Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Прокуратура – это единственный правоохранительный орган, осуществляющий надзор за соблюдением законодательства, все иные правоохранительные и правозащитные органы могут быть поднадзорны ей. Обладая уникальной централизованной системой управления, прокуратура обеспечивает реализацию принципов верховенства закона, единства законности и гарантированности прав, свобод и законных интересов различных субъектов.
Актуальность темы исследования. Научные исследования и прокурорская практика свидетельствуют, что закреплённый в действующей Конституции РФ статус прокуратуры не соответствует её фактическому месту и роли в системе государственно-правовых институтов. В ст. 129 Конституции лишь в самых общих чертах определён статус прокуратуры с указанием на то, что она является централизованной системой, организация и порядок деятельности которой определяются федеральным законом. Практика показала, что такого определения явно недостаточно для всестороннего и полномасштабного раскрытия роли прокуратуры в системе разделения властей России.
В полной мере реализовать свои полномочия и достигнуть поставленной цели органы прокуратуры могут, только будучи структурой, организация и деятельность которой не зависят ни от органов государственной власти, ни от различных общественных объединений и политических партий.
Целью данной работы является исследование роли прокуратуры в системе правоохранительных органов.
Объектом исследования выступают общественные отношения, функционирующие в процессе осуществления своей деятельности прокуратурой РФ.
Предметом исследования выступают нормы права, регламентирующие основания, порядок деятельности и полномочия органов прокуратуры РФ.
В связи с поставленной целью и актуальностью в работе поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть правовые основы деятельности прокуратуры РФ.
2. Исследовать систему и структуру органов прокуратуры Российской Федерации.
3. Проанализировать принципы деятельности прокуратуры по надзору за выполнением законодательных норм.
4. Выявить значение правоохранительной деятельности прокуратуры.
Проблематике исследования такого важного государственного института как Прокуратура Российской Федерации свои работы посвятили Агутин А.В., Антоненко Б.С., Байкин И. М., Винокуров А.Ю., Велиев И.В., Гошуляк В.В., Жидких А.А. и другие ученые.
Нормативной основой работы явились законодательные акты России, регулирующие отношения, связанные с функционированием прокуратуры Российской Федерации.
Методологической основой курсовой работы являются общенаучные методы исследования: исторические, системные, логические, и специальные: формально-юридические и сравнительно-правовые.
Структура исследования включает введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
Глава 1. Общая характеристика прокуратуры Российской Федерации
1.1. Правовые основы деятельности прокуратуры РФ
О важности деятельности прокуратуры свидетельствует тот факт, что конституционные нормы, закрепляющие организацию прокуратуры, следуют непосредственно за нормами, посвящёнными судебной власти.
В ст. 3 Закона о прокуратуре закреплена норма, согласно которой правовая основа организации и работы структур прокуратуры включает Конституцию РФ, Федеральный закон о прокуратуре, другие федеральные законы и международные соглашения Российской Федерации. Организация и механизм работы Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации характеризуются, в частности, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, утверждёнными в случаях, установленных законодательством .
Конституция РФ характеризует принципы организационного функционирования и непосредственной организации деятельности самой прокуратуры.
В частности, в ст. 129 Конституции РФ закрепляется, что прокуратура включает в себя общую централизованную систему с подчинёнными прокурорами, контролируемыми прокурорами более высокого уровня и Генеральным прокурором РФ .
Вышеуказанная статья Конституции РФ устанавливает механизм назначения и освобождения от должности Генерального прокурора Российской Федерации, в том числе прокуроров нижестоящего уровня. Данная конституционная норма устанавливает суверенитет прокурорского надзора по отношению к другим ветвям государственной власти и обеспечивает его независимое функционирование. Кроме того, все это способствует формированию вертикальной системы управления в структуре прокуратуры таким образом, что контроль за соблюдением законности осуществляется на всех уровнях управления.
В то же время особенность федеральной системы органов государства и общественно-политические условия, сложившиеся на момент утверждения Конституции РФ, объясняют тот факт, закрепления в ней ч. 3 ст. 129, в соответствии с которой прокуроры субъектов Российской Федерации утверждаются на должность только после согласования с властными структурами субъекта Российской Федерации. В то же время силовые структуры субъектов Российской Федерации не имеют возможности утверждать какие-либо правовые акты и решения относительно организации и работы прокуратуры, поскольку в соответствии с пунктом «о» ст. 71 Конституции РФ, прокуратура находится только в ведении Российской Федерации.
Следовательно, Конституция РФ регулирует основополагающие вопросы организационного формирования системы и структуры прокуратуры РФ и далее отмечает, что полномочия, организация и механизм работы прокуратуры Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.
Основополагающим при регулировании деятельности прокуратуры РФ является Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 18.04.2018) «О прокуратуре Российской Федерации». Закон устанавливает предмет прокурорского контроля в отношении каждого из его основных направлений, полномочия прокурора и инструменты прокурорского реагирования на установленные нарушения закона. Он включает, помимо прочего, положения, определяющие механизм прохождения службы в структурах прокуратуры РФ, её укомплектование персоналом, меры правовой и общественной защиты работников органов прокуратуры.
Принимая во внимание то, что деятельность прокурора реализуется в широкой сфере правовых отношений, в определённых областях эта деятельность регулируется положениями, которые содержатся в других нормах законодательства.
Полномочия прокурора по осуществлению уголовного преследования, в частности надзор за исполнением законов структурами дознания и предварительного расследования, регулируются ст. 37 Уголовно-процессуального кодекса РФ . Положения, регулирующие деятельность прокурора в административном производстве, устанавливаются Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации. В частности, в ст. 25.11 КоАП РФ перечислены указания на полномочия прокурора.
Международные соглашения Российской Федерации содержат довольно большое количество положений, регулирующих организацию и функционирование структур прокуратуры РФ. К аналогичным нормативным актам необходимо, в частности, отнести Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам .
Регулируют функционирование структур органов прокуратуры РФ и определённые указы Президента РФ. Среди них, например, указы Президента Российской Федерации от 30.06.1997 № 659 «Об утверждении Положения о классных чинах прокурорских работников Российской Федерации» .
Нормативные правовые акты Генеральной прокуратуры Российской Федерации имеют огромное значение в организации и практике прокуратуры РФ. Закон о прокуратуре даёт Генеральному прокурору право публиковать
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
Книги, учебники
1. Деришев, Ю.В. Прокуратура Российской Федерации: Учебное пособие. – М.: Юридический институт, 2013. – С.96
2. Смирнов А.Ф. Прокурорский надзор: учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Издательство Юрайт, 2017. С. 53.
3. Радько Т. Н., Лазарев В. В., Морозова Л. А. Теория государства и права. М.: Проспект, 2012. С. 49
4. Трошкин Ю.В. Права человека: учеб. пособие. - 2000.
5. Рохлин В. И. Прокурорский надзор и государственный контроль. История, развитие, понятие, соотношение / В.И. Рохлин. М.: Юридический центр Пресс, 2016. С. 178.
6. Ястребов В.Б. Прокурорский надзор: учебник. М.: Зерцало-М. 2011. С. 147.
Нормативно-правовые акты:
7. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Заключена в г. Минске 22.01.1993) (вступила в силу 19.05.1994, для Российской Федерации 10.12.1994) // СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1472; 2008. № 4. Ст. 224.
8. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6 ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
9. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 23.04.2018) // СЗ РФ. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921; 2018. № 18. Ст. 2569.
10. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 № 2-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации" // СЗ РФ. 2014. № 6. Ст. 548
11. Указ Президента РФ от 30.06.1997 № 659 (ред. от 14.01.2011) "Об утверждении Положения о классных чинах прокурорских работников Российской Федерации" // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дат.обр. 05.04.2019).
12. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 18.04.2018) "О прокуратуре Российской Федерации" // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472; 2018. № 17.
13. Федеральный закон от 29.07.2004 N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» // "Собрание законодательства РФ", 09.08.2004, N 32, Ст. 3283; Официальный интернет-портал правовой информации (ГСПИ) http://www.pravo.gov.ru, 12.03.2014.
14. Приказ Генеральной Прокуратуры Российской Федерации от 11.05.2016 N 276 «Об утверждении Регламента Генеральной прокуратуры Российской Федерации» // Законность. 2016. N 8.
Монографии, диссертации
15. Ванитова Р.Р. Прокуратура в механизме государства: Историко-правовое исследование: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01. Казань, 2013. С. 7.
Статьи
16. Акопов, Л.В. Прокуратура в системе органов государственной власти: российский и зарубежный подходы / Л.В. Акопов // Бизнес в законе. 2014. № 7. С. 69
17. Анищенко Ю.А. Прокуратура как специализированный орган государства и ее законодательный статус // В сборнике: International scientific research 2017 Сборник материалов XXVI Международной научно-практической конференции. 2017. С. 304.
18. Агутин А.В. Организация прокурорского надзора на стадии возбуждения уголовного дела / А.В. Агутин, Г.Л. Куликова, А.Н. Агеев. М.: РГГУ. 2015. С. 123.
19. Байкин, И.М. К вопросу о государственно-властных полномочиях прокуратуры // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. № 4. С. 17 – 20.
20. Барсукова В.Н. Реализация принципов организации и деятельности прокуратуры РФ // Арбитражный и гражданский процесс. 2013. № 3. С. 59.
21. Гришина И.А., Серебрякова С.А., Фионова Л.Р. Особый порядок рассмотрения некоторых обращений (на примере Пензенской области) // Делопроизводство. 2018. № 2. С. 53 – 65.
22. Жидких, А.А. Правотворчество. Законность. Прокуратура. – М.: Юрлитинформ, 2011. – С. 57
23. Иващенко М.А. Место и роль прокуратуры в системе органов государственной власти // Молодой ученый. 2014. №8. С. 675 – 677.Кардашова И.Б. Прокуратура Российской Федерации в системе обеспечения национальной безопасности // Правовые вопросы национальной безопасности. 2010. № С. 7–8.
24. Каинов А.С. Прокуратура как особый правоохранительный орган // Юридическая наука. 2016. № 3. С. 103. С. 101-105
25. Молдабаев С.С. Прокуратура - опора законности и государства / С.С. Молдабаев // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. – 2010. – № 1. – С. 54-57.
26. Олейник В.В. Участие органов прокуратуры в реализации правотворческой деятельности как актуальное направление деятельности // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2015. №1 (72). С. 12 – 16.
27. Осокин Р.Б. К вопросу об организации деятельности органов прокуратуры в Российской Федерации // Вестник Московского университета. 2015. № 9. С. 200.
28. Паштов Д.Р. Предмет и принципы законотворческой деятельности прокуратур субъектов Российской Федерации / Д.Р. Паштов // Актуальные вопросы российского права. 2013. № 26. С. 122.
29. Самсонова О.А. К вопросу о понятии и правовом регулировании института коммерческой тайны // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2002. №1. С. 85.
30. Скуратов Ю.И. Роль прокуратуры в укреплении законности и правопорядка // Законность. 1996. № 12. С. 5.
31. Синельщиков Ю.П. Перспективы развития законодательства о прокуратуре в сфере досудебного уголовного процесса // Законность. 2015. № 10. С. 45 – 49.
32. Смищук С.А. Принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации // Молодой ученый. 2016. № 15. С. 364.
33. Савелов М.А. Независимость органов прокуратуры как важнейший конституционный принцип их деятельности // Бизнес в законе. 2014. № 2. С. 214.
34. Шобухин В.Ю. Проблемы и перспективы правового регулирования прокурорской деятельности в условиях правовой реформы в России // Современное право. 2014. № 2. С. 50. — 2018. — №3. — С. 113-115.
Интернет-источники
35. КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/yuridicheskiy-analiz-prava-hozyaystvennogo-vedeniya-i-prava-operativnogo-upravleniya
36. Электронный журнал «Молодой учёный» URL https://moluch.ru