Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время обучение иностранным языкам имеет всё большее значение для общественной и личной жизни, поскольку контакты между странами становятся всё теснее и разнообразнее.
Известно также большое общеобразовательное значение иностранного языка как учебного предмета. Люди, изучая иностранные языки, познают мир, знакомятся с культурой других стран, с их литературой, историей и географией и лучше осознают свой родной язык и свою культуру, свои обычаи и традиции. Изучение иностранного языка способствует развитию различных сторон личности обучающегося: памяти, внимания, интеллектуальных качеств, социальных компетенций и др.
Однако изучение иностранных языков даётся многим учащимся нелегко. Основная трудность состоит, прежде всего, в том, что ученики не всегда могут усвоить языковой и речевой материал, который предлагается им учителем. Причина этого явления заключается, с одной стороны, в невнимательности ученика, слабом уровне его языковой подготовки, отсутствии у него мотивации в изучении языка, а другой, - в неправильно выбранной учителем методики преподавания.
Поэтому многие учителя задаются вопросами: Какой способ обучения иностранному языку является более эффективным? Как пробудить в школьниках желание изучать иностранные языки?
Некоторые методисты, например, Никитенко З.Н., Карпиченкова Е.П., в поисках ответов на эти вопросы обращаются к песенно-фольклорному материалу, предлагая использовать его на уроках иностранного языка. В методике обучения иностранному языку подчеркивается особая роль этого материала для организации эффективного и результативного процесса.
В методике обучения иностранным языкам песенный фольклор выступает в качестве одного из элементов национально-культурного компонента содержания обучения. Он, созданный народом-носителем изучаемого учащимися языка и культуры, в сопоставлении с родным фольклором способствует реализации диалога культур и, следовательно, формированию у них межкультурной компетенции. Песни - это то, что, с одной стороны, объединяет, сближает людей разных наций, но, с другой стороны, имеет отличительные особенности, отражая историческую и культурную специфику их создателей. Однако это отличие при правильном обучении иностранному языку не приводит к межкультурным конфликтам, а воспитывает уважительное отношение к уникальности каждой культуры, учит понимать и принимать их различия. Таким образом, песни способны создать диалог между культурами разных стран на основе взаимопонимания и уважения. При этом следует иметь в виду, что фольклорная песня, являясь культурным феноменом, несет в себе не только иную культуру, но и заряд положительных эмоций, что очень важно в процессе обучения.
Объект исследования: процесс обучения английскому языку в начальной школе.
Предмет исследования: методы и приемы включения фольклорно-песенного материала в обучение английскому языку.
Цель исследования: изучить возможности использования фольклорно-песенного материала на уроке иностранного языка в начальных классах.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
Изучить психолого-педагогические особенности учащихся младших классов;
Определить особенности обучения иностранному языку младших школьников;
Проанализировать направления работы с аутентичными музыкальными произведениями на уроке иностранного языка.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Изучение иностранного языка в начальной школе
1.1. Психолого-педагогические особенности учащихся младших классов
Младший школьный возраст – это особый период в жизни ребенка, который выделился исторически недавно. Вопросы учета психолого-возрастных особенностей, обучающихся начальной общеобразовательной школы рассмотрены в работах отечественных и зарубежных ученых, таких как: Дж. Брунер, Л.В. Выготский, М.Г. Каспарова, А.А. Леонтьев, Е.И. Негневицкая, В. Пенфилд, Р. Робертс, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин и др.
Анализируя психолого-возрастные особенности данной группы, следует начать с учета возрастных особенностей – начальной точки, которая в дальнейшем способствует построению курса обучения иностранному языку. Для каждого возрастного периода характерен свой тип ведущей деятельности. В свою очередь, начальная школа характеризуется постепенностью, где подразумевается переход от игровой деятельности непосредственно к самому учебному процессу, то есть к учебной деятельности. Но при этом, игра продолжает занимать ведущую роль. Так, в непосредственном общении обучающий продолжает использовать элементы игровой деятельности на уроке.
Учебная деятельность, по мнению А.А. Леонтьева, это деятельность, развитие которой обусловливает главные изменения в психических процессах и психологических особенностях личности обучающегося.
Ведущая роль заключается в том, что она подготавливает обучающегося к переходу к новой ступени его развития. В шестилетнем возрасте у обучающегося начинает наблюдаться постепенная смена ведущей деятельности: происходит переход от игровой к учебной деятельности .
Такими образом, возраст шести лет считается наиболее благоприятным возрастом, когда обучающийся готов к новой ступени развития, следовательно, шесть лет - это благоприятный возраст для начала изучения иностранного языка.
По мнению А.А. Леонтьева, основной характеристикой деятельности является мотивация - побуждение к деятельности. Мотивация выступает в роли основного возбудителя при организации учебного процесса. При обучении иностранному языку важно мотивировать своих обучающихся вырабатывать мотив учения, который, в свою очередь, является фундаментом успешного образовательного процесса. Мотивы обучения у всех младших школьников различны. Следовательно, учеными был выработан перечень мотивов учения младших школьников:
1. Широкие социальные мотивы (выучиться и быть полезными своему государству);
2. Узкосоциальные мотивы (закончить школу с медалью);
3. Отрицательные мотивы (не получить плохую отметку);
4. Познавательные учебные мотивы (цель - развитие, получение новых знаний);
5. Игровые мотивы.
Успешное формирование последних двух мотивов происходит только при условии, что удовлетворяется игровой мотив. Если игровой мотив полностью отсутствует, то обучение становится формальным и интерес к учению может угаснуть.
Рассмотрим психологические особенности обучающихся младшего школьного возраста. Этот возраст является равномерным и относительно спокойным, на данном этапе происходит функциональное совершенствование мозга - развитие аналитико-синтетической функции его коры. Внимание младшего школьника привлечено ко всему новому и необычному. У обучающихся вырабатывается привычка быть внимательным к познавательным и интересным вещам. Если этот фактор не будет учтен, то учитель рискует потерять внимание и интерес обучающегося к преподаваемому предмету. Но, в тоже время, надо научить обучающихся быть внимательными к тому, что не привлекает их внимание. У обучающихся вырабатывается привычка реагировать только на внешне привлекательное. Следовательно, у обучающихся прекратят развитие их волевые качества личности. Если у обучающегося не развита воля, то в дальнейшем они не смогут проявлять настойчивость, ставить перед собой цели и достигать их. Данные качества окажут особое значение, когда при обучении говорению, письму, аудированию и чтению важно будет поставить себя в условия, требующие волевых усилий для сосредоточения.
Управление вниманием школьников должно состоять из следующих пунктов:
1. Учителю рекомендуется использовать материл, который будет интересен в содержательном плане;
2. Учителю рекомендуется обеспечить индивидуальный подход к каждому обучающемуся (сформировать мотивы и цели) предлагаемых заданий и упражнений;
3. Учителю рекомендуется обеспечить обучающегося знаниями способа выполнения упражнений;
4. Учителю рекомендуется создавать комфортную обстановку на уроке, которая будет располагать к сосредоточенному труду и непринужденному общению.
Выделим ключевые потребности обучающихся начальной школы:
- потребность в общении и движении;
- ощущение безопасности и сохранности;
- потребность в мотивации;
- потребность ощущать себя личностью;
- потребность в оценке (похвале) за хорошо проделанную работу;
- потребность в коммуникации;
- потребность не бояться переспросить непонятое или потребность в оказании помощи в сложной ситуации.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Амбеталь, А. В. Раннее языковое развитие как начальный этап обучения иностранному языку. [Текст]: Международная Заочная Научно-практическая конференция «Современные тенденции в обучении иностранным языкам и межкультурной коммуникации» / А. В. Амбеталь. – Электросталь., 2011. С. 123-125
2. Андреева Е.А. Использование рифмовок, песен, пословиц при обучении произносительной стороне иноязычной речи на начальном этапе обучения языку / Е. А. Андреева // Инфоурок infourok.ru. Май. 2016. URL: https://infourok.ru/ispolzovanie-rifmovok-pesen-poslovic-pri-obuchenii-proiznositelnoystorone-inoyazichnoy-rechi-na-nachalnom-etape-obucheniya-1097994.html
3. Ахрамеева Л.В. Использование песни на уроках иностранного языка / Л.В. Ахрамеева // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. Февраль. 2015. URL: https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiyyazyk/library/2015/02/28/ispolzovanie-pesni-na-urokakh
4. Березина С.И. Методические рекомендации работы с песней на уроках английского языка / С.И. Березина // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. Февраль. 2018. URL: https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiyyazyk/library/2018/02/06/metodicheskie-rekomendatsii-raboty-s
5. Волкова Е. Роль перевода песен в изучении английского языка / Е. Волкова // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. Октябрь. 2012. URL: https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2012/10/16/rol-perevoda-pesen-vizuchenii-angliyskogo-yazyka
6. Гебель С.Ф. Использование песни на уроке иностранного языка. [Текст] //ИЯШ №5, 2009. с. 28-30
7. Гёте, И.В. фон. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://jwgoethe.ru/ свободный
8. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991.
9. Карпиченкова Е.П. Роль музыки и песен в изучении английского языка. [Текст] ] / Е.П.Карпиченкова // Сборник статей «Иностранные языки в школе». - Вып. 5. – М.: Просвещение, 1990. – С.45-49.
10. Леонтьев А.А. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1977.
11. Лизон С. Формирование ученической мотивации // «Просвещение. Иностранные языки» • Интернет-издание для учителя. 2014. Осень. URL: http://iyazyki.ru/2014/11/formation-studentmotivation
12. Логунова, Е. Н. Использование стихов и песен на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности. [Текст]: опыт / Логунова Елена Николаевна. – Петровское., 2012. 35 с.
13. Никитенко З.Н. Аутентичные песни как один из элементов национально - культурного компонента содержания обучения иностранному языку на начальном этапе. [Текст] / З. Н. Никитенко, В. Ф. Аитов, В. М. Аитова. - С.14-21. // Сборник статей «Иностранные языки в школе». – Вып.4 – М.: Просвещение, 1996. – С.14-21
14. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4-е изд., дополненное. М.: ООО «ИТИ Технологии», 2008.
15. Папкович И.П. Использование английской песни для развития социокультурной компетенции у старшеклассников / И.П. Папкович // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. Август. 2017. URL: https://nsportal.ru/shkola/inostrannyeyazyki/library/2017/08/29/ispolzovanie-angliyskoy-pesni-dlya-razvitiya
16. Романова О.Б. Развитие социокультурной компетенции учащихся на уроках немецкого языка (формирование умения представлять свою страну в условиях межкультурного общения) / О.Б. Романова // Инфоурок infourok.ru. Сентябрь. 2016. URL: https://infourok.ru/razvitie-sociokulturnoy-kompetencii-uchaschihsya-na-urokahnemeckogo-yazika-formirovanie-umeniya-predstavlyat-svoyu-stranu-v-usl-1194927.html
17. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е.Н. Соловова. 4-е изд. М: Просвещение, 2006
18. Сухомлинский, В. А. О воспитании / В. А. Сухомлинский. – 6-е изд. – Москва : Изд-во политической литературы, 1988. –с. 201
19. Тимофеева А.А. Содержание и организация работы над фольклорными материалами (песней) при обучении немецкому языку. [Текст]: методическая разработка / Тимофеева Альбина Александровна. – СПб., 2013. 18 с.
20. ФГОС ООО (5-9 кл.) Требование к результатам освоения основной образовательной программы основного общего значения. 2010.
21. Энциклопедия «Кругосвет» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/ свободный