уроках природоведения». // Начальная школа, 2006, №6. – 47 – 49 с.
5. Грекова Л. И. «В союзе с природой». – М.: Илекса, Ставрополь, Сервисшкола, 2000. - 286 с.
6. Зверев И. Д., Суравегина И. Т. и другие. «Экологическое воспитание школьников». – М., 1983г. – 34 с.
7. Исаева Н.Н. Научить понимать и любить природу. //Начальная школа плюс и минус, 2000, №8.
8. Колесникова Г. И. «Экологические экскурсии с младшими школьниками». // Начальная школа, 1999, №5. – с.50 - 51
9. Климцова Т. А. «Экология в начальной школе». Из опыта. // Начальная школа, 2000, №6. – с.75
10. Мороза Е. Е., Горина Л. В. Эколого-гражданский проект «Зеленая аллея памяти». // Начальная школа, 2006, №1. – с.56 – 57
11. Николаева С.Н.Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Светлана Николаевна Николаева. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 336 с
12. Николаева С. И. «О некоторых подходах к экологическому воспитанию детей». Дошкольное воспитание, 1990г, №5. – с.51 – 54
13. Новолодская К. Г. «Методика развития экологической культуры у младших школьников». // Начальная школа, 2002, №3. - с.44- 47
14. Основы экологии младшим школьникам: Практическое пособие. – М.: Аркти, 2006.
15. Прохорова С. Ю. Тропинка в природу: организация экологических исследований с младшими школьниками: учебно-методическое пособие / С. Ю. Прохорова, Н. М. Фоминых. - Ростов н/Д. : Феникс, 2008. - 157, [1] с. - (Школа развития)
16. Руднянская Е.И., Черезова Л.Б. Экологическое воспитание в начальной школе. – М.: Творческий центр, 2007.Рыжкова Н. Экологический паспорт школы. //Начальная школа. – 2000. - №2. – с. 30-37.
17. Рыжкова Н. Экологическая тропинка. //Начальная школа. – 2000. - №4. – с. 25-36.
18. Шевчук Н.А. Мир вокруг нас. //Начальная школа плюс и минус, 2000, №8.