Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена тем положением, что в психологии старший дошкольный возраст обозначен как этап интенсивного психического развития. Начиная от совершенствования психофизиологических функций мозга и заканчивая появлением личностных новообразований – в возрасте пяти – семи лет во всех этих сферах происходят значительные изменения. Очень важным для в этом возрасте для ребенка становится общение –сложный, многогранный процесс, имеющий неоспоримое значение развитии всех видов деятельности: игровой, познавательной, коммуникативной. Дошкольников начинают интересовать новые для детей личностные морально-этические отношения и нормы межличностных взаимоотношений; общение, как со взрослыми, так и с ровесниками, становится для них потребностью. Настоятельная необходимость как можно в более раннем возрасте развитие положительного опыта коммуникаций и общения у ребят-дошкольников обусловливается тем, что отсутствие такого положительного опыта может привести к стихийному возникновению у детей негативных, социально неприемлемых форм поведения, к конфликтам между ровесниками. Дети стремятся и очень желают, но часто не научены вступать в контакт с другими ребятами, выбирать уместные способы общения с ровесниками, не научены проявлять вежливое, доброжелательное отношение к окружающим, часто не умеют выслушать партнёра. Трудности в коммуникации и установлении межличностного общения в настоящее время можно связать с дефицитом воспитанности у детей культуры, доброты, с неустойчивыми, несформированными нравственными критериями при воспитании малыша. Ребята стали меньше общаться со взрослыми и друг с другом. Часто их партнер по общению – телевизор или компьютер. Современные дети менее отзывчивы. Для преодоления подобных трудностей в работе с дошкольниками необходимо развивать коммуникации и формировать навыки общения ребёнка в группе ровесников.
Важность проблемы развития коммуникаций и формирования навыков общения ребенка со взрослыми определяется Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, в котором поставлена задача реализации программы, которая должна обеспечивать полноценное развитие дошкольников во всех основных образовательных областях, в том числе и в социально-коммуникативной сфере.
Как целевой ориентир дошкольного образования в социально-коммуникативной сфере социальные и психологические особенности характеристики личности ребёнка на этапе, когда завершается его дошкольное образование, таковы: ребёнок имеет чувством собственного достоинства; он уверен в своих силах, позитивно относится к себе, положительно воспринимает окружающих, активно взаимодействует с ровесниками и взрослыми, с удовольствием участвует в играх с ровесниками; в состоянии учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, открыт внешнему миру, пытается мирно разрешать возникающие при коммуникациях конфликты. Целевые ориентиры коммуникативного развития и формирования общения детей-дошкольников опираются на разработку проблем общения в трудах психологов и педагогов-теоретиков дошкольного образования А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, Т.А. Репиной, С.Л. Рубинштейна, Е.О. Смирновой, Г.А. Урунтаевой и др.
Педагогическими условиями развития общения детей дошкольного возраста со сверстниками занимались А.Г Арушанова, С.С.Бычкова, А.Г. Рузская, Л.Г. Шадрина, Л.М. Шипицына и др. Так как известно, что игра – это ведущая непродуктивная деятельность в дошкольном возрасте, представляется необходимым поиск средств, обеспечивающих развитие общения со сверстниками посредством игровой деятельности. Успешная игровая деятельность является для детей необходимой для развития психических процессов и функций, а также для овладения социальным опытом.
Необходимо отметить, что динамика происходящих в современном мире социальных процессов, появление новых игр делает проблему развития общения в игровой деятельности недостаточно исследованной, несмотря на то, что изучение психологии дошкольника в разные возрастные периоды, и методы воспитания ребят старшего дошкольного возраста достаточно изучены отечественными и зарубежными исследователями.
Отечественная школа здесь представлена трудами таких специалистов как Л.С. Выготский. В.С. Мухина, Л.Ф. Обухова, Д.Б. Эльконин и др. Среди зарубежных ученых это М. Монтессори, Ж. Пиаже. Однако современные педагоги-исследователи: Р.А. Иванкова, Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко отмечают, что в настоящее время в детских дошкольных учреждениях можно видеть «вытеснение» игры учебными занятиями, студийной и кружковой работой. Игры детей, особенно сюжетно-ролевые, не поддерживаемые вниманием взрослых, обеднено их содержание, сюжеты, педагогами-воспитателями отмечается многократная повторяемость тем игр, в которые предпочитают играть дети, преобладание манипуляций над образным отображением действительности.
Проблемой низкого уровня развития игровой деятельности является также ограничение времени для игровой деятельности в условиях дошкольной образовательной организации, что особенно актуально для детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, существуют противоречия: - между необходимостью создать условия для развития общения с ровесниками у ребят старшего дошкольного возраста и сложившейся системой дошкольного образования, ориентированной в основном на овладение воспитанниками знаниями; - между необходимостью развивать общение с ровесниками у ребят старшего дошкольного возраста и недостаточной разработанностью методического обеспечения, которое позволило бы целенаправленно осуществлять этот процесс.
Цель данной работы заключается в выявлении, теоретическом обосновании и практической апробации возможности игры как средства развития общения со взрослыми у ребят старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс развития со взрослыми у ребят старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - игра, способствующая развитию общения со взрослыми у ребят старшего дошкольного возраста.
Для того, чтобы достигнуть цель работы и проверить выдвинутую гипотезу, требуется решить следующие задачи:
- проанализировать, как проблема общения с ровесниками детей старшего дошкольного возраста освещена в психолого-педагогической литературе;
- провести диагностику общения с ровесниками детей старшего дошкольного возраста; - разработать комплекс игр по развитию общения со сверстниками.
Для достижения поставленной в работе цели исследования и решения задач были использованы такие методы исследования: библиографический (изучение научной литературы по проблеме исследования); эмпирический (опрос, тестирование, педагогическое наблюдение).
Практическая база исследования:
Муниципальная дошкольная организация образовательная «Детский сад №29» г. Краснотурьинск, в исследовании участвовало 20 детей. Структура выпускной квалификационной работы: работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы.
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1 Понятие «общение». Основные подходы к изучению
Термин «общение» - очень сложное и многозначное понятие. Зачастую под общением понимается взаимодействие двух и более индивидов с целью прийти в совместной деятельности к общему результату или для того, чтобы устанавливать и затем поддерживать межличностных отношений. На самом деле, общение можно назвать многогранным действием. Его можно представить и как взаимоотношение индивидов или субъектов к друг к другу, и их взаимное действие. Можно сказать, что общение – это обмен информацией между индивидами, их духовное межличностное взаимодействие. Аспект межличностных отношений - лишь один из компонентов, одна из сторон этого явления. Как пишет А.И. Волкова, в психологической литературе нет определения процесса общения, принятого бы за эталон [9]. Как правило, имеется описательное определение, указывающее лишь на основные функции или грани общения. В качестве примера А.И. Волкова приводит следующее определение: «Общение – это многогранный и сложный процесс, могущий выступать одновременно и как взаимные отношение индивидов друг к другу, и как длящийся во времени процесс взаимного сопереживания и взаимного понимания индивидами друг друга, и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как процесс взаимовлияния друг на друга» [9, c. 50]. С точки зрения А.В. Петровского, «общение является сложным многоплановым процессом установления и развития контактов между индивидами, рождаемый желаниями общей деятельности, и включающий в 9 себя обмен информацией, выработку одинаковой стратегии взаимодействия, и восприятие, понимание индивидами друг друга» [46, с. 111]. Общение как коммуникация. В англоязычной культуре отсутствует термин «общение», есть только термин «коммуникация». Поэтому в зарубежных источниках по данному вопросу идет речь только о коммуникативных процессах, поэтому
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аружанова, А. Г. Речь и речевое общение детей [Текст] / А. Г. Аружанова. – М. : Мозаика-Синтез, 2012. – 272 с.
2. Блакитная, Е. А. Детские контакты и их мотивы [Текст] / Е. А. Блакитная. // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 6. – С.31-35.
3. Бодалев, А. А. Личность и общение [Текст] / А. А. Бодалев. – М. : Педагогика, 2015. – 272с.
4. Большой психологический словарь [Текст] / Сост. и общ.ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. - СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2015. – 672с.
5. Бычкова, С. С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников [Текст] / С. С. Бычкова. – М. : Просвещение, 2013 – 123 с.
6. Венгер, Л. А. Психология. [Текст] : учеб. пособие для педучилищ / Л. А. Венгер, В. С. Мухина. - М. : Просвещение, 2014. – 336 с.
7. Волков, Б. С. Психология общения в детском возрасте. [Текст] : 3-е изд. / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. - СПб. : Питер, 2017. – 272 с.
8. Волкова, А. И. Психология общения [Текст] / А. И. Волкова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2017. – 445 с.
9. Воробьёва, М. В. Воспитание положительного отношения к сверстникам [Текст] / М. В. Воробьёва // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 7. – С. 54-61.
10. Выготский, Л. С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка. [Текст]: учебное пособие / Л. С. Выготский. – М. : Педагогика, 2015. – 228 с.
11. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. – М. : Педагогика, 2014. – 243 с. 52
12. Галигузова, Л. Н. Как помочь наладить общение со сверстниками [Текст] / Л. Н. Галигузова // Дошкольное воспитание. – 2016. - № 1. – С. 111- 120.
13. Гамезо, М. В. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития [Текст] / М. В. Гамезо, В. С. Герасимова, Л. М. Орлова. –2016 1998. – 256 с.
14. Ганошенко, Н. И. Особенности личностного развития дошкольников в предкризисной фазе и на этапе кризиса семи лет [Текст] / Н. И. Ганошенко, Т. В. Ермолова, А. Г. Рузская // Вопросы психологии. – 2013. – №1. – С. 54-62.
15. Годовикова, Д. Б. Общение и познавательная активность у дошкольников [Текст] / Д. Б. Годовикова // Вопросы психологии. – 2015. – №1. – С. 36-39.
16. Годовикова, Д. Б. Осознание детьми 5-7 лет качеств сверстников и их общение [Текст] / Д. Б. Годовикова, Е. И. Гаврилова // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга: сб. ст. – Красноярск : КГУ, 2013. – С. 21-38.
17. Горшкова, Е. Ю. Учите детей общаться [Текст] / Е. Ю. Горшкова // Дошкольное воспитание. – 2015. – №12. – С. 91-93.
18. Горянина, В. А. Психология общения [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Горянина. – М. : Академия, 2014. – 416 с.
19. Детская практическая психология [Текст] : учебник под. ред. проф. Т. Д. Марцинковской. – М. : Гардарики, 2014. – 255 с.
20. Дьяченко, О. М Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста [Текст] / О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьева. – М. : Педагогика, 2016. – 120 с.
21. Залысина, И. А. Особенности игрового поведения дошкольников со взрослыми и сверстниками [Текст] / И. А. Залысина // Вопросы психологии. – 2012. – № 4. – С. 80-85. 53
22. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений [Текст] / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2017. – 452 с.
23. Истратова, О. Н. Большая книга детского психолога: психологический практикум [Текст] : изд. 3-е / О. Н. Истратова, Г. А. Широкова, Т. В. Эксакусто. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2010. – 568 с
24. Истратова, О. Н. Психологическое тестирование детей от рождения до 10 лет [Текст] : психологический практикум / О. Н. Истратова. – Ростов на Дону : Феникс, 2018. – 317 с.
25. Казаринова, Н. В. Межличностное общение: повседневные практики [Текст] / Н. В. Казаринова, В. С. Погольша. – СПб. : СпбГУ, 2010. – 298 с.
26. Клюева, Н. В. Учим детей общению [Текст] / Н. В. Клюева, Ю. В. Косаткина. – Ярославль : Академия развития. 2017. – 237 с.
27. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст] : 3-е изд. испр. и доп. / С. А. Козлова, Т. А. Куликова./ – М. : Академия. 2011. – 416 с.
28. Крижанская, Ю. С. Грамматика общения [Текст] / Ю. С. Крижанская, В. П. Третьяков. – СПб. : Питер, 1995. – 208 с.
29. Лаврентьева, Г. П. Культура общения дошкольников [Текст] / Г. П. Лаврентьева. – Киев : Радяньска школа, 2014. – 125 с.
30. Левшина, Н. И., Формирование коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста в игровой деятельности [Текст] / Н. И. Левшина, Л. В. Градусова // Детский сад: теория и практика. – 2014. – № 6 (42). – С. 94- 103.
31. Леонтьев, А. А. Педагогическое общение [Текст] / А. А. Леонтьев.– М. : Просвещение, 2016 – 340 с.
32. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / М. И. Лисина ; под ред. А. Г. Рузской. – Воронеж : НПО «МОДЭК», 2016. – 384 с.
33. Лисина, М. И. О механизме смены ведущей деятельности у детей в первые семь лет жизни [Текст] / М. И. Лисина // Вопросы психологии. – 2016. – № 5. – С. 48-56. 54
34. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М. И. Лисина. – СПб. : Питер, 2015. – 320 с.
35. Лисина, М. И. Психология самосознания у дошкольников [Текст] / М. И. Лисина, А. И. Силвестру. – Кишинев : Штиинце, 2016. – 206 с.
36. Литовкина, А. В. Психологические особенности общения детей старшего дошкольного возраста [Текст] / А. В. Литовкина, О. Н. Еремина, А. В. Хайминова // Молодой ученый. – 2015. – №21. – С. 705-707.
37. Ломов, Б. Ф.Методологические и теоретические проблемы психологии [Текст] / Б. Ф. Ломов. – М. : Наука, 2016. – 226 с.
38. Марцинковская, Т. Д. Диагностика психического развития детей. [Текст]: пособие по практической психологии / Т. Д. Марцинковская. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 1997. – 176 с.
39. Михайленко, Н. Я. Организация сюжетной игры в детском саду: [Текст] : пособие для воспитателя, 2-е изд., испр. / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. – М. : ГНОМ и Д, 2015. – 96 с.
40. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] : учеб. для студ. вузов, 2-е изд., испр. и доп. / В. С. Мухина. – М. : Академия, 2010. – 456 с.
41. Мухина, В. С. Детская психология [Текст] / В. С. Мухина. – М. : Академия, 2014. – 400 с.
42. Общение детей в детской саду и семье [Текст] / Общ ред. Т. А. Репиной, Р. Б. Стеркиной. – М. : Педагогика, 2014. – 280с.
43. Панфилова, М. Ф. Игротерапия общения [Текст] / М. Ф. Панфилова. – М.: ТОО «ИнтелТех», 2015. – 89 с.
44. Петровский, А. В. Введение в психологию [Текст] / А. В. Петровский. – М. : Академия, 2015 – 496 с.
45. Пиаже, Ж. Моральное суждение ребёнка [Текст] / Ж. Пиаже. – М. : Академический проект, 2016. – 408 с. 55
46. Поливанова, К. Н. Развитие общения дошкольников со сверстниками [Текст] / К. Н. Поливанова. – М. : Педагогика, 2016. – 284 с.
47. Репина, Г. А. Отношения между сверстниками в группе детского сада [Текст] / Г. А. Репина. – М. : Владос, 2014. – 310 с
48. Рояк, А. А. Психологический конфликт и особенности индивидуального 2016. – 120 с.
49. Рояк, А. А. Психологическая характеристика трудностей взаимоотношений со сверстниками некоторых детей дошкольного возраста [Текст] / А. А. Рояк // Вопросы психологии. – 2015. – № 3. – С. 71–83.
50. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. [Текст]: в 2-х т. Т. 1 / С. Л. Рубинштейн. – М. : Педагогика, 2016. – 321 с.
51. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях [Текст] / сост. Е. И. Тверитина, Л. С. Барсукова ; под ред. М. А. Васильева. – М. : Педагогика , 2016. – 236 с.
52. Самоукина, Н. В. Игры в детском саду и дома [Текст] : психологические упражнения и коррекционные программы / Н. В. Самоукина. – М. : Новая школа, 2015. – 256 с.
53. Смирнова, Е. О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция [Текст] / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. – М. : Владос, 2016. - 160 с.
54. Смирнова, Е. О. Особенности общения с дошкольниками [Текст] : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е. О. Смирнова. – М. : Изд. центр «Академия», 2014. – 342 с.