Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы заключается в том, что процесс обучения напрямую связан со способностью педагога, правильно оценить возможности обучаемого лица. Основными показателями этой возможности являются качество восприятия материала, запоминания, переработки и анализа информации, а также использования ее при решении конкретных задач.
Термин «учебная деятельность» понимается по-разному в работах разных исследователей. Некоторые авторы используют его как альтернативу таким словам, как «учение», «обучение» или «научение».
Степень разработанности темы. Факторы успешности учебной деятельности, в том числе психологические, являются одной из наиболее часто обсуждаемых тем в психолого-педагогических исследованиях.
В трудах Эльконина Д.Б., то можно заметить, что она воспринимает учебную деятельность, как основной вид деятельности учащихся младшей школы. Еще одну грань этого явления характеризуются Маркова А.К. и Давыдова В.В., которые наделяют учебную деятельность содержанием и смыслом. Важно, чтобы обучаемый ответственно относился к содержанию школьной программы на протяжении всех лет обучения.
От остальных видов учения учебная деятельность имеет особые отличия. Задачей учебной деятельности является помощь обучаемому в изучении материала и в решении учебных задач. В процессе обучения ученик приобретает способность к общим методам действий, приобретает понимание научных понятий, что делает его способным решать учебные задачи.
Согласно Эльконину Д.Б., учебная деятельность направлена на то, чтобы удовлетворить познавательную потребность человека, которая обладает свойством не насыщаемости. В результате влияния учебной деятельности сам обучаемый начинает изменяться.
Лингарт И. пишет о том, что это весьма активная форма деятельности, которая перестраивает особенности психики и поведение человека. Они начинают зависеть от того, каковы результаты проводимой им учебной деятельности. Успешность учебной деятельности напрямую зависит от психологических факторов.
Мотивация – это побуждения, вызывающие активность организма и определяющие её направленность. Б.Ф. Ломов отмечает, что в психологических исследованиях деятельности вопросам мотивации принадлежит ведущая роль.
Предмет исследования – успешность обучения.
Объект исследования – мотив и мотивация учебной деятельности.
Цель исследования – изучить мотивацию личности в учебной деятельности.
Задачи:
- рассмотреть учебную мотивацию: определение и виды;
- определить особенности учебной мотивации у детей;
- выявить формирование мотивов учебной деятельности школьников;
- проанализировать мотивацию личности в учебной деятельности на примере младших школьников.
Методом исследования является теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ, И ЕЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
1.1. Учебная мотивация: определение и виды
Понятие «мотива» уже понятия «мотивации», которую большинство ученых рассматривает как сложный регулятор жизнедеятельности человека (его поведения и деятельности). Что касается понятия и сущности мотива, то среди отечественных ученых не существует единой точки зрения, хотя все ученые соглашаются, что в основе мотивов стоят потребности личности.
Теория деятельностного происхождения мотивационной сферы А.Н. Леонтьева является наиболее разработанной концепцией мотивации. У А.Н. Леонтьева концепция мотивации раскрывается в связи с анализом становления человеческого сознания. Ученый приходит к выводу, что «формирование личности человека находит своё психологическое выражение в развитии её мотивационной сферы» [12, с 130].
И сущность мотивации, по его мнению, проявляется в том, что это единственный побудитель направленной деятельности, который является предметом, побуждающим эту потребность – мотив деятельности. По мнению ученого, действие становится деятельностью, только когда имеет самостоятельный мотив. От того, каким мотивом побуждается деятельность, зависят ее эффективность в целом. У А.Н. Леонтьева мотивы – это ядро личности [13].
С.Л. Рубинштейн полагал, мотивы – это психическое явление, они являются побудителями к действию [22].
Но наиболее полным, по нашему мнению, является определение мотива, которое было предложено Л.И. Божович. Согласно ее мнению, мотив – это «внутренняя позиция личности», то, из-за чего осуществляется сама деятельность, «в качестве мотива могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания. Словом, все то, в чем нашла свое воплощение потребность» [2, с 44].
Учебная мотивация в трудах ученых определяется как «частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность» [2, с 49]. Мотивация и мотивы учения разрабатывались в трудах Л.И. Божович и её сотрудников.
Проводя исследования среди учащихся по проблеме их отношения к обучению, Л.И. Божович выявила, что психическую сущность этого отношения раскрывает совокупность мотивов, определяющих учебную деятельность школьников. Она приходит к выводу, что проблема устойчивости личности имеет тесную связь со становлением социальных по происхождению и нравственных мотивов поведения [2].
Согласно теории деятельности, мотивация возникает лишь тогда, когда норма деятельности соответствует имеющейся потребности. То есть отсюда следует, что учащимся необходимо предлагать деятельность, соответствующую их потребностям. И для сохранения их учебной мотивации, а также ее развития необходимы такие условия, как необходимый уровень самостоятельности, успешность выполняемых ими действий, обязательное обеспечение положительной обратной связи, сформированность нравственных качеств.
Отталкиваясь от пирамиды человеческих потребностей А. Маслоу, можно выделить:
1. Социальные потребности школьника, которые являются основой учебной деятельности, условиями формирования и развития их учебной мотивации: быть принятым и признанным в коллективе, общности; самостоятельно достичь успеха, признания; иметь возможность самореализовывать своё «Я»;
2. Мотивы учения:
– учебно-познавательные мотивы, которые проявляются в интересе к новым знаниям, в познавательной потребности, любознательности, саморазвитию, познанию нового и др.;
– непосредственно-побуждающие мотивы, к которым относятся такие качества знаний, как яркость, новизна, занимательность и др.;
– перспективно-побуждающие (социальные) мотивы, к которым относятся мотив долга, ответственности, мотив хорошей оценки, а также мотив работать на благо коллективной деятельности, обеспечивают успешность в начале учения, а продуктивность от этих мотивов школьник получит на последующих этапах возрастного развития;
– личностные мотивы: стремление к благополучию и достижению результата [30].
Изучая учебную мотивацию исследователи (Л.И. Божович [2], Д.Б. Эльконин [30] и др.), приходят к выводу, что структура мотивов – важнейший фактор психологической адаптации личности. И структура учебных мотивов состоит из внешних и внутренних побудительных сил:
1. Внутренние мотивы заложены в учебной деятельности: например, стремление узнать новые сведения, овладеть новыми знаниями, действиями, желание проникнуть в суть каких-либо явлений, а также стремление проявить свою интеллектуальную активность, умение рассуждать и т.п.
2. Внешние мотивы, в отличие от внутренних, связаны с тем, что лежит вне учебной деятельности. К ним относят:
– широкие социальные мотивы (долг, ответственность),
– узколичные мотивы (получить одобрение, похвалу, хорошие отметки, занять достойное место среди сверстников).
Некоторыми психологами и педагогами (А.К. Марковой [14] и др.) были выделены и отрицательные учебные мотивы, к которым они отнесли стремление ученика избежать наказания от родителей, осуждения со стороны сверстников, педагогов и т.п. [6].
Кроме того, в учебной мотивационной структуре существуют осознанные (проявляются в умении ребенка рассказать о причинах, которые
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Березнева Е.Ю. Учебная мотивация современного школьника и процесс ее развития // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 6–2.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2009. – 400 с.
3. Венгер Л.А. Психология: для высших педагогических учебных заведений. – М.: Просвещение, 2010. – 190 с.
4. Гончарик Л.В. Влияние групповой формы работы на формирование и развитие учебной мотивации // Начальная школа. – 2014. – № 11. – С. 45–48.
5. Гордеева Т.О., Шепелева Е.А. Внутренняя и внешняя учебная мотивация академически успешных школьников // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2011 . – № 3 . – С. 33–45.
6. Григорьева М.В. Структура мотивов учения младших школьников и её роль в процессе школьной адаптации // Начальная школа. – 2009. – № 1. – С. 8–12.
7. Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. – М.: Изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 439 с.
8. Зайцева И.А. Формирование познавательного интереса к учению как способ развития креативных способностей личности. – Ноябрьск, 2015. – С. 12–24.
9. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. – 384 с.
10. Изучение мотивационной сферы учащихся: Монография. – Улан-Удэ, 2004, С. 139–141.
11. Климина Н.А. Мотивация учения и ее формирование у учащихся начальной школы // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. – 2016. [Электронный ресурс]. – Режим доступа URL: http://nsportal.ru/nachalnayashkola/ psikhologiya/2016/11/01/motivatsiya... (дата обращения: 03.04.2019).
12. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Смысл, Академия, 2005. – 352 с.
13. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Изд-во: Питер, 2001 – 592 с.
14. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2015. – 96 с.
15. Материалы Международной научно-практической конференции молодых ученых «Психология XXI века» 22–24 апреля 2015 года. Санкт-Петербург / Под науч. ред. О.Ю. Щелковой. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2015. – 513 с.
16. Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение:.-М: Издательский центр «Академия», 2011. – 144 с.
17. Мищенко Л.В. Учебная мотивация младших школьников // Психология обучения. – 2016. – № 3.
18. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. – М.: Академия, 2011. – 640 с.
19. Немов Р.С. Психология: в 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научно–психологическое исследование с элементами математической статистики. – М.: Гуманит. центр ВЛАДОС, 2012. – 632 с.
20. Планируемые результаты начального общего образования: Стандарты второго поколения / Под ред. Ковалевой Г.С., Логиновой О.Б. – М.: Просвещение, 2014. – 120 с.
21. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 1. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 400 с.
22. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – 2-е издание. – СПб.: Питер, 2009. – 720 с.
23. Титова Т.Е. Мотивация успеха // Начальная школа. – 2013. – № 10. – С. 11–14.
24. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2014.
25. Фельдштейн Д.И. Глубинные изменения современного Детства и обусловленная ими актуализация психолого- педагогических проблем развития образования // Вестник практической психологии образования. – 2015. – № 1. – C. 45–54.
26. Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школе. – М.: Генезис, 2015. – 128 с.
27. Цукерман Г.А. Две фазы младшего школьного возраста // Психологическая наука и образование. – 2014. – № 2.
28. Шинкоренко М.П. Правильная мотивация учеников – залог успеха урока // Математика в школе. – 2016. – № 2. – С. 47–54.
29. Шпика И.В. Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников // Начальная школа. – 2015. – № 2. – С. 18–19.
30. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Владос, 2002. – 286 с.