Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Анализ педагогического опыта учителей начальных классов показывает, что при формировании у детей устойчивого внимания, они испытывают определенные трудности.
По определению М.И. Еникеева: «внимание – оптимальная организация сознания, проявляющаяся в его направленности и сосредоточенности». Внимание включено в другие познавательные процессы и отделить его от них, изучая внимание в чистом виде, практически невозможно. Вместе с тем, внимание является самостоятельным психическим познавательным процессом.
Исследованием проблемы развития внимания занимались Н.А. Бернштейн, психологи Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, А.А. Смирнов, Л.И. Божович и др.
Младший школьный возраст является важнейшим периодов в развитии произвольного внимания. В этот период происходят существенные изменения, идет интенсивное развитие всех его свойств внимания: особенно резко (в 2,1 раза) увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. К 9-10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять внимание и выполнять произвольно заданную программу действий. Дети способны концентрировать свое внимание, но у них еще преобладает непроизвольное внимание. Произвольность познавательных процессов возникает на пике волевого усилия (специально организует себя под воздействием требований среды и мотивации, создаваемой родителями и педагогами). Внимание активизируется, но еще не стабильно. Удержание внимания возможно не только благодаря усилиям ребенка, но и достаточной мотивации познавательной и интеллектуальной деятельности. Все это обусловливает актуальность темы исследования.
Степень научной разработанности темы исследования. Исследованием проблемы развития внимания занимались Н.А. Бернштейн, психологи Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, А.А. Смирнов, Л.И. Божович, Ю.В. Александрова, Г.Ф. Вечорко, Б.С. Волков, Ю.Б. Гиппенрейтер, Э.А. Голубева и другие.
Объект исследования - процесс развития внимания младших школьников на уроках математики.
Предмет исследования – педагогические условия организации учебно-воспитательного процесса с целью эффективного развития внимания младших школьников.
Цель исследования – выявить влияние использования наглядности на уроках математики на развитие внимания младших школьников.
Задачи исследования:
1) анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития внимания младших школьников;
2) выявление основных средств развития внимания младших школьников;
3) раскрытие основных механизмов организации развития внимания младших школьников в процессе использования наглядности на уроках математики.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: системный анализ внимания младших школьников; содержательный анализ научных источников, учебных и учебно-методических материалов, касающихся организации воспитательно-образовательного процесса в школах.
Структура исследования отвечает целям, задачам, объекту и предмету исследования. Работа состоит из введения, двух глав, состоящих из четырех подпунктов, заключения и списка использованных источников.
ГЛОССАРИЙ
Внимание – произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия (А.М. Руденко).
Внимание – это результат эмоции (Т. Рибо): считается, что внимание всегда связано с эмоциями и вызывается ими.
Внимание – это ограничение сознания (И. Герберт и У. Гамильтон): более интенсивные представления подавляют менее интенсивные, вытесняя их в подсознание, а то, что остается в сознании, и привлекает наше внимание.
Внимание – это проявление установки (Д. Н. Узнадзе): установка выделяет определенный образ из всего из многообразия окружающий объектов.
Произвольное внимание – это результат сознательного сосредоточения на определенной информации, требует волевых усилий и, как правило, утомляет через 20 минут (А.М. Руденко).
Послепроизвольное внимание – вызывается через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес. В результате длительное время сохраняется целенаправленность, снимается напряжение, и человек не устает, хотя послепроизвольное внимание может длиться часами (А.М. Руденко).
Наглядность – свойство, выражающее степень доступности и понятности объектов познания для познающего субъекта, один из принципов обучения (К.Д. Ушинский).
Наглядность – важное средство, способствующее облегчению усвоения математического материала (М.Е. Головина).
Наглядное обучение – это такое обучение, которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, a на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком (К.Д. Ушинский).
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
1.1 Проблема развития внимания младших школьников
Любая деятельность человека требует сосредоточенности и направленности. Играет ли ребенок, учится ли школьник, трудится ли рабочий – обязательным условием выполнения любой деятельности является внимание.
Внимание – произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия (А.М. Руденко).
Внимание выполняет функцию контроля и особенно необходимо при обучении, когда человек сталкивается с новыми объектами, явлениями. И у школьника, и у студента, как бы талантливы и способны они ни были, всегда будут пробелы в знаниях, если внимание их недостаточно развито, и они часто бывают рассеянными.
Внимание может многое сказать об общем складе личности, о социальной направленности человека. Внимание имеет огромное значение в жизни каждого, так как именно оно делает все наши психические процессы полноценными. Только внимание дает возможность воспринимать окружающий нас мир. От уровня развития внимания зависит также развитие других познавательных процессов, таких как память, мышление, различные интеллектуальные способности [6, с. 75].
Проблема изучения развития внимания сейчас достаточно актуальна. Это связано, прежде всего, с динамичностью жизни современных людей.
Особенно важно развитие внимания в младшем школьном возрасте, когда ребенок только привыкает к новому ведущему виду деятельности, когда перестраивается весь организм к новому ритму жизни.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблему внимания изучали многие отечественные ученые. В частности, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Н. Ф. Добрынин, Н. Н. Ланге, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и многие другие.
В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. При поступлении ребенка в школу начинают перестраиваться все его психические познавательные процессы. Под влиянием обучения они приобретают качества, свойственные взрослым людям. Во многом это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость.
В учебе далеко не все представляет интерес для младшего школьника, и он часто вынужден заставлять себя концентрироваться на предмете изучения. У многих детей данного возраста еще преобладает игровая деятельность. Для того чтобы учеба привлекала внимание детей и вызывала искренний интерес ребенка, психологи рекомендуют педагогам сделать процесс изложения учебного материала наиболее интересным за счет использования современных технологий [9, с. 112].
Как считает Е.П. Ильин, непроизвольное внимание у младших школьников в большей степени зависит от впечатляемости материала, его конкретности и наглядности, от характера воздействия на эмоциональную сферу ребенка [19, с. 54].
Развитию произвольного внимания способствуют наличие разнообразных ученических обязанностей, вся обстановка школьной жизни.
В последнее время в школах происходит реализация новых Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования. Повышаются требования в отношении усвоения большого объема учебного материала, на ребенка ложится большая
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) Об образовании в Российской Федерации (с изм. и доп., вступ. в силу от 06.03.2019 N 17-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2012. N 53 (ч. 1). Ст. 7598.
2. Александрова Ю.В. Основы общей психологии / Ю.В. Александрова. – М.: НОУ, 2015. – 805 с.
3. Бантова М.А. Методика преподавания математики в начальных классах / М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова. – М.: Просвещение, 1984. – 335 с.
4. Бенилова С.Ю. Влияние стиля общения с детьми на их развитие, деятельность и интеграцию / С.Ю. Бенилова. – Москва, 2015.–318с.
5. Вечорко Г.Ф. Основы психологии и педагогики / Г.Ф. Вечорко. – Минск, 2016. – 192 с.
6. Волков Б.С. Психология младшего школьника / Б.С. Волков. – М.: Эксмо, 2017. – 272 с.
7. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – СПб: Питер, 2018. – 224 с.
8. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1991. – 479 с.
9. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: Омега, 2015. – 232 с.
10. Голубева Э.А. Способности. Личность. Индивидуальность / Э.А. Голубева. – М.: Знание, 2015. – 542 с.
11. Гонина О.О. Психология младшего школьного возраста / О.О. Гонина. – М.: Флинта, 2017. – 272 с.
12. Даниленко О.В. Повышение эффективности процесса усвоения учебного материала младшими школьниками в условиях компьютеризации обучения / О.В.Даниленко. – М.:Дрофа, 2000. – C.186 - 193.
13. Данилова Е.В. Психология / Е.В. Данилова, И.В. Дубровина, А.М. Прихожан. – М.: Академия, 2015. – 464 с.
14. Диянова З.В. Познавательные процессы / З.В. Диянова, Т.М. Щеголева. – М.: ИГУ, 2016. – 174 с.
15. Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. – СПб: Питер, 2016. – 249 с.
16. Дубровина И.В. Младший школьный возраст: развитие познавательных способностей / И.В. Дубровина. – М.: Просвещение, 2017. – 208 с.
17. Ерофеева Т.И. Математика для дошкольников: Кн. для воспитателя детского сада / Т.И. Ерофеева, Л.Н. Новикова. – М.: Просвещение, 1992. – 191 с.
18. Загорная Е.В. Справочник школьного психолога / Е.В. Загорная. – СПб: НиТ, 2017. – 288 с.
19. Ильин Е. П. Психология индивидуальных различий / Е. П. Ильин. – СПб: Питер, 2016. – 701 с.
20. Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики. Пособие для учителя /Н.Б.Истомина. – М.: Просвещение, 1985 – C.54 - 64.
21. Истомина, Н.Б. Знакомство с величинами / Н.Б. Истомина // Начальная школа. –2015. – № 1. – С. 32-35.
22. Карпов А.В. Общая психология / А.В. Карпов. – М.: Гардарики, 2016. – 233 с.
23. Кульбякина Л.Я., Зотова Т.Н. Вопросы в методике преподавания математике / Л.Я. Кульбякина, Т.Н. Зотова //Начальная школа. – 2016.–С.85 – 87.
24. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. – М.: Наука, 2015. – 226 с.
25. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии / А.Р. Лурия. – СПб: Питер, 2016. – 306 с.
26. Макарова И.В. Психология / И.В. Макарова. – М.: Юрайт, 2015. – 237 с.
27. Макеева Т.Г. Тестируем детей / Т.Г. Макеева. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 348 с.
28. Марковская И.М. Практикум по общей психологии / И.М. Марковская, Н.Н. Мельникова. – ЧГТУ, 2016. – 53 с.
29. Матюхина М.В. Психология младшего школьника / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик. – М.: Роспедагенство, 2015. – 428 с.
30. Моро М.И. Методика обучения математике в 1–3 классах: Пособие для учителя / М.И. Моро, А.М. Пышкало. – М.: Просвещение, 1975. – 304 с.
31. Образцова Л.Н. Самоучитель по психологии / Л.Н. Образцова. – М.: АСТ, 2017. – 320 с.
32. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе / Р.В. Овчарова. – М.: Сфера, 2015. – 240 с.
33. Паболкова, Н.Н. О понятии величины и признаках ее проявления / Н.Н. Паболкова // Начальная школа. – 2016. – № 3. – С. 96-100.
34. Программы образовательных учреждений. Начальные классы. В 2 ч. Ч. 1. Математика/ М. И. Моро, Ю. М. Колягин, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. - М.: Просвещение,2005.– С.66 - 67.
35. Ратанова Т.А. Диагностика умственных способностей / Т.А. Ратанова. – М.: Флинта, 2017. – 168 с.
28. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании / Е.И. Рогов. – М.: Владос, 2016. – 384 с.
36. Российская педагогическая энциклопедия. – М.: 1993.
37. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Питер, 2015. – 788 с.
38. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии / Л.М. Семенюк. – М.: ИПП, 2015. – 346 с.
39. Смолеусова Т.В. Этапы, методы и способы решения задач / Т.В. Смолеусова // Начальная школа. -2016. – №12. – С.62-66.
40. Соловков И.А. Начальное образование в России / И.А. Соловков. – М.: Прометей, 1992. –326с.
41. Столяр А.А. Педагогика математики: Учеб. пособие для физ.‐мат. фак. пед. ин‐тов / А.А. Столяр. – Мн.: Высш. шк., 1986. – 414 с.
42. Столяренко В.Е., Столяренко Л.Д. Психология / В.Е. Столяренко, Л.Д. Столяренко. – М.: Юрайт, 2016. – 173 с.
43. Теплов Б.М. Избранные труды. Кн. 1. / Б.М. Теплов. – М.: Педагогика, 2015. – 328 с.
44. Царева С.Е. Как рождается величина / С.Е. Царева // Начальная школа. – 2016. –№ 6. – С. 105-111.
45. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека / В.Д. Шадриков. – М.: Логос, 2017. – 320 с.
46. Шамова Т.И. Активизация учения школьников / Т.И.Шамова. – М.: Педагогика, 1982.– C.195 - 208.
47. Шаповаленко И.В. Возрастная психология / И.В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2016. – 349 с.
48. Шмелёва Н.Г. Информационная культура на современных инновационных процессах // Актуальные проблемы развития науки и образования: Сборник научных трудов по материалам Международной научно‐практической конференции: в 7 частях. – ООО «Ар‐Консалт, 2014. – C. 131–132.
49. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебной деятельности / Г.И. Щукина. - М: Просвещение, 2016. –315с.